четверг, 9 января 2025 г.

Д-р Алек Д. Эпштейн: Пост-сионистская диктатура в музеях подрывает и культуру, и статус Израиля в мире

 

Д-р Алек Д. Эпштейн:

Пост-сионистская диктатура в музеях подрывает и культуру, и статус Израиля в мире

Куратор музея Кастеля обвиняет Израильский музей в исключении из своей экспозиции деятелей искусства, разделяющих сионистское мировоззрение, и в поддержке художников, считающих себя палестинцами. По его словам, «пост-сионистская диктатура» в музеях вредит международному статусу Израиля в сфере культуры.

Я с большим интересом прочитал в пятничном номере газеты «Маарив» статью доктора Идо Нетаньяху «Когда же наконец рухнет удушающий контроль «левых» над учреждениями культуры?», касающуюся контроля пост-сионистского истеблишмента над израильской культурной жизнью в наши дни. Особый акцент в статье сделан на израильских музеях, где этот контроль имеет особенно серьезные последствия. Так, даже поэт, не получающий признания, может сам опубликовать и представить свои стихи на суд читателя, но ни один художник не может сам организовать и представить на суд зрителей свою выставку в каком-либо музее.

Между создателями произведений искусства и их потенциальными зрителями – посетителями музеев всегда стоят кураторы, которые решают, что уместно выставлять, а что нет. Автор этих строк – куратор Музея Моше Кастеля, чьи огромные фрески видят посетители и Кнессета, и резиденции президента Израиля; каждый раз, когда президент принимает главу того иного иностранного государства, они проводят пресс-конференцию, стоя на фоне феноменального произведения Кастеля «Стена Плача. Слава Иерусалиму». Менее чем в двух километрах от резиденции президента находится Музей Израиля, наш национальный музей. Сколько выставок Кастеля состоялось в нем за шестьдесят лет существования этого Музея? Ни одной. Сколько его работ экспонируется в постоянной экспозиции Национального музея? Ответ тот же: ни одна. И это несмотря на то, что в запасниках Музея хранятся девять его произведений, в том числе прекрасная базальтовая работа, полученная Музеем Израиля в дар от Дэвида Клюгера и его супруги через Американо-израильский фонд культуры.

Так почему же посетители Израильского музея лишены возможности увидеть работы Кастеля? Ну, дело в том, что еще в апреле 1974 года в газете «Ха’арец» [«Страна»] Ран Шхори назвал его работы «художественным фашизмом», а в «Едиот ахронот» [«Последних известиях»] Сара Брейтберг добавила, что Кастель – лишь «средненький декоратор, хорошо знающий свою аудиторию и продающий ей шикарный китч»; Брейтберг снизошла до того, чтобы объяснить читателям: «Кастель описывает нас как древний народ, напоминает нам о нашей уникальности и вечности нашего существования, натягивая славу нам на голову». За свой особый вклад в искусство, а именно критические статьи, подобные процитированной выше, Сара Брейтберг-Семель получила в 2020 году Государственную премию Израиля. Кастель, надо думать, внес вклад меньший, чем она, и потому эту награду так и не получил. Потому что напоминать нам о нашей уникальности и видеть в нас древний народ – это, как уже говорилось, «художественный фашизм», которому нет места в нашем национальном музее.

А чему же место есть? Зал «Израильское искусство» в крупнейшем и важнейшем музее нашей страны открывается огромной (ширина ее – пять с половиной метров) работой Шарифа Вакеда «Сначала – Иерихо» [отсылка к соглашению с ООП, подписанному правительством И. Рабина – Ш. Переса в 1994 году]. Вакед – гражданин Израиля, родившийся в Назарете, но на табличке, висящей в зале музея, он представлен как «палестинец». А в нескольких метрах далее в том же зале выставлена картина «Кактус» Асема Абу Шакры, уроженца города Умм-эль-Фахм, также находящегося на территории Израиля, охарактеризованного на музейной табличке как «палестино-израильтянина» (Palestinian-Israeli). Те, кто не знает, что Умм аль-Фахм – это «Палестина-Израиль», а Назарет – «Палестина без Израиля», могут получить в нашем национальном музее уроки и географии, и обществоведения.

