Каждый раз, когда Евгений Евтушенко в своей страстной, атакующей
манере, под гром несколько «смущенных аплодисментов» читал свой «Бабий Яр», меня охватывал трагедийный пафос этого произведения и становилось грустно от того,
манере, под гром несколько «смущенных аплодисментов» читал свой «Бабий Яр», меня охватывал трагедийный пафос этого произведения и становилось грустно от того,
что оно высится одиноким памятником в русской поэзии.
Я будто попадаю в переполненный автобус моей юности, где мы с друзьями изо всех сил стараемся не обращать на себя внимание антисемитской публики, взбудораженной последней газетной кампанией. Это стихотворение проговорено на одном возмущенном дыхании, дыхании человека, которому горько и стыдно от человеческой подлости, не сравнимой даже с жестокостью зверя.
Я будто попадаю в переполненный автобус моей юности, где мы с друзьями изо всех сил стараемся не обращать на себя внимание антисемитской публики, взбудораженной последней газетной кампанией. Это стихотворение проговорено на одном возмущенном дыхании, дыхании человека, которому горько и стыдно от человеческой подлости, не сравнимой даже с жестокостью зверя.
И каждый раз я думал:
а что же Борис Пастернак, а Иосиф Бродский, а
Давид Самойлов, а Наум Коржавин?
Давид Самойлов, а Наум Коржавин?
Только не надо говорить, что у них не случилось в тот момент, когда стала известна трагедия Бабьего Яра,
вдохновения или что они не умеют писать «на случай», или что-то другое занимало их ум и сердце. Или что они не обязаны были на эту трагедию откликаться, и вообще никто поэту не может указывать. И все это будет ложью. Нет, они не сговорились, четверо самых знаменитых русских поэтов.
вдохновения или что они не умеют писать «на случай», или что-то другое занимало их ум и сердце. Или что они не обязаны были на эту трагедию откликаться, и вообще никто поэту не может указывать. И все это будет ложью. Нет, они не сговорились, четверо самых знаменитых русских поэтов.
Это ситуация все того же «московского автобуса», в котором
стеснялись и боялись говорить на идиш и вообще обращать на себя
внимание.
Однажды в бостонской синагоге я слушал, как Евгений Евтушенко читал
«Бабий Яр», и у меня не укладывалось в сознании, как в 60-е могли
травить поэта за голос боли и протеста после Холокоста, расстрела ЕАК, убийства Михоэлса, «дела врачей»…
стеснялись и боялись говорить на идиш и вообще обращать на себя
внимание.
Однажды в бостонской синагоге я слушал, как Евгений Евтушенко читал
«Бабий Яр», и у меня не укладывалось в сознании, как в 60-е могли
травить поэта за голос боли и протеста после Холокоста, расстрела ЕАК, убийства Михоэлса, «дела врачей»…
И все же есть одно общее свойство, – писал Юрий Нагибин,
– которое
превращает население России в одно целое…
превращает население России в одно целое…
Это антисемитизм…
С людей, как с гуся вода, стекли все ужасы века: кровавая война, печи
гитлеровских лагерей, Бабий Яр и Варшавское гетто, Колыма и Воркута.
На этом историческом фоне,
гитлеровских лагерей, Бабий Яр и Варшавское гетто, Колыма и Воркута.
На этом историческом фоне,
мягко говоря,
странным выглядит тот факт,
что ни один из поэтов-евреев не написал о трагедии Бабьего Яра даже «в стол»,
что ни один из поэтов-евреев не написал о трагедии Бабьего Яра даже «в стол»,
ни строчки в дневнике или в каких-то бумагах.
Не нужна особая смелость там,
где говорит скорбное вдохновение,
где человек и поэт не в состоянии промолчать.
Вот что об этом сказал Евгений Евтушенко:
О, вспомнят с чувством горького стыда
потомки наши, расправляясь с мерзостью,
то время очень странное, когда
простую честность называли смелостью.
В 1944 году Борис Пастернак, окрыленный приближающейся Победой, пишет стихотворения «Ожившая фреска» и «Весна». То и другое поражают надуманностью, фальшивым пафосом поразительной примитивностью, что характерно вообще для его военных стихов.
Как прежде, падали снаряды.
Высокое, как в дальнем плаванье,
Ночное небо Сталинграда
Качалось в штукатурном саване.
Земля гудела, как молебен
От отвращенья бомбы воющей,
Кадильнецею дым и щебень
Выбрасывала из побоища.
Зачем было касаться святой темы случайными, равнодушными словами? Об этом уже Пастернака не спросишь… Как живой свидетель, живший в голодной, светомаскировочной Москве в 1944 году, читаю написанное тогда же стихотворение «Весна».
Все нынешней весной особое.
Живее воробьев шумиха.
Я даже выразить не пробую,
Как на душе светло и тихо…
Иначе думается, пишется
И громкою октавой в хоре
Земной, могучий голос слышится
Освобожденных территорий.
