суббота, 20 августа 2016 г.

ИСЛАМИСТ ОБ ИСЛАМЕ В США

Начавшись как движение черных националистов, мусульмане Америки пришли к осознанию себя частью империи

В середине нулевых годов нынешнего века среди мусульманской общественности России было модно бравировать антиамериканскими настроениями. Тогда многие надеялись, что Россия с ее двадцатью миллионами коренных граждан и десятками миллионов выходцев из стран СНГ, входящих в сферу ее влияния и исторически связанных с исламом, воспользуется этим положением, чтобы стать если не лидером, то главным союзником мусульманского мира. И, конечно, защищая общие геополитические интересы, наша страна будет таким образом давить на США.
В ту пору даже Путин говорил, что «Россия является главной опорой исламского мира». Страна на правах наблюдателя вступила в организацию «Исламская Конференция», здесь относительно свободно развивалась исламская общественная активность: возникали новые исламские СМИ, организации, интересные проекты. Иногда их представителей принимали и выслушивали (впрочем, не более того) на высшем уровне.
У США на те же годы пришелся пик анти-популярности в исламском мире. Американцы только-только разворотили две крупные мусульманские страны — Ирак и Афганистан, — а республиканцы со своей риторикой о «новом крестовом походе» дали веские основания считать, что идет война против ислама как такового.
Тем не менее прошло несколько лет и стало очевидно, что Россия не сумела воспользоваться этим преимуществом, тогда как США, страна христианских переселенцев, сегодня являются одним из значимых мировых центров исламской активности.
И дело не только в избрании в 2008 году президентом Соединенных Штатов демократа с мусульманскими корнями Барака Обамы, существенно изменившего американскую риторику от «крестового похода» до «борьбы с терроризмом в сотрудничестве с исламом». Заданный в годы его правления тренд Арабской весны с сочувственно-осторожным отношением к ней Белого Дома дал свои плоды, особенно на фоне позиции России, противопоставившей себя по вопросу Сирии всему суннитскому миру.
Оказалось, что развитие ислама происходит в самих США. Да, у Америки нет исторически мусульманских земель, включенных в состав этого государства и сохраняющих свою идентичность, как в России. Да, США — это страна иммигрантов с христианским англосаксонским ядром. Но, как оказалось, за один век эволюции им удалось добиться гораздо больших успехов в создании «американского ислама», чем России с ее инерцией полутысячелетней конфронтации с мусульманами.
Мусульмане в США есть из иммигрантов: арабы, пакистанцы, боснийцы, турки и многие другие, сохраняющиеся в качестве диаспор. Но не они определяют сегодня лицо американского ислама, а «коренные американцы» (в кавычках, поскольку настоящими коренными американцами, как известно, являются индейцы, которых сохранилось немного, хотя мусульмане есть уже и среди них).
Речь идет прежде всего об афроамериканцах, которые еще недавно в массе своей религиозно ничем не отличались от «окультуривших» их белых американцев, а в последние полвека стремительно исламизируются. Причин у этой исламизации две. Первая — это деятельность легендарной организации «Нация Ислама» (о ней мы поговорим ниже). Вторая — мусульманские корни значительной части рабов из Африки, перевезенных в свое время в Америку (как в Северную, так и Южную, кстати), память о которых сохранилась у части их потомков. То и другое способствовало, пожалуй, самой стремительной в истории XX века исламизации достаточно крупной расово-национальной группы, причем в самом центре Империи (если использовать термин Антонио Негри).
Элайджа Мухаммад во время выступления перед черными мусульманами в Чикаго, на заднем плане Мухаммад Али. Фото: AP
Элайджа Мухаммад во время выступления перед черными мусульманами в Чикаго, на заднем плане Мухаммад Али. Фото: AP
Несколько позже и в более скромных масштабах ислам приходит в жизнь двух других основных групп американцев: белых и латиноамериканцев.
Черная Америка: самая стремительная исламизация XX века
Община исповедующих ислам афроамериканцев насчитывает уже несколько миллионов человек (цифры расходятся — от трех до восьми миллионов). Такой эффект был бы невозможен без одиозной организации «Нация Ислама», которая возникла в 1930-е годы и существует по сей день. Старт массовой исламизации в США дала именно эта еретическая, с точки зрения канонического ислама, организация.
