Александр Я. Гордон
БЕЗРОДНЫЕ ПАТРИОТЫ
(новая книга, изданная в издательстве Scripta publications, Haifa-Jerusalem, 2016)
Первая презентация состоится в институте Шокена в Иерусалиме, улица
Бальфура 6, в пятницу 24-го июня в 8.45 утра)
Памяти моих родных, жертв кампании по «борьбе
с безродными космополитами»: бабушке Х.-Р. О. Поволоцкой-Хинчин, маме Д. Я.
Хинчин-Дейген, отцу Я. И. Гордону, тёте Л. Я. Хинчин; памяти моего отчима М. Ф.
Дейгена, спасшего меня от «безродного патриотизма»; моей супруге Инне и моим
детям Ариэлю и Дине, которых я спас от «безродного патриотизма», посвящается
эта книга.
Александр Яковлевич
Гордон родился в 1947 году в Киеве. Выпускник физического факультета Киевского
государственного университета. Репатриировался в Израиль в 1979 году. В течение
13 лет нёс резервистскую службу в боевой части израильской армии, участвовал в
Первой ливанской войне. Полный профессор физики на факультете естественных наук
Хайфского университета и в академическом пединституте «Ораним», в котором возглавляет
комиссию по назначению профессоров от имени Совета по Высшему образованию
Израиля. Заведующий кафедрой математики и физики
(1998-2001), заведующий кафедрой точных наук (2012-2015). Публиковался в 51-м
издании 11 стран. Автор книг «Еврейские вариации» (2007), «Этюды о еврейской
дуальности» (2010), «Двойное бремя» (2013) и около 500 публикаций в печатных и
сетевых изданиях на русском, английском, немецком языках и на иврите. Сотрудничал
с радиостанциями «Голос Израиля» и «Рэка». Был членом редколлегии журнала
«Кинор».
СОДЕРЖАНИЕ
Вместо
предисловия .................................................................
Всеобщий
антигерой (Б. Спиноза) ..........................................
Сизифов
камень «немецкого Сократа»
(Моисей Мендельсон)
…...................................................
Красный
ребе (Моисей Гесс) ..................................................
По
гамбургскому счёту (Габриэль Риссер) ...........................
Деревенские
рассказы Бертольда Ауэрбаха .........................
Зевс
из Трира (К еврейскому вопросу Карла Маркса) ........
«Большевик»
из гетто Франкфурта (Людвиг Бёрне) ...........
Встречи
с Генрихом Гейне .....................................................
Социалистический
аристократ (Фердинанд Лассаль) ........
Неврозы
Зигмунда Фрейда ....................................................
Профиль
монарха (Анри Бергсон) ........................................
Несостоявшаяся
химия (Фриц Габер) ...................................
Величие и падение коренного чужака (Вальтер Ратенау)
.....
Поверх
испанских барьеров (Л. О. Пастернак
и Б. Л. Пастернак) .............................................................
Перманентный
революционер (Александр Парвус) ...........
Конец
революционера (Курт Эйснер) ..................................
Красная
Роза (Роза Люксембург) .........................................
Революционный
этюд (Отто Вейнингер, Теодор Лессинг,
Вильгельм Райх, франкфуртская школа) .........................
Игра
короля (Эмануил Ласкер) ...............................................
Мелодии
и финале оловянного солдатика (Леон Йессель) ......
Относительная
религия (Альберт Эйнштейн) ........................
Трагедия
европейца (Стефан Цвейг) .........................................
История одного безумия (Эрнст Лиссауэр) ...........................
Неуспех
Лиона Фейхтвангера .................................................
В
красном квадрате (Дьёрдь Лукач) .......................................
Двойник
Генриха Гейне (Курт Тухольский) .........................
Шестидневный президент (Эрнст Толлер) ...........................
Еврейские
ноты Осипа Мандельштама ................................
Призрак
социализма (баварские революционеры,
Герберт Маркузе) ..............................................................
Неоконченная
симфония (Ирэн Немировски) ......................
Человек
из театра абсурда (Эжен Ионеско) .........................
По
ту сторону еврейских шуток ............................................
Пути
еврейские .......................................................................
Библиография
..........................................................................
