Лев Прыгунов: Я снимался в куртке Бродского
В этом году на российские экраны выйдет вторая часть исторического телесериала режиссера Алексея Андрианова «Годунов». Первый сезон вызвал большой интерес зрителей, так как в сериале собрали звездный состав из артистов первой величины. Роль боярина Никиты Романовича Захарьина-Юрьева, основателя династии Романовых, деда русского царя Михаила Федоровича, сыграл народный артист России, актер, художник и поэт Лев Прыгунов. За свою жизнь артист снялся в огромном количестве фильмов, пишет картины и стихи, о чем он с интересом рассказывает в интервью «ЮГ».
— Лев Георгиевич, действие сериала «Годунов», где вы сыграли роль боярина Никиты Романовича ЗахарьинаЮрьева, происходит в Москве, чуть ли не под окнами вашей собственной квартиры. Что для вас значит столица?
— Я живу на Тверской. Это — постоянный поток машин в любое время суток, что, конечно, тяжело. Но я не могу без Москвы. У нас небольшая квартирка, но я счастлив в своем доме. У меня также есть небольшая мастерская. И я нахожусь либо дома, либо в мастерской, либо в до роге.
— Вы ведь не коренной москвич. Где прошло ваше детство и какие воспоминания вам дороги?
— Я родился в Алма-Ате. Жил в крохотном домике, который успел построить отец, словно предчувствуя, что уйдет на войну. Мать осталась с нами, двумя детьми, на руках, в полной нищете, потому что получала зарплату учительницы, равную буханке хлеба на рынке. Нас все время обкрадывали — крали в основном хлебные карточки. Дома было пусто, я с ужасом сегодня думаю о том времени. Но поскольку я не знал другой жизни, то был счастлив тем, что имею: приходила зима, и я накручивал на валенки старые коньки. Гоняли с ребятами во дворе. Хотя сегодня, ду-мая о матери, с ужасом вспоминаю те безумные годы.
А потом отец вернулся с войны. Он был биологом, бредил своей профессией, сразу стал меня таскать в горы... И погиб в горах. Но за четыре года успел привить мне любовь к биологии. Я стал орнитологом, ловил птиц, делал чучела. До сих пор могу сделать хорошее чучело любой птицы.
— А почему не пошли по стопам отца, а выбрали профессию артиста?
— Я проучился два курса на биологическом факультете. И в какой-то момент стало скучно: я уже знал все, что рассказывали преподаватели.
Отец оставил мне прекрасную библиотеку, названия многих птиц я знал даже полатыни. Затосковав, бросил все и уехал в Ленинград.
В театральный поступил мгновенно. После третьего курса меня уже пригласили на мой первый фильм «Увольнение на берег». А с 1961 года я уже жил в Москве.
— Где тусовались в Москве в годы оттепели?
— В первый же день, приехав в Москву, вышел из метро на станции «Охотный Ряд» и зашел в кафе «Националь». Вошел туда… и «прописался» там. До 1971 года проводил в «Национале» все свободное время. Меня там искали друзья, ассистенты по актерам с «Мосфильма». Там меня нашли на картину «Они шли на Восток». Это был мой постоянный адрес.
— Как живопись вошла в вашу жизнь?
— Мне безумно повезло с друзьями. Я дружил с Иосифом Бродским и со всей его поздней компанией. Моими друзьями в 1965 году стали талантливый поэт Евгений Рейн и гениальный саксофонист, философ, музыкант Алексей Козлов. В 1964 году в мою жизнь вошли потрясающие русские художники Олег Целков, Александр Харитонов, Эдик Штейнберг, Эдуард Зеленин, Анатолий Брусиловский. Я бывал в гостях у Яковлева, пил со Зверевым. Это все были мои товарищи. Каждый из них, так или иначе, повлиял на мою жизнь.
— Вы дружили с Бродским! Звучит, как музыка сфер…
— И даже снимался в кино в его куртке. Иосифу Бродскому американцы подарили крутую по тем временам куртку Wrangler, и когда мне предложили сниматься в фильме «Меж высоких хлебов», он дал мне ее на съемки. Так что самое интересное для меня сегодня в этом фильме — я в кадре в куртке Иосифа Бродского. Когда Иосиф уехал за границу, я приезжал к нему. Провел в его доме трое суток, много было переговорено...
— А что для вас живопись?
— Живопись для меня — будь то реализм или абстракционизм — самая что ни на есть подлинная реальность. Краски — они ведь тоже делаются из глины, из земных материалов.
— Вы воспринимаете живопись как хобби или как вторую профессию?
— Как-то мы с женой в Лондоне полтора года жили только за счет моих проданных работ. Жили полгода в Америке и полгода в Париже за счет этих же гонораров. У меня продано более полутора сотен картин.
Выставки проходят по всему миру — в Лондоне, НьюЙорке. В России выставлялся в Центральном доме художников в Москве, в Санкт-Петербурге, в Костроме, в Ярославле, в Калуге, Архангельске, Твери, Самаре.
— Вы работали с потрясающими актерами — Куравлев, Папанов, Леонов, Ливанов, Высоцкий, Самойлова, Чурсина. Наверняка среди них были люди, оказавшие влияние на ваше духовное становление?
— Вы не назвали Эфроса. Я ведь работал у Эфроса в Центральном детском театре. Я прошел все легендарные ночные репетиции «Ромео и Джульетты». Метод Эфроса у меня отложился в подсознании, хотя я стал понимать его понастоящему всего лишь лет 20 назад. Это метод действия и мысли, никаких изображений! Я сыграл множество ролей в сериалах, в фильмах, и все мои роли получились разными.
Хотя я ничего не менял в отношении себя. Все это благодаря методу Эфроса, который заставляет думать актера по-другому.
ДОСЬЕ
Лев Георгиевич Прыгунов родился 23 апреля 1939 года. Слава к актеру пришла в 30 лет, когда 1969 году он снялся в картине Марка Орлова «Сердце Бонивура». За свою жизнь артист сыграл в огромном количестве фильмов, в том числе и в Голливуде, снимался в советских картинах «Иду на грозу», «Освобождение», «Без права на ошибку», «Как закалялась сталь», «Рожденная революцией», «Трактир на Пятницкой», «Битва за Москву», «Криминальный квартет», «Безотцовщина», «Опасные друзья».
Народный артист России жил в Лондоне, НьюЙорке, Париже. Дружил с поэтом Иосифом Бродским. Три последних десятилетия увлекается живописью — его персональные выставки с успехом проходят на территории России и за рубежом.
Комментариев нет:
Отправить комментарий