И эти строки нестерпимо фальшивы. Какая октава и в каком хоре, какой к черту «могучий голос» ограбленных и уничтоженных городов и сел,
угнанных в Германию людей? И как рука поднялась рифмовать такие
прекраснодушные картины?
На самом же деле Киев был уже освобожден, и мир, который, казалось,
уже ко всему привык, ужаснулся новым злодеяниям. И не «весеннее
дыханье родины», а трупный запах ста тысяч убитых и заживо
погребенных, в том числе и детей, накрыл «пространство». Откуда такое
умилительное настроение у поэта, понять невозможно. А обожаемая
Пастернаком родина ни тогда, ни после не желала знать и скрывала,
объективно играя на руку нацистам, что в Бабьем Яру погибли в основном евреи. Погибли за то, как впервые сказал Виктор Некрасов, автор «В окопах Сталинграда», что они были евреями. Советская власть с ним расправилась: слишком настойчиво и честно Виктор Некрасов требовал поставить хоть какой-то памятник над Бабьим Яром. Но тогда пришлось бы открыть убийц этих ста тысяч и вспомнить, как развлекались киевляне, пришедшие посмотреть, как убивают евреев.
Не так давно один известный
украинский политик не побоялся сказать, видимо, находя сочувствие в
своем окружении, мол, он гордится тем, что иновными в уничтожении
евреев в Бабьем Яру были только четыреста немцев и тысяча двести
украинских полицаев. Пастернак пишет о «заплаканных очах славянства»,
когда уже было известно и о трагедии в Едвабне, где польские крестьяне еще до прихода немцев сожгли в сарае еврейских женщин, стариков и детей.
Где «заплаканные очи еврейства»? Об этом у Пастернака ни строчки.
Дмитрий Быков в книге «Борис Пастернак» передает разговор Исайи
Берлина с поэтом об отношении его к евреям.
украинский политик не побоялся сказать, видимо, находя сочувствие в
своем окружении, мол, он гордится тем, что иновными в уничтожении
евреев в Бабьем Яру были только четыреста немцев и тысяча двести
украинских полицаев. Пастернак пишет о «заплаканных очах славянства»,
когда уже было известно и о трагедии в Едвабне, где польские крестьяне еще до прихода немцев сожгли в сарае еврейских женщин, стариков и детей.
Где «заплаканные очи еврейства»? Об этом у Пастернака ни строчки.
Дмитрий Быков в книге «Борис Пастернак» передает разговор Исайи
Берлина с поэтом об отношении его к евреям.
«Отношение было самое
равнодушное, чтобы не сказать негативное. Ему страшно не хотелось
затрагивать этой темы – просто она была ему очень неприятна.
равнодушное, чтобы не сказать негативное. Ему страшно не хотелось
затрагивать этой темы – просто она была ему очень неприятна.
Он бы
хотел, чтобы евреи ассимилировались».
хотел, чтобы евреи ассимилировались».
Во времена «Дела врачей» Пастернак так отреагировал в кругу друзей:
«Не втягивайте меня в это, я ничего не знаю и знать не хочу».
И даже
трагедия Холокоста не сдвинула его с юдофобской позиции, не затронула
его сердце.
трагедия Холокоста не сдвинула его с юдофобской позиции, не затронула
его сердце.
Впрочем, злобствующим антисемитом был и Александр Блок.
Тонкий лирик, каким многие его себе представляют, заболевал от одной
мысли, что его предки по отцу были евреями из Варшавы.
Тонкий лирик, каким многие его себе представляют, заболевал от одной
мысли, что его предки по отцу были евреями из Варшавы.
Дневник Блока
долгое время не решались опубликовать – такой злобой против евреев он
пропитан.
Странные чувства, мягко говоря, одолевали и Иосифа Бродского. В 1980
году в стихотворении «Я входил вместо дикого зверя в клетку» он
кается, что «бросил страну, которая меня вскормила».
долгое время не решались опубликовать – такой злобой против евреев он
пропитан.
Странные чувства, мягко говоря, одолевали и Иосифа Бродского. В 1980
году в стихотворении «Я входил вместо дикого зверя в клетку» он
кается, что «бросил страну, которая меня вскормила».
Все им пройденное
– суд, психушку, ссылку – следует понимать под словом «вскормила»?
Видимо, такое бывает…
Людмила Штерн в своей книге о Бродском пишет, что он категорически
отказывался выступать в синагогах с чтением своих стихов, раз и
навсегда отказался читать лекции или выступить с литературными
вечерами, несмотря на прекрасные условия, предложенные ему
Иерусалимским университетом.
– суд, психушку, ссылку – следует понимать под словом «вскормила»?
Видимо, такое бывает…
Людмила Штерн в своей книге о Бродском пишет, что он категорически
отказывался выступать в синагогах с чтением своих стихов, раз и
навсегда отказался читать лекции или выступить с литературными
вечерами, несмотря на прекрасные условия, предложенные ему
Иерусалимским университетом.
«Он даже не желал это обсуждать».
