О чем плачут камни, или История великой стены
Да, как оказалось, даже немногие израильтяне сегодня знают, что Стена Плача названа так не только потому, что из века в век евреи оплакивают возле нее разрушенный Храм.
Время от времени в день 9 Ава на ней выступают непонятно откуда взявшиеся капли воды, очень напоминающие слезы. Правда, последний раз это чудо было зафиксировано в 1940 году и, как утверждают газеты того времени, многие женщины тогда собирали эти «слезы» во флаконы и долго хранили их потом в качестве талисмана. Еще рассказывают, что с началом дня 9 Ава на один из камней Стены садится белый голубь, который ведет себя совсем не так, как полагается обычной птице — этот голубь сидит на этом камне неподвижно больше суток, до самого исхода траурного дня, время от времени оглашая пространство Стены своим жалобным стоном. Старики верят, что этот голубь — зримое воплощение «кнессет Исраэль» — коллективной души народа Израиля…
Признаюсь, вот уже несколько лет подряд, повинуясь какому-то странному зову, я отправляюсь накануне 9 Ава в Иерусалим — просто чтобы побыть вблизи Стены Плача, напитаться разлитой вокруг нее особой атмосферой, прикоснуться к ее камням, вспомнить ее историю, в которой легенды так тесно переплелись с реальностью, что уже невозможно отделить одно от другого…
Предания Стены
Согласно старинной легенде, для того чтобы у народа возникло ощущение, что Иерусалимский Храм — это его общее достояние, царь Шломо разделил работы по его отделке и возведению внешних стен между различными слоями общества. Южную стену вокруг Храма было поручено построить представителям еврейской знати, восточную — коэнам и левитам, северную — богатым купцам, а западную — беднякам. Военачальники, коэны и купцы от всей души пожертвовали на строительство Храма огромные деньги, наняли на них рабочих из окрестных стран и поручили им возвести три стены вокруг Храма, оставив себе лишь роль надсмотрщиков и прорабов.
Но у бедняков не было денег, чтобы нанять рабочих, и они строили западную стену Храма своими руками, обильно поливая ее камни собственным потом. И когда ее строительство было закончено, с Неба раздался голос: «Собой клянусь, — говорит Г-сподь, — что Западная стена будет стоять вечно и Шхина Моя не отойдет от нее». В эту легенду можно верить, а можно — не верить, но факт остается фактом: Западная Стена пережила все исторические потрясения и сегодня остается последним дошедшим до наших дней осколком Первого и Второго Иерусалимских Храмов.
Когда Первый Храм был разрушен воинами Навузарадана, остов Западной стены каким-то чудом сохранился — и вернувшимся на Землю Израиля вместе с Эзрой и Нехемией евреям при возведении Второго Храма, не пришлось строить заново эту стену, они лишь восстановили ее. Затем стену реконструировал и расширил Ирод Великий, но именно расширил и реконструировал — в ее основе остались лежать те же камни, что были положены бедняками при царе Соломоне.
Когда Тит Флавий сжег Второй Храм, он вызвал к себе четырех центурионов и каждому из них поручил разрушить одну из стен, окружающих здание Храма. Три военачальника выполнили этот приказ, но четвертый — араб по имени Панган — приступив к работам по разрушению Западной Стены, внезапно отдал своим легионерам приказ прекратить их. При этом Панган не мог не сознавать, что, нарушая приказ, он приговаривает себя к смертной казни, но, видимо, явилось ему у Стены нечто такое, что было сильнее страха смерти.
Когда Тит увидел, что Западная Стена осталась почти нетронутой, он спросил у Пангана, как тот осмелился нарушить его приказ.
— Я хотел, — ответил Панган, — сохранить ее для потомков, чтобы они восхищались твоими деяниями, Кесарь. Пусть они говорят: «Если такова была только одна стена Храма, то как же был укреплен сам Храм, который взял великий Тит?!».
