Юрий Магаршак
Интеллигенция и её роль в
прошлом, настоящем и будущем
Opening remarks
|
Слово интеллигенция пришло в языки мира из Римской Империи. Латинское слово intellegentia (в
значениях «понимание, восприятие, искусство, умение) является
производным от латинского глагола intellego (ощущать, воспринимать, познавать,
узнавать, разбираться). К латинскому значению слова intellegentia восходит название
секретной службы Великобритании Intelligence Service. Имеющим с вошедшим в языки мира в девятнадцатом
веке из русского языка словом интеллигенция,
которое обозначает образованный класс общества, определяемый Википедией как
·
“социальная группа, которая занимается умственным трудом,
отличается высоким образовательным уровнем и творческим характером своей
деятельности, проявляющимся в привнесении личностно-индивидуального начала в
эту деятельность, производит, сохраняет и несёт в другие социальные группы общечеловеческие ценности и
достижения мировой культуры, обладает специфическими психологическими чертами и
позитивными нравственно-этическими качествами. Последнее можно назвать
интеллигентностью”
общего только
то, что и следователям, и интеллигентам в пришедшем в мир из России понимании
этого термина неободимо умение мыслить.
Впрочем, как
это часто бывает, то, что описывает возникшее слово, существовало задолго до
того, как слово для обозначения явления или понятия было придумано. Совершенно
естественно назвать интеллигентами, населявших Афины эпохи Перикла Сократа и
его окружение, включая Платона. А затем Аристотеля, который обучал
прогуливаясь, в частности по саду ликей, название которого стало впоследствии
нарицательным. Интеллигентами бесспорно были члены Платоновской Академии во
Флоренции и окружение Лоренцо Великолепного, включая Микеланжело и Леонардо Да
Винчи, а в следующем веке Коперник, Джордано Бруно и Галилей.
Древние
римляне, которые проводили время на отдыхе в приятном расслаблении с
размышлениями о всём сущем (о котором стало известно не только из литературы,
но и из живописи Помпей) – образ жизни, напоминавший людей свободных профессий
19-20 века, а также работу физиков-теоретиков в СССР, ходивших на место службы
раз в неделю на семинары а в остальное время свободно мысливших, слушавших
Высоцкого&Окуджаву и рассуждавших про все на свете – бесспорно были
интеллигентами в современном понятии этого класса общества. Так же, как
значительная часть французской и английской аристократии, проводившая время в
театрах, салонах и (в эпоху Людовика XVI, Вольтера и Бомарше) разговорах о всем на свете.
Смотри например энциклопедию Дидро и Даламбера, создававшуюся не только в
академической, но и в гривуазно-праздничной атмосфере эпохи.
В настоящее время существует два главных определения
интеллигенции, к которым сводятся все остальные: Ленинское и Бердяевское.
“интеллигенция
есть лучшая часть общества, наиболее образованная, наиболее развитая, наиболее
благородная, наиболее талантливая и творческая, она есть соль земли, истинная
выразительница народного духа, носительница народных идеалов, а не интересов;
народность ее не зависит ни от прерогатив дворянских, ни от прерогатив
разночинских.”
Ленинское определение интеллигенции, которым в Советском
Союзе определялось отношение к интеллигетам с захвата власти Большевиками до
распада СССР было дано в письме Председателя СовНарКома Горькому:
«„Интеллектуальные силы“ народа
смешивать с „силами“ буржуазных интеллигентов неправильно. За образец их возьму Короленко: я недавно прочёл его, писанную в августе 1917 г., брошюру „Война,
отечество и человечество“. Короленко ведь лучший из „околокадетских“, почти
меньшевик. А какая гнусная, подлая, мерзкая защита империалистской войны,
прикрытая слащавыми фразами! Жалкий мещанин, пленённый буржуазными
предрассудками! Для таких господ 10 000 000 убитых на империалистской войне — дело,
заслуживающее поддержки (делами, при слащавых фразах „против“ войны), а гибель
сотен тысяч в справедливой гражданской войне против помещиков и капиталистов
вызывает ахи, охи, вздохи, истерики.
Нет. Таким „талантам“ не грех посидеть
недельки в тюрьме, если это надо сделать для предупреждения заговоров (вроде
Красной Горки) и гибели десятков тысяч. А мы эти заговоры кадетов и
„околокадетов“ открыли. И мы знаем, что околокадетские профессора дают сплошь
да рядом заговорщикам помощь. Это факт.
Интеллектуальные силы рабочих и
крестьян растут и крепнут в борьбе за свержение буржуазии и её пособников,
интеллигентиков, лакеев капитала, мнящих себя мозгом нации. На деле это не
мозг, а говно.» ” письмо
В.И.Ленина А. М. Горькому, отправленное 15 сентября 1919 года.
Поскольку понятие интеллигентности стало из российского
международным, необходимо дать четкое и лаконичное определение этого класса
общества. Не прослойки, а класса. Определение, которое соответствует месту,
роли и значимости интеллигенции во всех странах мира в настоящее время. Четкое
и лаконичное, но всеобъемлющее. Думается, оно может быть таково:
ИНТЕЛЛИГЕНТ ЭТО ШИРОКО ОБРАЗОВАННЫЙ ЧЕЛОВЕК С НРАВСТВЕННОСТЬЮ И БЕССТРАШИЕМ
МЫШЛЕНИЯ.