Можно
быть человеком любых взглядов и вкусов, но если ты все-таки человек и
свидетель целенаправленного уничтожения целого народа, преследуемого
на протяжении веков, а ты ведь еще и поэт с будто бы тонкой, ранимой
душой и совестью, то как ты можешь не возмутиться ни одной строкой и
ни единым словом?
Я читаю шестисотстраничный том «Перемена империи», составленный самим
Бродским, и среди скучных, нудных, подчас беспредметных стихотворений
натыкаюсь на текст «Резиденция». И вот по какому поводу в нем
«затрагивается» еврейская тема, тема народа, страданиями вырвавшего у
судьбы право на существование.
Здесь можно вечером щелкнуть дверным замком,
остаться в одной сиреневой телогрейке.
Вдали воронье гнездо, как шахна еврейки,
с которой был в молодости знаком,
но, спасибо, расстались.
Лауреат не нашел других слов для своего народа. Ему была невыносима
сама мысль, – пишет Людмила Штерн, – что травля, суды, психушки,
ссылка – именно эти гонения на родине способствовали его взлету на
недосягаемые вершины мировой славы. Видимо, и свое еврейство, он
полагал, мешает его славе.
Для меня, сказал однажды Бродский, когда его спросили, признает ли он
себя евреем, – важным в человеке является другое – труслив он или
смел, честен он или лжив, порядочен ли он. Золотые слова! Только зачем
он ими себя высек?
Поэтам-евреям Бабий Яр во всем его страшном, трагическом значении
оказался не под силу. Мужества не хватило.
Спасибо Евгению Евтушенко, который выручил человечество, доказав всем своим творчеством, в том числе «Бабьим Яром», что оно еще способно сочувствовать, негодовать и защищать.
Марк ФЕЛЬДМАН
быть человеком любых взглядов и вкусов, но если ты все-таки человек и
свидетель целенаправленного уничтожения целого народа, преследуемого
на протяжении веков, а ты ведь еще и поэт с будто бы тонкой, ранимой
душой и совестью, то как ты можешь не возмутиться ни одной строкой и
ни единым словом?
Я читаю шестисотстраничный том «Перемена империи», составленный самим
Бродским, и среди скучных, нудных, подчас беспредметных стихотворений
натыкаюсь на текст «Резиденция». И вот по какому поводу в нем
«затрагивается» еврейская тема, тема народа, страданиями вырвавшего у
судьбы право на существование.
Здесь можно вечером щелкнуть дверным замком,
остаться в одной сиреневой телогрейке.
Вдали воронье гнездо, как шахна еврейки,
с которой был в молодости знаком,
но, спасибо, расстались.
Лауреат не нашел других слов для своего народа. Ему была невыносима
сама мысль, – пишет Людмила Штерн, – что травля, суды, психушки,
ссылка – именно эти гонения на родине способствовали его взлету на
недосягаемые вершины мировой славы. Видимо, и свое еврейство, он
полагал, мешает его славе.
Для меня, сказал однажды Бродский, когда его спросили, признает ли он
себя евреем, – важным в человеке является другое – труслив он или
смел, честен он или лжив, порядочен ли он. Золотые слова! Только зачем
он ими себя высек?
Поэтам-евреям Бабий Яр во всем его страшном, трагическом значении
оказался не под силу. Мужества не хватило.
Спасибо Евгению Евтушенко, который выручил человечество, доказав всем своим творчеством, в том числе «Бабьим Яром», что оно еще способно сочувствовать, негодовать и защищать.
Марк ФЕЛЬДМАН
А.К. Нет правил без исключений. Еврей - Борис Слуцкий написал о Шоа: "Как убивали мою бабку"
Если перефразировать Гашека, то они считали еврейский народ,чем-то в роде тайной организации, от которой лучше держаться подальше.Это не относится ни к Слуцкому ни Коржавину.Я читал, что в 43 году поэтесса Мария Петровых начала рассказывать Пастернаку о печах концлагерей, тот грубо её оборвал - "это вагон не моего поезда".
ОтветитьУдалитьМожно быть талантливым поэтом - и говном(как человек) при этом.
ОтветитьУдалитьэто вы к чему?
УдалитьВы ещё чрезмерно деликатны к Пастернаку и Бродскому... Но по факту всеобщего молчания о Бабьем Яре все же ошибаетесь. Для примера:-Бабий Яр
ОтветитьУдалить1944год. Илья Эренбург.
К чему слова и что перо,
Когда на сердце этот камень,
Когда, как каторжник ядро,
Я волочу чужую память?
Я жил когда-то в городах,
И были мне живые милы,
Теперь на тусклых пустырях
Я должен разрывать могилы,
Теперь мне каждый яр знаком,
И каждый яр теперь мне дом.
Я этой женщины любимой
Когда-то руки целовал,
Хотя, когда я был с живыми,
Я этой женщины не знал.
Мое дитя! Мои румяна!
Моя несметная родня!
Я слышу, как из каждой ямы
Вы окликаете меня.
Мы понатужимся и встанем,
Костями застучим - туда,
Где дышат хлебом и духами
Еще живые города.
Задуйте свет. Спустите флаги.
Мы к вам пришли. Не мы - овраги.
1944