— Прекрасный ответ, — похвалил Тит. — И за то, что у тебя так хорошо подвешен язык, я не предам тебя смерти за нарушение приказа. Вместо этого, ты поднимешься на стену и спрыгнешь с нее — пусть боги сами решат, насколько угоден был им твой поступок.
Панган прыгнул вниз со стены и разбился насмерть. Но Западная Стена осталась стоять там, где стояла.
И когда в течение долгих лет римляне запрещали евреям не только селиться в Иерусалиме, но и приближаться к развалинам Храма, евреи обозревали свою разоренную столицу с Масличной горы, и Западная Стена служила им главным ориентиром для определения того места, где стоял Храм.
Потом Святой Землей владели византийцы, которым не было никакого дела до Храмовой горы и Западной Стены, так что место это приходило во все большее запустение. Но затем, уже в VII веке, в Иерусалим пришли арабы, и халиф Омар пожелал точно выяснить, где именно располагался Иерусалимский Храм и его Святая Святых, ведь, согласно преданию, именно отсюда пророк Мохаммед вознесся на небо для разговора с Аллахом. Омар вызвал к себе десять еврейских старцев и потребовал указать это место, но они ответили ему отказом. Однако затем один из стариков вернулся и сказал халифу, что готов открыть тайну — при условии, что тот сохранит Западную Стену и разрешит молиться возле нее евреям.
Так на месте Святая Святых Храма, над камнем Мория, на котором Авраам собирался принести в жертву Ицхака, и у которого Яакову явилось знаменитое видение лестницы, появился Золотой купол Омара, но зато евреям снова разрешили селиться в Иерусалиме и молиться у своей святыни.
Ну, а потом пришли крестоносцы и мамелюки, пожелавшие стереть саму память о том, что Иерусалим когда-то был еврейским городом. Во всяком случае, упоминания о Западной Стене надолго исчезают из всех исторических хроник и возникают снова лишь в XVI веке — когда Иерусалим оказывается в руках турецкого султана Салима Первого Грозного.
И по этому поводу тоже есть своя замечательная легенда. Рассказывают, что, прибыв в Иерусалим, Салим устроил свою резиденцию прямо напротив Храмовой горы. И вот в тот самый момент, когда он наслаждался видом из окна, Салим увидел, как к расположенному за окном холму подошла какая-то старуха и выбросила на этот холм целую корзину зловонного мусора. Вид этого мусора так оскорбил глаз султана, что он велел немедленно арестовать старуху и доставить ее пред его ясные очи. Когда же Салим узнал, что старуха, христианка по вероисповеданию, живет в Бейт-Лехеме и тащила эту корзину оттуда, чтобы выбросить его именно на этом месте, он вообще пришел в ярость: неужели от Бейт-Лехема до Иерусалима нет ни одной мусорной свалки, так что мусор надо выбрасывать прямо под окнами резиденции султана?!
— О, повелитель, — ответила старуха, — у меня и в мыслях не было тебя оскорбить. Просто вот уже много лет, как наши священники обязали всех окрестных христиан выбрасывать мусор именно на это место. Жители Иерусалима должны выбрасывать туда мусор не реже двух раз в неделю, тот, кто живет в одном дне пути от Иерусалима — раз в неделю, а кто в трех днях пути — один раз в месяц.
Заинтересовавшись тайной этого холма, Салим начал ежедневно демонстративно выбрасывать в него несколько мешочков с золотыми монетами, на поиски которых, разрывая мусор, немедленно бросались толпы городских нищих. Так они постепенно разрывали этот холм, пока однажды из-под груды этого мусора не появилась Стена… Окончательно очистил Стену от мусора сын Салима Сулейман Великолепный. Он же не только разрешил евреям вновь молиться у Стены, но и выделил для этого специальный участок длиной в 28 метров и шириной в 3 метра.
На этом участке и молились евреи вплоть до 1949 года, когда по итогам Войны за Независимость Стена Плача оказалась в руках иорданцев.
Кстати, само название «Стена Плача» есть следствие ошибочного перевода. Сами евреи в XVI веке стали называть Западную Стену «Котель а-кинот», то есть, «стеной кинот» — траурных молитв, которые читаются в память по разрушенному Храму.
