Мой дядя Моисей Флаум (светлой памяти) был замечательным, добрым, умным человеком, участником войны, великолепным организатором производства на большом, ленинградском заводе (ЛМЗ). Общаться с ним было одно удовольствие, вплоть до того момента, когда в разговоре, вольно или невольно, возникала тема политики. Вот здесь мой любимый дядя мгновенно преображался на глазах. Добрый превращался в злого, мудрый в глупого, терпимый - в фанатика одной идеи. Мой дядя был убежденным, искренним ленинцем-сталинцем-брежневцем, и строителем коммунизма во всем мире. Проще говоря, нормальный. хороший человек внезапно сходил с ума, что было очевидно практически всему моему, большому и необыкновенно дружному еврейскому семейству. Дяде - коммунисту прощали его слабость. Я тоже прощал и любил его, не смотря на то, что даже бит был дядей за разные слова против введения советских танков в Прагу.
Так вот, дядю своего вспомнил, читая замечательный роман Людмилы Улицкой "Лестница Якова". Я уже писал о нем в блоге (http://a.kras.cc/2016/04/blog-post_195.html). Роман мне понравился искренностью своей, болью за судьбы человеческие в России и мире. Почти все понравилось, за исключением кратких, к счастью, моментов, связанных с православием автора романа - врейки по папе и маме. Вот был человек (в тексте) добр, умен, талантлив - в друг: "... и я прочитал Библию. Может, она и Божественный Текст для древних евреев, но сегодня он представляется мне вполне архаическим документом... Много жестокости, логических неувязок, темных мест и противоречий. Не случайно евреи три тысячи лет комментируют, трактуют тексты, выворачивают наизнанку, пытаясь снять противоречия. Мне кажется, что всем известная склонность евреев к наукам как раз и проистекает из этой тысячелетней полировки мозгов". Говорит это Виктор - гений математики, один из любимых автором героев романа. Говорит в споре с евреем и израильтянином, убежденным, что Тора - "память Господа Бога". Виктор - атеист, но говорит о Ветхом Завете так, как положено говорить христианину. В романе, само собой, нет критики Нового Завета. Там, надо думать, нет "жестокости, логических неувязок, темных мест и противоречий". Там все ясно просто, гуманно и Богодуховно. Евангелия - это святое. Другое дело Книга - Книг. А ведь именно в таком прочтении Торы и лежат истоки злейшей, христианской юдофобии, в хроническом неумении увидеть за жестокостью - доброту и милосердие, за логическими неувязками - всю сложность человеческих отношений, за темными местами и противоречиями - прямое обращение к мыслящему, творческому человеку: думай и выбирай. И дальше старая, затертая до пошлости мысль о хитрых евреях, придумавших интеллектуальную забаву для "полировки" своих личных мозгов и, так и хочется добавить, власти над миром. При этом тут же забывается, что эти мозги спасли от холеры и чумы миллионы человеческих существ, добились высот в науках, необходимых людям, а в искусстве демонстрировали образцы величия человеческого духа. Получается, "темный и противоречивый" текст лежит в основе того мира, в котором существует нынешняя, развитая цивилизация, на основе знаний и гуманизма. Повторю, таких. внезапных проколов в этом романе Улицкой, к счастью. немного. Не стану на них останавливаться. Простим автору их за внезапное опровержение своих собственных "православных" глупостей: "Главное для нас - что Господь Бог всех благословил через евреев, всех поголовно. И если евреев из этого мира выгонят, неизвестно, сохранится ли благословение... - засмеялась Нора". Нора - главная и любимая героиня Улицкой в "Лестнице Якова". В романе, в котором, как и во всякой настоящей, "архаической" книге полно жестокости. противоречий, темных мест, но все это, в конечном итоге, озарено светом добра, прощения и покаяния. И, конечно же, чисто еврейским талантом, полученным автором в следствии "полировки" мозгов всеми ее предками.
У меня после прочтения романа осталось неприятное чувство, как после нечаянно съеденного подпорченного фрукта. Автор явно исписалась, устала от жизни и поэтому роман получился таким длинным и скучным
ОтветитьУдалить