Правильнее будет говорить, что «Нация Ислама» создала предпосылки для последующей исламизации афроамериканцев, поскольку распространяемое ей учение с исламом связывает только ее самоназвание.
Североамериканское государство в первой половине ХХ века хотя и практиковало расовую сегрегацию, но, будучи основанным на принципах религиозной свободы, не ставило целью контролировать духовную жизнь дискриминируемого черного населения. Поэтому в его среде так же, как и у белых американцев, развивалась бурная духовная жизнь, появлялись свои проповедники, учителя, визионеры. Одним из них стал таинственный человек, чья личность до сих пор не установлена, — Валлас Фард, позже прибавивший к своему имени мусульманское «Мухаммад».
Сейчас уже трудно сказать, что это был за человек, но можно утверждать, что если он и был в действительности, то его реальный образ имеет мало общего с тем мифологизированным, который до сих пор почитается в «Нации Ислама». По легенде, он родился в 1877 году в Мекке и появился в Детройте 4 июля 1930 года. Впоследствии адепты движения стали праздновать этот день как День Спасения, поскольку считают Валласа Фарда «богом во плоти», а по совместительству еще и «Махди» — мусульманским мессией, который пришел на Землю, чтобы отыскать и вывести свой потерянный народ (так обыгрывается мотив «потерянных колен народа Израилева»).
Вероучение «Нации Ислама» формировалось из самопального толкования прежде всего Библии, с одновременными ссылками на Коран, который, как выяснилось позже, там мало кто читал, обильно удобренных африканософией (по аналогии с ариософией) — расово-мистическими доктринами, обосновывающими избранность и особую миссию черной расы.
Проповедовал ли эту экзотическую ересь Валлас Фард, якобы родившийся в Мекке, сказать трудно. А кто действительно оформил ее в целостное учение, так это якобы его ученик Элайджи Пул (впоследствии Элайджи Мухаммад), который в учении «Нации Ислама» считается «посланником Бога» (то есть, Валласа Фарда), а на деле был реальным отцом-основателем всего этого движения. Несмотря на то, что Элайджи якобы был посвящен в учение и движение Валласом Вардом в 1931 году, очень скоро именно он основывает газету «Последний призыв к Исламу», ставшую рупором «Нации Ислама» на многие годы вперед. А спустя три года происходит самое интересное — Валлас Фард просто исчезает, оставив руководство движением молодому Элайджи.
Валлас Фард. Фото: AP
Валлас Фард. Фото: AP

О том, что тогда в действительности произошло, теперь уже можно только гадать. Официальная историософия «Нации Ислама» трактует это ни больше, ни меньше, как «уход мессии в сокрытие» (шиитское понимание Махди) с назначением нового «посланника» и «наместника мессии». Более прозаичные версии говорят о том, что Валлас исчез либо из-за угрозы уголовного преследования, либо ему просто «помогли» исчезнуть его соратники во главе с Элайджи. Забегая несколько вперед, следует привести слова сына Элайджи — Валласа-дина Мухаммада, который спустя многие десятилетия распустит «Нацию Ислама» и встанет вместе со своими соратниками на путь подлинного Ислама. С его слов, в действительности Валлас Фард никогда не называл себя ни богом, ни мессией, и его отец об этом хорошо знал. Более того, он даже был белым.
Последнее не имело бы никакого значения, если бы речь шла о действительно мусульманском движении. Однако реальной сутью «Нации Ислама» первоначально был самый махровый черный расизм. Белые много десятилетий не просто не могли вступить в «Нацию Ислама», но и считались потомками демонических существ, искусственно созданных дьяволом, чтобы искушать и угнетать «избранный Богом народ» — естественно, черных. Черными объявлялись и древние израильтяне, и все библейские пророки, а также погибшие цивилизации, расовая сущность которых была сфальсифицирована, чтобы лишить «потерянный божий народ» его подлинной истории.
Во всей этой смеси гремучих идей ислам использовался в двух целях.