Но так как слово «кинот» обычно переводится на другие языки как «плачи» (например, «Плач пророка Ирмиягу»), то на другие языки «Котель а-кинот» стали переводить как «Стена Плача», а затем это название закрепилось и у самих евреев.
На свидание с Б-гом
Все эти не раз слышанные мною истории проносятся у меня в голове, пока я слежу за людьми, все идущими и идущими к Стене Плача. Каждый из них ведет себя по-своему — кто-то спешит присоединиться к общей молитве; кто-то шепотом читает псалмы; некоторые просто приникают к камням Стены и так, замерев, стоять минут пять-десять, а порой и дольше. И, само собой, немало тех, кто вкладывает в Стену записки с просьбами к Всевышнему.
Утром специальная бригада мусорщиков аккуратно подметет выпавшие из Стены записки, сложит их в специальные мешки, которые затем окунут в микву и лишь после этого захоронят — просьбы к Б-гу ни в коем случае не должна постичь судьба обычного мусора.
Что же приводит людей к Стене Плача? Чтобы внести хоть какую-то ясность в этот вопрос, я решил задать его нескольким мужчинам и женщинам на выходе из этого святого для каждого еврея места.
— Я в Израиле третий раз в жизни и третий раз прихожу к Стене Плача, — отвечает Майкл Розенбаум, студент Нью-йоркского колледжа. — То, что я здесь испытываю — это фантастическое чувство! Нет, я неверующий, но одно дело читать книжку по истории или слушать лекцию и другое дело — оказаться здесь. Когда ты понимаешь, что Храм — не выдумка, не сказка, что он действительно существовал, все начинает представляться по-другому. Именно здесь я чувствую, что я — еврей, что все евреи — мои братья, что у нас одно прошлое и одно будущее. Не хочу клясться, но думаю, что в этом году я впервые буду соблюдать пост 9 Ава. Потому что, в конце концов, именно в этот день произошла главная трагедия нашего народа: ведь если бы не было 9 Ава, не было бы и Холокоста. Я буду поститься не для Б-га, а в память о тех евреях, которые умирали от голода в Иерусалиме 2000 лет назад.
— Зачем я прихожу к Стене Плача? Странный вопрос, — пожимает плечами Шимон Шавит. — Я чувствую, что Б-г близок к этому месту, как ни к какому другому. Когда я стою здесь, я буквально чувствую Его присутствие, я как будто говорю с Ним один на один. Я думаю, такое чувство есть у очень многих.
Чуть-чуть забегая вперед, скажу, что нечто подобное мне говорили и многие другие мои собеседники, но больше всего меня потрясло откровение женщины, представившейся Марией. Как выяснилось, она не еврейка, приехала 10 лет назад в Израиль подработать, да так здесь и задержалась и успела за это время неплохо выучить иврит.
— Официально по вероисповеданию я католичка, но в нашу церковь не хожу, — сказал Мария. –Я, как и вы, выросла и выучилась при коммунистах, и с детства усвоила, что Б-га нет, никогда не ходила в костел. А здесь я неожиданно поверила, но в костел опять-таки не пошла — мне там все незнакомо. Зато вот уже пять лет, как раз в месяц я приезжаю к Стене Плача, и мне этого достаточно. Вот Б-г, вот Стена, а вот я. Я получаю здесь энергию на весь следующий месяц, как будто и вправду с Ним поговорила. Разве Б-г не один для всех?!
— Я пришла сюда попросить у Б-га ребенка для своей дочери, — призналась пожилая туристка из России Нина Константиновна Сиреньева. — Я — православная, но мне сказали, что у этого места особая сила, и оно — для всех…
В разное время у Стены Плача молились: Барак Обама, Папа Иоанн Павел II,
Билл Клинтон, Владимир Путин, Шэрон Стоун, Папа Бенедикт XVI, Дональд Трамп.
Ян СМИЛЯНСКИЙ
Ян СМИЛЯНСКИЙ
Комментариев нет:
Отправить комментарий