Из советских писателей — Булгаков и Стругацкие: что читает молодёжь
Протесты 26 марта вызвали бурную дискуссию: что же из себя представляет российская молодёжь. Если судить по кругу её чтения, для городской молодёжи чужд мир советской культуры: из него подростки читают только полудиссидентов Булгакова и братьев Стругацких. Лидеры по читательскому интересу молодёжи — западные писатели, в числе главных из которых — Толкин и Роулинг. Вынуждены подростки читать и русскую классику из школьной программы.
О том, что из себя представляет литературный мир российской молодёжи, приводила данные социолог Любовь Борусяк в статье «Чтение как ценность в среде молодых российских интеллектуалов» («Вестник общественного мнения», №3, 2010). Исследование по этой теме, как мы видим, было проведено 7-8 лет назад. Подросткам тогда было 18-21 год, сейчас это уже молодые люди 22-28 лет, т.е. только что или недавно вышедшие из вузов во взрослый мир. И в этот мир они несут те установки, которые получили в подростковом возрасте.
Борусяк отмечает важный факт: для молодёжи сегодня существует литература для удовольствия, и школьная литература, классика, – скучная, непонятная и в общем ненужная. Художественная литература в массовом сознании всё более становится необязательной частью культуры.
Каковы политические взгляды исследуемой фокус-группы (694 молодых человека), ниже. Две трети (64,5%) респондентов не имеют никаких политических взглядов («не ответили» + «индифферентные» + «умеренные»). Среди политизированной молодёжи на первом месте либеральные взгляды.
Также две трети молодёжи (65%) не свойственна никакая религиозность. К православным себя отнесли только 17% респондентов. Очевидно, что нынешний правоконсервативный курс власти с опорой на православие входит в противоречие что с политическими, что с религиозными установками молодёжи.
Эта молодёжь почти не смотрит телевизор, но чтение составляет важную часть их досуга и способов самообразования. Всего фокус-группа назвала 1683 упоминания 385 авторов. Ответы распределились так:
При этом литература, которую читает молодёжь, коренным образом отличается от любимой взрослыми литературы. У взрослых россиян лидирует «женский детектив» – 28%, далее следуют российские боевики – 24%, историко-приключенческая классика – 23%, любовные романы – 19%, русская советская классика – 15%, а также современная историческая проза, классические зарубежные детективы и русская дореволюционная классика – по 14%. Все «низкие» жанры – любовные романы, детективы, боевики – в анкетах молодых интеллектуалов отсутствуют или практически отсутствуют. Молодёжь не читает современную историческую прозу, книг ио Великой Отечественной войне. Даже популярный у взрослых детективный жанр получил всего лишь 15 упоминаний, причем 11 из них относится к классикам жанра – Конан Дойлу и Агате Кристи.
Если говорить о структуре названных писательских имен, то по числу авторов русская классика составляет лишь 4%, но по числу упоминаний ей принадлежит 9,3%. Часто назывались только два русских писателя – Достоевский и Толстой, за ними с большим отрывом следуют ещё два – Чехов и Бунин (получившие по 12 упоминаний). Всех остальных русских классиков после окончания школы обычно забывают.
Гораздо большим разнообразием имён представлена русская литература ХХ века: здесь названо уже 51 имя, а вот число упоминаний невелико – 205, что по количеству сопоставимо с русскими классиками, имён которых в 3,5 раза больше. Это означает, что русская литература ХХ века получила крайне мало знаковых, маркирующих имён, для этого круга существует очень мало писателей, которых «надо прочесть обязательно» для поддержания групповой идентичности. Таких писателей всего три – Михаил Булгаков (62 упоминания), Владимир Набоков (18) и Сергей Довлатов (14). Далее идут авторы, которых назвало менее 10 человек, а значит, никакого массового интереса эти имена не представляют.
Из дискурса молодых интеллектуалов (и, вероятно, молодых неинтеллектуалов тем более) ушел весь массив советской литературы: от Зощенко до Трифонова, имён которых не указал ни один человек. Они не читают, не знают и не хотят знать ни городскую прозу, ни прозу шестидесятников (за исключением, может быть, Василия Аксёнова), ни деревенскую, ни военную прозу, об авторах, принадлежащих к соцреализму, и говорить не приходится. Все эти писатели совершенно не важны для молодых интеллектуалов, т. к. отражают ценности ушедшей и не представляющей никакого интереса эпохи.
Современная русская проза представлена 23 именами, т. е. 6% авторов, ещё меньшую долю (5,5%) занимают их упоминания. Относительно массовый интерес вызывает только В. Пелевин (21 упоминание), кстати называются самые разные его произведения, т. е. их действительно знают и читают. На второй позиции оказался Борис Акунин с 11 упоминаниями. Интересно, что такой мощно присутствующий в критическом дискурсе писатель, как В. Сорокин, не был назван ни разу.
В целом лишь 23% писательских имен и 27% упоминаний приходится на русскую литературу, гораздо более активно представители этой группы читают литературу зарубежную: 42% имен, 47% упоминаний. При этом зарубежная классика мало привлекает молодых интеллектуалов: и имён здесь называлось немного – всего 44 (11,4%), и особенно упоминаний – 147, практически столько же, сколько упоминаний русских классиков при гораздо меньшем количестве их имен. Молодые люди не испытывают особого интереса к «старой» зарубежной литературе, этот пласт для них лишь немного приоткрыт. Так, литература ХVIII века, не говоря уже о более ранней, ими совершенно не освоена, слабый интерес для таких читателей представляет и литература XIX века. Глубина проникновения в пласты культуры поразительно мала, да и интереса к образцам культуры прошлого они почти совершенно не проявляют.
Совсем другая ситуация с зарубежной литературой ХХ века – именно она наиболее привлекательна для молодых интеллектуалов, наиболее ими освоена и именно её они хотят читать. На зарубежную литературу ХХ века приходится более 40% имён писателей и почти половина упоминаний. Зарубежная западная литература, лишь чуть-чуть разбавленная именами латиноамериканских писателей, воспринимается молодыми читателями как неограниченный континуум: его они хотят узнать получше, в него готовы глубже проникнуть. Эта литература данной группе гораздо ближе и понятнее, чем советская, которая кажется чужой. Вот почему можно говорить о том, что молодые интеллектуалы в гораздо большей степени чувствуют себя «западными» людьми, чем наследниками советской эпохи.
Если детектив маркируется как низкий жанр, то фантастика и фэнтези воспринимаются как вполне приемлемая и даже позитивно окрашенная литература – помеченная категориями современности, динамики, свежести. Среди авторов, пишущих в жанре фантастики и фэнтези, с большим отрывом лидируют братья Стругацкие. Они значительно опередили по числу упоминаний даже автора «Властелина колец» и «Хоббита».
В целом список авторов-лидеров читательского спроса показывает: с точки зрения литературных предпочтений молодые интеллектуалы не ищут никаких новых идей, а книги, написанные ранее ХХ века, вообще их практически не интересуют. Более важным представляется то, что литературные предпочтения этой группы – плоть от плоти их отцов и дедов, советской интеллигенции. Значит, эти молодые люди воспринимают идеи того времени, они созвучны их представлению о «настоящей литературе».
Комментариев нет:
Отправить комментарий