Во-первых, как антитеза христианству, которое понималось как навязанная черным религия белых господ. В этом смысле взгляд самого ислама на то, что он и есть несфальсифицированная вера Иисуса и других библейских пророков, использовалась в целях национально-расового ревизионизма. Тем более что предки многих африканцев, привезенных рабами в Америку, и вправду были мусульманами, и память об этом так или иначе сохранилась у части из них. «Нация Ислама» учила — и не без оснований — что вся навязанная неграм («негр» для них отличается от африканца так же, как для украинского национализма «хохол» отличается от «свiдомого украї́нца») культура по сути является инструментом их порабощения и манипулирования ими. Причем это начиналось уже с фамилий, которые отвергались членами движения, как данные их предкам рабовладельцами, вместо чего они предпочитали брать псевдонимы вроде «Икс», означающие, что истинные их фамилии неизвестны.
Во-вторых, в рамках этого ревизионизма многие практические положения ислама (взятые, подчеркнем еще раз, в отрыве от его догматики) использовались для дисциплинирования и перевоспитания нации или того, что должно было ею стать. Члены движения отказывались от алкоголя, табака, свинины, азартных игр, блуда, создавали крепкие семьи, совместные предприятия, проекты. Благодаря этому они начинали выглядеть как успешные афроамериканцы, отвергшие образ «негра» как средоточия всех пороков общества. Движение стало расти в геометрической прогрессии. С вступлением США во Вторую мировую войну оно оформляет свою политическую платформу ярко выраженного антиправительственного характера. Члены «Нации Ислама» заявляют, что они не будут служить в армии США, ибо африканцы не должны проливать свою кровь за интересы своих поработителей. Тысячи уклонистов из «Нации Ислама» пройдут за это через американские тюрьмы вплоть до отмены обязательного призыва в армию (один из них — знаменитый боксер Мухаммад Али).
В качестве стратегической цели «Нация Ислама» провозгласила создание черного государства в южных штатах США, либо репатриацию всех черных американцев Африку, при условии, что США и профинансируют всю эту программу, и выделят обильные средства для создания такого государства в качестве компенсации за рабство и геноцид негров времен работорговли.
Малкольм Икс — мученик афроамериканского ислама
Если «Нация Ислама» дала первый мощный толчок распространению среди афроамериканцев воззрений и идентичности, позиционирующих себя как «исламские», то человеком, оказавшим мощнейшее воздействие для перехода их носителей на подлинные исламские позиции, стал легендарный Малкольм Икс.
Малкольм Икс (рожденный в 1925 году Малкольм Литтл) был сыном баптистского священника и последователя черного националиста Маркуса Гарвея, который за свое участие в черном движении не раз подвергался преследованиям и, в конце концов, был убит. Мать Малкольма имела светлую кожу, что объяснялось тем, что ее мать подверглась сексуальному насилию со стороны своего белого хозяина. Поэтому понятно, что уже само происхождение и история семьи делали мальчика потенциальным черным националистом.
Малкольм Икс (слева) и Луис Фаррахан (крайний справа). Фото: Robert Haggins / AP
Малкольм Икс (слева) и Луис Фаррахан (крайний справа). Фото: Robert Haggins / AP
Малкольм вступил в «Нацию Ислама» в 1952 году и его карьера в ней была головокружительной. Благодаря его харизме и ораторским способностям в движение приходили новые и новые тысячи, поэтому неудивительно, что он быстро стал одним из лидеров («министров») организации и любимчиком самого «пророка» Элайджи. Это были десять лет, на протяжении которых Малкольм и «Нация Ислама» воспринимались многими как неразрывно связанные явления.
Однако в итоге выяснилось, что молодой харизматик стал слишком радикален и слишком опасен для движения, в течение нескольких десятилетий роста уже успевшего превратиться в мини-империю со своими многочисленными активами и номенклатурой. Стало понятно, что на определенном этапе «Нация Ислама», держащая под своим контролем сотни тысяч, если не миллионы радикальной черной молодежи, установила своеобразные отношения с ФБР. Спецслужбы не мешали деятельности организации, а организация не давала своим сторонникам выходить за определенные рамки, в частности, брать в руки оружие для борьбы с государством.
