«Граф Монте-Кристо»: блистательная выдумка или плагиат?
Истоки сюжета и авторство одного из самых популярных романов. Настоящий «граф»
Дюма любил украсить свои успехи романтическим ореолом. «Граф Монте-Кристо» якобы был задуман им во время морского путешествия, когда он увидел островок Монтекристо, что в переводе с итальянского означает «гора Христа». Но воображение Дюма буйствовало не само по себе, а на обрывках реальных событий. «Граф Монте-Кристо» – не исключение. Более того, у главного героя был прототип.
В основу романа легла история, которую рассказал историк Жак Пеше в статье «Алмаз и мщение», которая была основана на записях одного священника Аллю, найденных Пеше в архиве парижской полиции. Сомнительно, что Дюма нашел ее прямо во время путешествия по Средиземному морю. Или увидел раньше, но отложил в долгий ящик, пока остров не подкинул ему пару идей.
Однако вернемся к сюжету.
Антуан Аллю поведал о сапожнике Франсуа Пико. Тот хотел жениться на красивой дворянке Маргарите, но один приятель позавидовал ему, и вместе с товарищами донес на Франсуа, указав, что тот – английский шпион, действовавший против Наполеона. Молодого человека арестовали. Антуан знал о замысле, но никому ничего не сообщил. Франсуа провел в тюрьме долгих семь лет. Там он подружился с прелатом, тоже несправедливо осужденным. Перед смертью священник завещал Франсуа все свое состояние. Когда владычество Наполеона закончилось, Франсуа вышел на свободу и выяснил, кто повинен в его несчастьях. Бывший сапожник жестоко отомстил всем причастным.
Такова, вкратце, история Франсуа Пико. В оригинальных записях содержится множество подробностей, которые один в один повторяют сюжетные линии «Графа Монте-Кристо». Умелые руки нашли их и превратили в потрясающий приключенческий роман… Только вот чьи это были руки?
Кто работал над романом?
История творчества Дюма достойна отдельной книги-разоблачения. Сейчас уже широко известно, что писатель активно пользовался услугами литературных негров, которые работали за него. Кажется, не велика беда – понятно, что, пиши Дюма самостоятельно, мы бы не увидели как минимум половины его произведений. Его собрание сочинений составляет более 500 томов! Но обычно литнегры – технические исполнители. Автор набрасывает сюжет, описывает героев, а «наемники» пишут по схеме, добавляют детали, исправляют неточности, шлифуют общую картинку. У Дюма и Маке все было иначе.
Огюст Маке стал одним из самых знаменитых его соавторов, в частности, потому, что в суде пытался узаконить свое авторство. У Маке было замечательное воображение и нюх на отличные истории, но довести до совершенства хоть что-нибудь ему не удавалось. Союз с Дюма стал для него счастливой удачей. Писатель по достоинству оценил его идеи, отладил и прикрыл своим именем – в частности, потому, что Дюма в соавторстве стоил гораздо дешевле, чем просто Дюма. Огюст не возражал – лишь бы печатали и платили.
В числе произведений, в которые Огюст внес весомый вклад – трилогия о «Трех мушкетерах», «Графиня де Монсоро» и, конечно, «Граф Монте-Кристо». В общем, все самые громкие романы Александра Дюма.
Тут-то и возникает вопрос – Дюма ли нашел историю о Франсуа Пико? Он ли подкорректировал сюжет и вдохнул в него романтику, чтобы сделать его ярче и увлекательнее?
Плагиат или нет?
Дюма не раз обвиняли в плагиате, но в данном случае уместнее говорить о переработке. В конце концов, писатель никогда не скрывал источников сюжета «Графа Монте-Кристо», и во многие издания включал «Алмаз и мщение» Жака Пеше.
Кто на самом деле переработал историю и внес больший вклад в бессмертный роман, и по сей день остается загадкой.
|
Комментариев нет:
Отправить комментарий