ПОБЕДОНОСНЫЕ НЕАНДЕРТАЛЬЦЫ
ФОТО: ВАДИМ ГРИВАЧ
РУССКИЕ В ФИЛОСОФСКОЙ СИСТЕМЕ СЕРГЕЯ МАГИДА В Доме национальных меньшинств в Праге чешский культуролог и русский поэт Сергей Магид прочел курс своих лекций о русском этническом менталитете, объединив их названием «Человек и его этнос: понять историю — понять себя». Программа курса состоит из двух больших блоков: первый блок — «Теория пути» — включает в себя четыре лекции («Человек и его этнос», «Этнос и его история», «История и ее цивилизация» и «Цивилизация и ее миссия»), второй блок — «Практика движения» — еще две («Зона неуловимости» и «Гибридное сознание»).
О себе Магид говорит: «По образованию я филолог-англист, занимался этнографией и археологией, копал в Крыму». Создавая свою концепцию, С. Магид рассматривал объективные закономерности процесса истории, исследовал культурные феномены и анализировал философские теории. «Я считаю: если человек хочет что-то познать, он должен заниматься интердисциплинарными занятиями, привлекать все науки», —считает Магид.
По его словам, эти лекции — попытка вкратце изложить свою историософскую концепцию, то есть посредством этих публичных лекций он испытывает свою концепцию на аудитории, излагая материал в виде понятных и компактных тезисов, снабженных историческим пояснением. «Я не претендую на монополию на истину — это только гипотеза», — подчеркивает С. Магид. В глобальном смысле, это попытка озвучить собственное представление о том, что с новой силой сегодня начинает волновать всех: почему у России такая история? Именно сейчас, когда, с одной стороны, широко распространяется представление о том, что в России ужасная власть и страна стоит перед катастрофой, а с другой — главным образом, в самой России —набирает обороты еще более пространное настроение, что все прекрасно и страна на правильном пути.
Очевидно, что, несмотря на все прошлые катастрофы, Россия опять идет в самоизоляцию, в очередной раз выбирая какой-то, даже ей самой неведомый, особый путь. При этом внутри страны, при почти полностью разваленной промышленности, СМИ неустанно твердят о каких-то российских достижениях; взлет религиозности никак не останавливает общее падение морали; общество вытесняет уже всякое инакомыслие и все сильнее начинает проецировать свое агрессивное представление о мире вовне. Так какие же спусковые механизмы должны были сработать, чтобы общество развернулось в сторону агрессии, чтобы его потянуло к собственной изоляции? Чем объяснить феномен, что никакие «перезагрузки систем» в российском обществе не получаются? В чем причина того, что власть в стране меняется лишь номинально — начинает называться императором, генеральным секретарем или президентом, но все негативные общественные процессы при этом сохраняются и повторяются раз за разом? Почему Россия не может выскочить из желоба, в котором она находится? Может ли это быть некоторым культурным феноменом?
Основой всего С. Магид видит мышление, которое развивается от примитивных к более сложным формам, а в силу его развития меняется и сдвигается общество. С. Магид наглядно показывает, как развивается мышление, как оно начинает довлеть, формировать, подчинять общество. Он также предлагает выйти из зачарованного круга, чтобы взглянуть на Россию извне, со стороны, подойти к ней с общей меркой. Цитируя излюбленные многими классические строчки Ф. Тютчева «умом Россию не понять, аршином общим не измерить», С. Магид подчеркивает, что понять Россию можно единственно умом, подойдя к ней именно с тем самым общим аршином. «Нам нужно понять из этих лекций русский ум», — говорит Магид.
«Я специально беседовал с рядом чешских интеллектуалов, очень наивных, детски-трогательных, которые вдруг открыли для себя вещь совершенно невообразимую, — продолжает Магид, — что Россия вдруг так опасна стала для мира, как-то нависла над миром. Но не потому, что была коммунистическая власть, марксистская идеология или ГУЛАГ, а совсем по каким-то другим причинам. Нет уже советской власти, нет СССР — так, может, и дело не в них, а в народе? И Путин является не каким-то демоном, а проходной рутинной фигурой, которая олицетворяет собою какие-то глубины русского менталитета и народных чаяний, удовлетворяет этим чаяниям народным?» С. Магид предлагает пристально взглянуть и на другие фигуры и события истории: чего в действительности добился своими реформами царь Петр I, который насадил немецкий мундир на исконные начала русского народа? Кем в реальности для русского народа был царь Николай II? Какие причины и последствия имело восстание рабочих в Новочеркасске? Какой основной конфликт обращает на себя внимание в Великой Отечественной войне: конфликт двух актуальных политических фигур, конфликт идеологий или застарелый конфликт этносов? Чтобы попробовать понять это, начать С. Магид предлагает с самых азов эволюции, поскольку «силен в русском современном сознании средний полеолит».
Комментариев нет:
Отправить комментарий