Однако Малкольм стал выходить за эти красные флажки. Все чаще и чаще его деятельность сопровождали конфликты, в том числе с применением насилия его сторонниками. В результате после его циничного высказывания о смерти Кеннеди, спровоцировавшего скандал общенационального масштаба, в 1963 году он был отстранен от публичной активности в «Нации Ислама».
Читайте в рубрике «История»Тысячелетняя история российского суда. Часть IПравосудие от древних славян до первых царейТысячелетняя история российского суда. Часть I
Потрясенный этим, Малкольм решил сделать то, чего до этого не делал никто из членов его «мусульманской» организации, — совершить Хадж, где его ждало новое потрясение. В Хадже он увидел...ислам, реальный ислам как мировую религию, объединяющую под своей сенью представителей всех наций и рас вокруг идеи строгого единобожия. В воспоминаниях, оставленных им, он описывает то, что с ним происходило, с впечатляющей эмоциональностью. В итоге он свидетельствует о принятии ислама и берет себе новое мусульманское имя — Хаджи Малик аль-Шабаз.
В Америку он возвращается другим человеком и с множеством новых планов. Как и следовало ожидать, они не понравились ни руководству «Нации Ислама», ни ФБР. Шестидесятые годы были временем борьбы черных активистов за отмену сегрегации, по всей стране шли массовые демонстрации, то и дело происходили стычки. Ультра-националистическая организация на словах, на деле «Нация Ислама» не позволяла своим сторонникам участвовать в этой борьбе и конфликтовала со всеми лидерами черных организаций якобы на религиозной почве.
Когда Малкольм вернулся в США настоящим мусульманином, он заявил о двух вещах. Во-первых, учение «Нации Ислама» — это не ислам, и он собирается создать религиозную мусульманскую организацию для проповеди среди черных ортодоксального суннитского ислама. Во-вторых, «Нация Ислама» имитирует борьбу за интересы черных, а он создаст Афроамериканский Союз (да еще и при поддержке африканских лево-ориентированных государств), который будет готов бороться плечом к плечу с другими лидерами черных, такими как Мартин Лютер Кинг, — независимо от того, христиане это или мусульмане.
Естественно, на него тут же пошла череда покушений, последнее из которых закончилось его смертью. Сам он предчувствовал свой конец и незадолго до этого предупреждал: «Моя смерть станет результатом сговора между правительством и черными мусульманами, ФБР и „Нацией Ислама“». По-видимому, так оно и было, — по крайней мере, многие друзья Малкольма, включая его вдову Бетти, считают, что организатором данного убийства под прикрытием ФБР был нынешний лидер «Нации Ислама» Луис Фаррахан.
От «Нации Ислама» к исламской нации
Смерть Малкольма потрясла черную Америку не меньше, чем убийство другого ее лидера — Мартина Лютера Кинга. Малик аль-Шабаз не успел создать альтернативу «Нации Ислама», но его духовная трансформация стала побудительным толчком для многих его сторонников задуматься о том, что такое настоящий ислам. К тому моменту становится доступной многочисленная исламская литература, постепенно появляются получившие исламское образование афроамериканцы. Распространяясь разными, порой причудливыми путями, исламское самосознание начинает — не у всех, но у значительно части его носителей — корректироваться под воздействием этих знаний.
В 1975 году умирает Элайджи Мухаммад, незадолго до этого назначивший своим преемником сына Валласа-дина Мухаммада. Это эпохальная фигура для американского ислама, с которой связано возникновение новой, одной из наиболее массовых ветвей черных мусульман, реальных мусульман. По его словам, еще при жизни отца он находился с ним в непростых отношениях, отторгал его еретические идеи и исповедовал подлинный ислам. Поэтому в первый же год руководства «Нацией Ислама» он вводит среди ее членов обязательные столпы мусульманства, такие как пост, хадж, намаз (смешно сказать, но номинальные «черные мусульмане» до этого не знали, как молиться). А в 1978 году и вовсе распускает организацию в прежнем виде, создав вместо нее Американскую Мусульманскую Миссию.
