Блестяще,по-"ренессансному" образованный врач,музыкант и миссионер д-р Альберт Швейцер, будучи не просто органистом кирхи,но имея и пасторское образование, в своей гениальной монографии о Бахе достаточно подробно изложил весьма убедительную версию аналогов интонаций в произведениях с текстами и инструментальных, что даёт возможность почти дословно (не менее точно,чем в индуистских храмовых танцах, "алфавитом" ,иероглификой и "словарём" которых явл. барельефы храма Аджанты и "Камасутра", или в той же Индии система "раги", которую прославил всемирно и адаптировал для европ муз с И Менухиным Рави Шанкар, или др. пример, система "мугамата", где связанный с каждым из макомов - или в др произношении мугамов-ладов Ср. Азии "набор" образов,который, будучи ладом, явл. основой конкретных вариаций на ЛАД,а не конкретн ТЕМУ; что-то подобное сделал в "Карнавале" и Роб Шуман, где "Сфинксы" явл "эмбрионами-зародышами" всего мелодико-тематического материала этого "моно-цикла" миниатюр, получивших названия уже после сочинения, - т обр, "серия" стала в 20 в естественным продолжением "врастания" матем и мат-логич методов в композиторскую работу и мастерство...)
Возвращаясь к Баху, обращу внимание как на док-во вышеск. на две прелюдии из WTK, образно просто "вопиюще" идентичные аналогам из "Пассионов" - b-moll из 1 тома WTK = арии Петра "Erbarme dich" из Маттеус-Пассион №47. Или f-moll из того же тома = арии сопр "Блюте нур" №12 (или альта,?!- не помню сходу...) из тех же Страстей.
Или еще интер пример баховской феноменально реалистической "звукописи" в "Кофейной" (вроде почти водевильного "хохмо-типа") кантате. Даже в простейшем (соедин.ткань!) "проходном" речитативе "И вот на поиски пошёл отец, мечтая замуж дочку выдать наконец..." мы слышим текст комедийно-гротескный,чуть не сленговый, н о МУЗЫКУ как "вырезанную" из "Пьета" речитатива страстей или Мессы! Что сразу придаёт неслыханный уровень напряжения и смыслового "космического" обобщения "конфликту" вечной драмы "Отцов и детей"........... Мне интересен именно такой, "смысловой" анализ, т к любой технологический (жанр,форма,структура, тональный, фактурный, полифонический и/или гармонический, тембровый и оркестровый планы не менее важны,но не более.чем подтверждающие или опровергающие эстетико-образно-смысловую концепцию.В данном случае эффект "ewige widerkunft" достигается сочетанием органного пункта+ тонально-гармонич.формулы ТSDT в виде "куколки", в которой кроются отцовские опасения за всю последующую жизнь ребёнка,причём не просто отдельной, - но всех человеческих дочек.....
Эти 5 -10 тактов и несколько модуляций и аккордов раскрывают истинный смысл этого глубочайшего (как всё у Баха-отца) произведения, написанного по сути в форме музыкального анекдота! Это ЕДИНСТВЕННОЕ МЕСТО во всей кантате, где Бах ПЕРЕСТАЁТ хохмить и "прикалываться" как балагур-шут на свадьбе, поющий скабрезные куплеты. По сути, это то.что Верди по иному рассказал/передал в "Риголетто", или даже Фонвизин в "Недоросле"......Причём у Баха это не единственное произведение такого рода ("Каприччио на отъезд возлюбленного брата" или шуточная, с текстом на грани непристойности типа сказок от Афанасьева, к свадьбе с Анной-Магдаленой - "Квашня")
Чем-то вроде этого я занимался всю жизнь в Гнесинке и Моск.Филармонии с неизменным успехом ...И не как заслуженная Света Виноградова, на концерте Сибелиуса пылко описывавшая отстрел волков в Олонецком крае...
26 февраля 2018 г., 21:08 пользователь Eugene Mayburd <emayburd@gmail.com> написал:
Если б знать еще, что такое трактовка Швейцера...2018-02-26 10:48 GMT-06:00 askushnir . <askushnir@gmail.com>:Это надо делать с нотами в руках, и ты легко это сделаешь сам, отталкиваясь от метода интонационной трактовки Швейцера.....26 февраля 2018 г., 6:11 пользователь Eugene Mayburd <emayburd@gmail.com> написал:мне проанализировать эту Прелюдию - кишка тонка. А если ты бы это сделал, был бы признателен.2018-02-25 21:09 GMT-06:00 Eugene Mayburd <emayburd@gmail.com>:А также в этой Прелюдии и еще более в сонате для флейты с облигатным сопр-ем, забыл опус, но если интересно, найду.2018-02-25 20:55 GMT-06:00 askushnir . <askushnir@gmail.com>:пн, 26 февр. 2018 г. в 5:36, Eugene Mayburd <emayburd@gmail.com>:Ну да, "расширяя муз-тональное сознание до абсолютной тональной «бесконечности». Именно эта фраза, с претензией на глубокий смысл, переводится словом: шалит. А что " осмысленно и виртуозно" мне бы ни в жись не догадаться.Посланный ролик был не про WTK , вообще-то.2018-02-25 19:59 GMT-06:00 askushnir . <askushnir@gmail.com>:пн, 26 февр. 2018 г. в 4:37, Eugene Mayburd <emayburd@gmail.com>:https://www.youtube.com/watch?v=GQoUFQ8o5HM&index=19&list=PL A70D07FB6C624D3A Здесь Бах много шалит с тональностями. И продолжает в Алеманде и Куранте, а может, и дальше.Автор WTK с тональностями не шалит, а осмысленно и виртуозно манипулирует, расширяя муз-тональное сознание до абсолютной тональной «бесконечности» ( особо см. his-moll ную двойную фугу из 2 тома).А про что?!— Бах одним из первых стал сознательно использовать тональность как таковую в качестве мощного ср-ва худ-образной выразительности и что, кроме поддакивания,ты ждал? У Баха тональная палитра не беднее романтиков, вплоть до и после того же Рахманинова к примеру,так что если б ты проанализировал конкр смысл в конкр пьесе, ответ, возможно, и был бы конкретным...М проч, именно Бах первым, до Шенберга, «прощупывает» посттональные «гати» в таких произв как h-moll ная фуга из 1 тома WTK, Хроматическая фантазия да и в Ис-ве фуги или Муз жертвопр кое-что уже есть.
Комментариев нет:
Отправить комментарий