ВМЕСТО ПРЕДИСЛОВИЯ
Написание этой книги началось с
истории, происшедшей в жизни автора. Книга называется «Безродные патриоты», но
тот, кто знаком с событиями 1949 года в СССР, легко усмотрит за этим названием тогдашнюю презрительную кличку евреев, деятелей
искусства и культуры, – «безродные космополиты». У людей, не имевших отечества
и языка, у людей, чей народ пережил геноцид в недавно закончившейся Второй
мировой войне, отнимали право на занятие искусством и культурой народов СССР. Коренным чужакам,
евреям, было объявлено, что они «безродные», то есть безродинные космополиты,
люди ниоткуда, неспособные понять русскую или украинскую душу, русскую или
украинскую культуру, литературу, театр и музыку русского, украинского и других народов
СССР, что они могут лишь внедрять чужое, иностранное и загрязнять чистое,
подлинное, национальное. От незваных гостей потребовали снять маски и
прекратить прикидываться деятелями национального искусства.
Рихард Вагнер в
статье «Еврейство в музыке», написанной за сто лет до погромов 1949 года в
СССР, начал изгонять евреев из искусства: «…вся европейская цивилизация и её искусство остались
чуждыми для евреев: они не принимали никакого участия в образовании и развитии
их, но только издали, лишённые отечества, они присматривались к ним. На нашем
языке и в нашем искусстве еврей может только повторять, подражать, но создавать
изящные произведения, творить – он не в состоянии». По словам одного
из главных героев-жертв космополитической травли, друга моего отца, писателя
Александра Михайловича Борщаговского, «обвинялась кровь». Среди носителей
обвинённой крови были мои родные. В
марте 1949 года мой отец Яков Ильич Гордон и сестра моей матери Лия Яковлевна
Хинчин были объявлены «безродными космополитами» и уволены из Киевского
университета и Киевской консерватории соответственно. Двое из четырёх взрослых
членов нашей семьи одновременно лишились заработка, были подвергнуты
внесудебным преследованиям, проработке на собраниях и осуждению в газетах.
Начались скитания. Из-за больших житейских трудностей мои родители развелись.
Понятие «безродные космополиты» было
неточным, ибо космополитизм должен связываться с широтой взглядов и терпимостью
и противопоставляться узости национализма. В 1940-х годах евреи, деятели
культуры, старались внести вклад в национальную культуру республик СССР.
Поскольку у них отнимали право представлять отечественную культуру, точнее было
бы назвать их «безродными патриотами».
Явление «безродных патриотов» выходило далеко за пределы
СССР и уходило в глубину истории евреев. Двойственное
отношение к своему и другим народам и тема безответной любви евреев к
европейским нациям и странам, в которых они родились, стали лейтмотивом
биографических очерков, помещённых в этой книге. Леон Поляков в книге «История
антисемитизма» писал: «Отсюда проистекает трагедия эмансипированного еврея,
который отныне стремится оценивать себя самого по меркам преобладающего христианского
общества, смотреть на себя чужими глазами. Иногда он себя переоценивает, но
чаще осуждает, и эти два подхода легко уживаются друг с другом». Два подхода,
упомянутые Поляковым, не всегда «легко уживались». Я хотел показать дилеммы и раздвоенность
жизни евреев в диаспоре в эссе о некоторых выдающихся представителях нации. Я
старался изобразить духовный мир своих героев, «безродных патриотов», и показать
бремя, которое они несли в силу своего происхождения. Психологическая
дуальность, порождённая желанием быть «нормальными», как все, в то же время
оставаясь евреями, а иногда и полный разрыв с еврейством ради «более высоких
идеалов», стали национальной экзистенцией.
Я хотел бы поблагодарить тех, без кого эта книга не была бы написана. Моя покойная мама Дора Яковлевна
Хинчин-Дейген внимательно прочитывала и правила мои тексты, пока ей позволяло ухудшавшееся
зрение. Мой покойный отчим Михаил Фёдорович Дейген, член-корреспондент Академии
Наук УССР, профессор физики, всегда противился моим увлечениям философией,
психологией и историей. Он повлиял на моё становление гораздо больше тех, с кем
я был связан кровными узами. Он увлёк меня в физику, научил думать, бороться и открыл мне трагический и волнующий мир
еврейства. Моя жена Инна Гордон была моим первым читателем и внесла много
поправок в тексты очерков. Она верила в мои способности эссеиста и предоставила
мне возможность заниматься такой далёкой от моей профессии, трудоёмкой деятельностью,
взяв на себя ряд моих домашних обязанностей.
Как мне приобрести эту книгу? Живу в Израиле.
ОтветитьУдалитьКак мне приобрести эту книгу? Живу в Израиле.
ОтветитьУдалить