Последовательницы «Нации Ислама». Фото: AP
Последовательницы «Нации Ислама». Фото: AP
В итоге возникает такой феномен как билалиане, как (по имени одного из сподвижников пророка Мухаммада африканского происхождения) называют мусульман черного происхождения, исповедующих и практикующих ортодоксальный ислам, в то же время сохраняя свою расово-национальную идентичность. Билалиане — это одна из ведущих групп черных мусульман, но уже давно не единственная.
Не принявшие эти реформы участники движения во главе с Луисом Фарраханом воссоздают «Нацию Ислама» на прежних принципах. От нее откалываются многочисленные экзотические секты вроде «Нации Ислама пяти процентов» и аналогичных. К исламу их, конечно, отнести нельзя, но мусульманство в своих канонически более аутентичных формах начинает развиваться на удобренной афроамериканской почве своим ходом. Это и последователи укорененных африканских школ ислама вроде школы маликитского шейха Усмана дан Фодио, жившего в XIX веке и основавшего в Западной Африке Халифат Соккото. Это и черные представители других классических суннитских мазхабов, в первую очередь шафиитского. Это и расово-ориентированные общины на основе суфийских тарикатов вроде Байя и «Мурабитун». Ну и, конечно, салафиты, которые не могли не появиться в молодом, растущем сообществе.
Помимо этих религиозно структурированных направлений и групп, ислам продолжает завоевывать черную Америку в результате «культурного джихада». Мусульманином среди афроамериканцев быть уже давно не просто нормально, но и модно, с учетом того, что именно мусульмане воспринимаются как авангард афроамериканского национального движения. В этом смысле даже «Нация Ислама» во главе с бессменным и экспрессивным Фарраханом хоть и воспринимается всеми реальными мусульманами как не имеющая отношения к исламу, но своей национально-политической мобилизацией черной Америки на основе исламской идентичности (в 1995 году Фаррахану удалось собрать на свой «Марш черных мужчин» в Вашингтоне почти миллион человек!) способствует формированию из афроамериканцев реальной исламской нации.
Разноцветная исламская Америка
В наши дни афроамериканские мусульмане — хоть и самое многочисленное, но далеко не единственное сообщество американских мусульман. Не считая диаспорно-организованных сообществ иммигрантов из мусульманских стран (от Боснии до Пакистана), можно выделить еще несколько блоков американского мусульманства.
Европейско-американских (белых) мусульман существует уже немало, но они не образуют своего сообщества в том смысле, как это присуще афроамериканским, которые обычно совмещают ислам с черным национализмом. Белые американские мусульмане, как правило, не националисты, если только речь не идет о диаспорах и общинах иностранного происхождения вроде боснийских или турецких. Поэтому чаще всего американские имамы и проповедники белого происхождения становятся яркими звездами в интернациональных, но принципиально англоязычных, американизированных общинах, играя, таким образом, культуртрегерскую роль.
К числу таких американцев можно отнести в первую очередь Хамзу Юсуфа (Марк Хэнсон), американца греческого происхождения и одного из самых значимых исламских интеллектуалов не только Америки, но и всего мира. Хамза Юсуф был воспитанником другого известного белого мусульманина — шейха Абдулькадыра ас-Суфи (природный шотландец Ян Даллас), на фигуре которого будет уместнее подробно остановиться в следующем разговоре — об исламе в Европе. Именно по его рекомендации и при его поддержке молодой Хамза Юсуф стал получать глубокие исламские знания у традиционных шейхов Магриба, после чего через какое-то время встал на путь самостоятельного исламского проповедника.
Тем не менее, получив сильнейшее исламское образование в самом центре традиционных арабских знаний и покинув из-за идеологических разногласий своего прежнего наставника, Хамза Юсуф взял от него главную идею — синтеза классических исламских знаний с высокой гуманитарной мыслью Запада. Именно она легла в основу мощного образовательного и научного центра американских мусульман «Зайтуна», созданного в Калифорнии, основателем которого является Хамза Юсуф наряду с афроамериканцами Зейдом Шакиром и Абдуллой Хамидом Али.