И вот что самое главное: искусство в Израиле давно перестало определять и оценивать себя как художественное явление. Более четверти века назад вышла книга известного искусствоведа и куратора Рональда Форера под названием «Израильская живопись: от пост-импрессионизма к пост-сионизму». В этом названии Форер описал реальность такой, какая она есть: от преобладания определенной художественной традиции – в частности, пост-импрессионистской – мы перешли к доминированию весьма конкретной идейно-политической доктрины – пост-сионизма. Д-р Идо Нетаньяху, возможно, не знаком с этой книгой, но он прав в своем главном утверждении: если деятели культуры выражают – в своих произведениях и в средствах массовой информации – пост-сионистские и даже антисионистские взгляды и позиции, их шансы попасть в музеи в нашей стране значительно возрастают. А когда по этому поводу раздается критика, то мы слышим: «Никто не имеет права покушаться на свободу творчества!». Проблема в том, что именно те, кто провозглашают эти лозунги, сами на свободу творчества больше всего и покушаются, потому что они сводят искусство лишь к тому, что соответствует навязываемому ими пост-сионистскому дискурсу.

С тех пор, как директор Музея Кастеля Хагай Сассон на конкурсной основе выбрал меня на должность куратора, я организовал семь выставок, на которых были представлены произведения разных художников, в том числе Исаака-Александра Френеля, который до создания Государства Израиль пять раз был удостоен престижной премии им. Дизенгофа, и Пинхаса Шаара, предисловие к каталогу выставки которого в Нью-Йорке написал никто иной, как лауреат Нобелевской премии Эли Визель. Выставка Френеля была посвящена его 125-летнему юбилею, а выставка Шаара – 100-летнему. Оба они – первоклассные еврейские художники, ни одна из работ которых не выставлена ??ни в Израильском музее в Иерусалиме, ни в Тель-Авивском музее изобразительных искусств. Но в конце концов, кто они по сравнению с Шарифом Вакедом и Асемом Абу Шакрой? И ради свободы искусства, то есть во имя того, что «Сначала – Иерихо», те, кто написали картины «Сон Яакова», «Раввин с книгой Торы» (Френель), «Пророк Иона» и «Царь Давид» (Шаар) должны быть из наших музеев изгнаны.

Пинхас Шаар, как Зеэв Кун и Иосиф Островский, чьи выставки сейчас проходят у нас в Музее Кастеля, пережили Холокост. Кун – выдающийся художник-сюрреалист, живший и творивший в Тель-Авиве более семидесяти лет. Никакой другой музей в Израиле, кроме нашего, ни разу не провел его ретроспективную выставку. Яркая и значительная школа сюрреализма, сформированная в Израиле группой художников, переживших Холокост, исчезла из музейного ландшафта нашей страны, как будто ее и не существовало. Когда самые важные музеи мира, такие как Метрополитен в Нью-Йорке и Галерея Тейт в Лондоне, провели в прошлом году очень большую выставку под названием «Сюрреализм без границ», в ее каталоге можно было прочитать о развитии этого направления в Японии и Египте, Сирии и Мексике, но об Израиле – ни слова, как будто у нас такого искусства вообще не существовало. Важно сказать об этом вслух: за пост-сионистскую диктатуру нам приходится платить двойную цену, ибо ущерб наносится как нашей культурной жизни здесь, так и нашему международному авторитету в духовной сфере.

Думаю, я не ошибусь, если скажу, что мы в Музее Кастеля сознательно строим всему этому сионистскую альтернативу и, будучи преемниками самого Кастеля, создаем музей искусства, которое, будучи современным и высококлассным, при этом является и выражено национальным. Я лично считаю, что так должны действовать все музеи, но я также верю в свободу мысли и творчества и в преимущество многоголосного плюрализма над доминированием какого-либо одного голоса. Вот почему я уверен, что сокрушение пост-сионистской диктатуры в художественных музеях Израиля станет благом для всех нас.

Перевод с иврита автора

«Маарив», 6 января 2025 г.

Алек Д. Эпштейн - доктор философии, преподаватель кафедры социологии и политологии Открытого университета Израиля, эксперт Института Ближнего Востока, куратор музея Кастеля

  • Д-р Идо Нетаниягу Когда же наконец рухнет удушающий контроль «левых» над учреждениями культуры?
  • Комментариев нет:

    Отправить комментарий

    Красильщиков Аркадий - сын Льва. Родился в Ленинграде. 18 декабря 1945 г. За годы трудовой деятельности перевел на стружку центнеры железа,километры кинопленки, тонну бумаги, иссушил море чернил, убил четыре компьютера и продолжает заниматься этой разрушительной деятельностью.
    Плюсы: построил три дома (один в Израиле), родил двоих детей, посадил целую рощу, собрал 597 кг.грибов и увидел четырех внучек..