В 19 веке
казалось, что интеллигенция явление чисто российское. Что Западной Европе а
также Америке, не говоря уже о Японии, Индии и Китае, интеллигенты не требуются
а потому их там и нет. Образованных профессионалов для процветания нации
большее чем достаточно, а общественно значимые решения принимают политики,
заботящиеся о благе Нации лучше других. Однако ситуация изменилась. Сегодня
интеллигенция как класс людей, соответствующих данному выше определению,
абсолютно необходима повсюду. Потому что свободы выражать свои взгляды – если
они не соответствуют взглядам правительства, а также установившимся благодаря
энергии тех или иных групп, продвигающих те или иные интересы от
сверхкопрораций до сексуальных меньшинств, не существует нигде!
К первому
поколению русских интеллигентов, повидимому, следует отнести Пушкина и его
современников включая и декабристов. Однако с приходом императора Александра
Второго, предоставившего возможность говорить крамолу без страха немедленно
оказаться на каторге, интеллигенция в России стала заметной общественной силой
и массовой. Не просто встав в оппозицию к Власти, требуя (получив свободу
высказывания) полных свобод, но также (глядя из следующих веков, к сожалению)
оправдывая действия террористов. Которые сначала покушались на губернаторов, а
затем (после ряда неудачных попыток) убили царя.
Отношение к
вольнодумству при Алекандре Третьем и Николае Втором при всех различиях
оставалось в целом терпимым. Свобода
печати, собраний и речи расцвела пышным цветом после Февральской Революции, но
ненадолго. После октябрьского Переворота и прихода к власти большевиков
отношение к интеллигенции круто изменилось. Созданная Лениным ЧК расстреливало
интеллигентов вместе с попами, купцами, промышленниками и белыми офицерами, вытаскивая
из подвалов голые трупы убитых мужчин и женщин за ноги и сбрасывая в “братские”
котлованы. На так называемых философских кораблях из СССР было вывезено
несколько сот ведущих ученых, инженеров, деятелей искусства. Представьте себе,
что из Культуры Франции или Италии вычеркнуто сто ведущих имен. Франция и
Италия были бы не такими, какими их знают. Поэтому можно себе представить,
какой невосполнимый урон был нанесен России этим остракизмом “философов”. Уже
после него одного Советская Россия стала иной страной. Но наряду с ним был
массовый отстрел русских интеллигентов всех национальностей в гражданскую
войну, а затем и во время большого Террора. И многомиллионное бегство от власти
Большевиков, продолжавшееся до тех пор, пока оно было возможно.
При жизни
Сталина говорить об интеллигенции как о социальном слое было попросту
невозможно. Точнее, возможно если считать интеллигентами всех, кто был
расстрелян или сослан в ГУЛАГ за шпионаж в пользу разведок Запада, за
произнесение крамольных слов или за чтение запрещенной литературы - а таковых
было сотни тысяч если не миллионы. Люди, независимо мыслящие, были разрознены,
а если и позволяли себе сказать что-нибудь против власти (за редчайшим
исключением стихотворения Мандельштама МЫ ЖИВЕМ, ПОД СОБОЮ НЕ ЧУЯ СТРАНЫ, за
которое Великий Поэт поплатился жизнью), то разве что на ухо любимой супруге во
тьме ночи, когда поблизости никого не было.
И все же
интеллигенция в СССР возродилась. Причем
делала правящая компартия это совершенно сознательно, понимая, что на одних
крестьянах и рабочих далеко не уедешь и передовой в технологическом отношении
Державой Сверхдержаву не сделаешь. При Хрущеве был создан кодекс негласного
поведения Советских Людей, согласно которому они могли говорить, что угодно но
не везде, а в строго ограниченных обстоятельствах:
·
при распитии на троих поллитровки,
·
во время перекура,
·
в пивном баре
за кружкой пива, распивая хмельной напиток на столике или на ящиках
·
В рюмочных (пивбары и рюмочные в СССР превратились в
исповедальни, при этом роль исповедника и исповедующегося поочеренно исполняли
все выпивающие)
·
на кухне
·
во время обеденного перерыва при распитии чая и
поедания бутерброда, в лучшем случае с колбасой
но никогда на
собрании или публично. А также упаси Боже распространять крамолу, перепечатывая
оную на машинке и под копирку – за подобное “преступление” можно было запросто схлопотать срок в лагере
или оказаться бессрочно посаженным в психбольницу. Такие казалось бы странные
правила (унаследованные из шарашек ГУЛАГА, доказавших свою необыкновенную
эффективность в годы ВОВ) породили многомиллионную советскую интеллигенцию
времен Оттепели, которая оказалась столь мощным классом, что спустя тридцать
лет сокрушил, казалось, несокрушимый Советский Союз. Бескровно. И без единого
выстрела!