Хамза Юсуф. Фото: Omar Chatriwala / Flickr
Хамза Юсуф. Фото: Omar Chatriwala / Flickr

Другой пример подобного рода — Сухайб (Уильям) Уэбб, выходец из семьи оклахомских пасторов, получивший серьезное исламское образование в арабских странах и ставший одним из самых популярных белых проповедников на Западе. Его назначение имамом Исламского центра Большой Оклахомы, известной своей консервативностью, стало важным символом того, что ислам пускает прочные корни в самом сердце пуританской белой Америки.
У живущих в США латиноамериканцев своих ярких имамов и проповедников пока нет или, по крайней мере, они малоизвестны. А вот Ислам среди американских латинос — самой быстрорастущей части североамериканского населения, — распространяется в наши дни активно. По разным данным, сейчас количество латинос-мусульман в США, главным образом в южных штатах, составляет от нескольких десятков до нескольких сотен тысяч.
Особенностей латиноамериканского Ислама несколько. Во-первых, в отличие от «белого», он если не поголовно, то, по крайней мере, значительно более расово- и культурно- ориентирован, подобно тому, как это имеет место у афроамериканцев. Во-вторых, подобно афроамериканским мусульманам, для латиноамериканцев важное значение играют их корни.
Латиноамериканцы — это потомки не только испанцев и португальцев: часть из них имеет смешанно-африканское происхождение от почти таких же рабов, которых завозили в свое время в обе Америки. В Бразилии такие рабы-мусульмане даже подняли восстание в 1835 году, которое неотделимо от латиноамериканской революционной истории и мифологии, породившей в том числе теологию освобождения. Как видно, она не является исключительной монополией католицизма. На фоне развития сапатистского движения началось активное распространение ислама среди индейцев штата Чьяпас, которые восприняли его проповедь от нескольких испанцев — учеников шейха Абдулькадыра ас-Суфи, о котором шла речь выше.
Ислам в американском обществе: «почему Россия — не Америка»
В основном американские мусульмане — патриоты США, некоторые так вообще идейные, что, впрочем, не мешает им критиковать внешнюю политику своей страны, как это делают и американские христиане вроде Рона Пола. Обычно американские мусульмане поддерживают демократов, как это вообще присуще всем меньшинствам страны. Но из этого правила случаются и исключения.
Так, во время предыдущей предвыборной кампании Хамза Юсуф призвал к диалогу американских мусульман с консервативными силами с целью устранения барьеров и предубежденности. Часть мусульман поддерживали Рона Пола, снискавшего репутацию правого популиста, — из-за его антиростовщических и антиимпериалистических идей. Не помешало этому даже то, что Пол был участником Чайной партии — разношерстного право-популистского движения вобравшего в себя рекордное количество ярых исламофобов.
В целом американские мусульмане весьма ценят свои возможности и свою страну (чему сам автор этих строк был свидетелем), и осуждают экстремистские действия некоторых своих единоверцев. Например, бостонские мусульмане отказались хоронить по мусульманскому обряду одного из убитых братьев Царнаевых, что бесспорно противоречит канонам ислама, даже если исходить из того, что он был действительно террористом, а не жертвой ФБР, — его за это можно осудить и назвать грешником, фанатиком и так далее, но права на заупокойную молитву его это не лишает.
В этой связи характерны идеи и деятельность доктора Умара Абдаллаха Фарука — белого американца англо-германского происхождения. Будучи исламским ученым, он уделяет значительное внимание разъяснению той мысли, что ислам не противостоит национальным культурам, не требует их унификации и поэтому западные мусульмане должны иметь собственную культурную идентичность. Применительно к Америке он выдвигает идею о необходимости создания пан-американской исламской культуры, которая сумела бы объединить, пусть и как своеобразный зонт, различные сегменты американского ислама, пока еще слабо соприкасающиеся между собой.
Автор — лидер Национальной организации русских мусульман (НОРМ)

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Красильщиков Аркадий - сын Льва. Родился в Ленинграде. 18 декабря 1945 г. За годы трудовой деятельности перевел на стружку центнеры железа,километры кинопленки, тонну бумаги, иссушил море чернил, убил четыре компьютера и продолжает заниматься этой разрушительной деятельностью.
Плюсы: построил три дома (один в Израиле), родил двоих детей, посадил целую рощу, собрал 597 кг.грибов и увидел четырех внучек..