Александр Я. Гордон | Большая беда нарциссизма малых различий
В 1726 году Джонатан Свифт опубликовал Путешествия Гулливера. В первой части этого романа Гулливер в стране лилипутов герой знакомится с обстоятельствами большой войны между Лилипутом и Блефуску, причиной которой стал спор по, казалось бы, небольшому поводу: одни считали, что необходимо разбивать вареные яйца с тупого конца, а их оппоненты ратовали за то, чтобы разбивать яйца с острого конца.
Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram.
У Свифта этот конфликт описан сатирически. Зигмунд Фрейд в книге «Неудовлетворенность культурой» (1930) обратил внимание на потенциал возникновения конфликта между очень близкими народами и назвал это явление «нарциссизмом малых различий»: «Однажды я обсуждал феномен, что именно сообщества с прилегающими территориями, связанные друг с другом и другими способами, постоянно враждуют и высмеивают друг друга – как, например, испанцы и португальцы, северные немцы и южные немцы, англичане и шотландцы и так далее. Я дал этому явлению название «нарциссизм мелких различий» – название, которое не очень-то объясняет его. В нем мы обнаруживаем удобное и относительно безобидное удовлетворение агрессивной наклонности, облегчающее членам коллектива их сплоченность.» В электричестве подобный эффект называется отталкиванием зарядов одного знака. Фрейд видел в «нарциссизме малых различий» способ подавить агрессивность соседних народов и добиться их сплоченности в раздувании «малых различий», которые помогают народам избавиться от природной агрессии «удобным» и «безобидным» способом. Подобная сублимация агрессивных инстинктов казалась Фрейду безопасной, как освобождение испанцев от агрессивных наклонностей переключением их на бой быков или острое соперничество болельщиков футбольных или баскетбольных команд одного города, доходящее до ненависти. Обе стороны конфликта, по Фрейду, проявляют нарциссизм, то есть национальную гордость и желание подчеркнуть свое отличие, свое своеобразие и стремление к отделению одного народа от другого и к независимости одного от другого.
В конфликте между Россией и Украиной также идет речь о «нарциссизме» близких народов. Но бывают разные виды нарциссизма. В случае России речь идет о нарциссизме империи, которая унаследовала амбиции Российской империи и Советского Союза. Российская Федерация оплакивает развал СССР и чувствует себя обделенной из-за того, что ее территория стала меньше, что от нее отделились Украина, Белоруссия, страны Балтии, Кавказа и Средней Азии. В Российской Федерации считают население отделившихся стран советскими людьми и находит естественным восстановление Советского Союза, то есть ликвидацию независимости бывших республик. Раз жители бывших республик СССР – по-прежнему, советские люди, значит, они один народ, который должен жить в одной стране, в Российской Федерации, наследнице Советского Союза. Война между Россией и Украиной начиналась Путиным как «специальная военная операция» по устранению «мнимых» различий между русскими и украинцами, по «освобождению» Украины от «нацистов», то есть людей, считающих украинцев нацией, отличающейся от русских.
В чем состоит «нарциссизм» Украины? Украина – наиболее близкое по языку и культуре и теснее всех исторически связанное с Российской Федерацией постсоветское общество. Украина хочет превратить «малое различие» от России в большое различие. Она желает избавиться от отождествления с Россией, от культурного и языкового сходства и вообще от любого вида зависимости от новой Российской империи. В Российской Федерации стремление Украины к независимости именуется даже не национализмом, а нацизмом. Так понятнее российским гражданам: раз «нацисты», значит, враги, как было во время Великой отечественной войны, то есть Второй мировой войны. Концепция «нарциссизма малых различий» не совместима с заповедью «Возлюби ближнего своего, как самого себя». Два христианских, православных народа не любят «ближнего своего», стараются отдалиться от него и превратить «малые различия» в большие. Зигмунд Фрейд ошибся: «нарциссизм малых различий» не оказался «удобным и относительно безобидным удовлетворением агрессивных наклонностей», а неудобным и обидным удовлетворением агрессивных наклонностей. Он оказался разрушительным и убийственным, а может быть, и самоубийственным средством выражения агрессивных наклонностей.
Комментариев нет:
Отправить комментарий