После
недолгого переходного периода правления Ельцина, когда голос интеллигенции
звучал громче других, интеллигенция в России вновь отодвинута на второй и даже
на третий план. Бал правят не люди мысли и совести, а силовики и
приспособленцы. Быть ученым, профессором, учителем, инженером стало не только материально
невыгодно, но также и антипрестижно. Интеллигенция в России перестала
образовывать не только класс, но даже прослойку. Остались только разрозненные
люди чести, мысли и совести, которые ни в чем не поддакивают режиму. А на этом в
масштабах страны далеко не уедешь. Потому наступивший временный кризис
превращается в перманентный. Без малейшей надежды из него выкарабкаться.
Однако
подобное происходит не только в России. Интеллигенция согласно данному мною определению
этого класса общества, в эпоху интерета и казалось бы бесконтрольных
коммуникаций по всей Земле подавляется не только в России, но и в Соединенных
Штатах Америки, и в Европе. А о таких странах, как Китай, Северная Корея, Иран
и говорить нечего. Изощренно, нередко лицемерно и изуитски, в каждой стране по
своему, но абсолютно повсюду!
В Америке
учителя школ и университетов боятся говорить то, что думают, потому что
немедленно лишатся работы. То же во Франции, Германии, Англии и других
европейских странах, причем в каждой по разному. То же происходит с врачами
госпиталей, а также и государственными служащими всех уровней. Причем повсеместно.
Во всех без исключения странах членах ООН.
Между тем
только широко образованные профессионалы разных специальностей с бесстрашием
мышления и нерушимими моральными принципами могут спасти современную
цивилизацию. Которая катится в омут. И может уничтожить саму себя, а вместе с
собой все живое, не только ядерной войной, но множеством способом. Один из
самых ужасных но абсолютно реалистичных – изменение атмосферы настолько, что на
Земле под влиянием человека (подобно тому, как это произошло на Венере, на
которой первый миллиард лет климат был условно говоря райский, но затем стали
идти кислотные дожди, а в результате парникового эффекта температура
увеличилась до четырехсот градусов, превратив поверхность планеты в подобие ада)
жизнь станет невозможна не только для homo sapiens, но и для всех или почти всех её форм.
Для того, что
мы назвали бы интеллигентым образом жизни, в латинском языке есть специальный
термин: Otium. Который, в отличие от
слова intellegentia, в
современные языки не вошел. И перевести его на язык 21 века непросто поскольку
точного и даже приближенного аналога ему нет. По смыслу же отиум это
времяпрепровождение с получением удовольствия от размышления, обсуждений самых
разнообразных проблем, трапезы, созерцания природы, отдыха, познания и
обучения. Подобным образом (не подозревая, что проводят большую часть жизни в
отиуме) жили английские аристократы Викторианской эпохи, французские
интеллектуалы от философов и писателей до художников и режисеров Франции после
Наполеона, физики-теоретики в Советском Союзе приходившие на работу раз в неделю
на семинары и чаепития, а остальное время творившие совершенно свободно...
Выступления Высоцкого и Окуджавы на конференциях физиков превращали процесс
познания и созидания советских ученых в отиум. Так же, как посиделки в
мастерских художников, которые Советская Власть давала даже официально
непризнанным!
Интересно, что в древнем мире отиум
ассоциировался с уходом на покой после завершения карьеры. Который мы назвали
бы уходом на пенсию – но для состоятельных слоев общества, которым пенсии не
нужны, отиум был естественным времяпрепровождением тех, кого мы назвали бы
интеллигенцией, с юности и до смерти. Обсуждая
проблему интеллигенции в США с уважаемыми учеными США, автор этой преамбулы и
его собеседники неожиданно пришли к выводу, что в этой казалось бы свободной
стране профессор, учитель школы и государственный служащий интеллигентом может
быть не раньше, чем выйдет на пенсию. Иначе (если не будет поддакивать, когда
слышит абсурд, а о том, что думает, помалкивает подобно советским людям во
времена Сталина) рискует лишиться работы с волчьим билетом.
Только широко
мыслящие профессионалы с нравственностью и бесстрашием мышления, которых
подкупить невозможно, будучи услышанными миллионами тех, кому судьба
человечества а значит и их собственная судьба не безразлична, а также те, кто
принимает решения с этими качествами, могут вернуть цивилизацию, сбившуюся со
столбовой дороги развития, на разумные рельсы. Вот почему дискуссия о роли
интеллигенции в прошлом, настоящем и будущем – для начала хотя бы только
дискуссия - особо важна. При этом дискуссия эта должна быть перманентной и
международной. Потому что в разных странах запреты разные. И с пути разума
каждая страна член ООН сбилась по своему. Однако если взгляд на проблему всего
человечества будет с различных ракурсов, возникнет всеобъемлющая картина,
имеющая более чем одно измерение. Которая абсолютно необходима для того, чтобы
действия, которые следует предпринять и будут предприняты, были разумными,
прагматичными и дальновидными.
Ю Б
Магаршак
1 июня 2019 Нью-Йорк
Комментариев нет:
Отправить комментарий