Преступление и наказание.
Борис Гулько
Если всю
мировую литературу, все романы, повести и рассказы слить в одно произведение,
то оно, наверное, получило бы название «Преступление и наказание». Это тема не
только детективов. Даже многие любовные романы можно понять как исследование:
что было неверно в действиях героев, и как это отозвалось. Например: Евгений
Онегин, из-за своей душевной лени не распознал идеальную (по мнению самого
Пушкина!) девушку. «Как я ошибся, как наказан» – признал он в конце романа.
Недавно я
прочёл необычную книгу: «Долгие беседы в ожидании счастливой смерти», в которой
престарелый еврейско-литовский драматург и критик Йокубас Йосаде, готовясь к
уходу в лучший мир, вспоминает и вместе с автором книги Евсеем Цейтлиным анализирует
свою жизнь, пытаясь найти истоки совершённых ошибок, страхов, неудач. Чтение,
дающее пищу для ума.
Так, Йокубас мучается
виной за гибель своей семьи. «Я сам подписал им приговор, – говорит он,
рассказывая о смерти близких». В молодости человек левых взглядов, Йокубас
опекал заключённого в тюрьму коммуниста. После оккупации Литвы Советами этот коммунист
стал большим начальником. «14 июня 1941 года. Чёрная дата. Многих жителей Литвы
отправляют в ссылку и лагеря», – вспоминает Йокубас. Пользуясь близостью с начальником,
видимо, решавшим, кого ссылать, он вычёркивает из списка родителей и сестёр.
Через неделю началась война, и в Холокосте семья Йосаде погибла. В Сибири многие
сосланные прибалтийские евреи выжили. Могла выжить и семья Йосаде. День 14 июня
1941 года мог стать днём их спасения.
Дальше роковой
случайности анализ Йокубаса не тянет – он аполитичен, не сионист. Но причины
гибели семьи Йосаде глубже, чем случайность. Мой товарищ, литовский еврей,
пересказывал мне воспоминания отца: когда в независимую ещё Литву приезжал Зеев
Жаботинский и убеждал евреев репатриироваться в Палестину: – «Вы должны
покончить с галутом пока галут не прикончит вас», – слушатели бросали в
паникёра заранее припасённые помидоры и яйца. Чувство опасности спасает евреев.
К сожалению, не всегда и не всех. Оно как еврейский механизм естественного
отбора.
Другая причина
трагедии с семьёй Йосаде – пагубные социалистические увлечения молодого Йокубаса. Близость к власти злодеев,
с виду полезная, оказалась губительной.
В реестре
злодеяний сталинизма выделяется 1937-й год. Солженицын в «Архипелаге ГУЛАГ» предлагает
версию, что большевики, обвинявшиеся на политических процессах того времени, сотрудничали
со своими обвинителями и палачами и оговаривали себя по идеологическим причинам.
Я допускаю иную трактовку: понимая ужас сотворённого ими ранее, обвинённые
подсознательно принимали справедливость возмездия. Об этом, например,
арестованный министр НКВД Генрих Ягода в застенке сказал посещавшему его Абраму
Слуцкому: «От Бога я должен был заслужить самое суровое наказание за то, что
тысячу раз нарушал его заповеди». Получивший предостережение Ягоды Слуцкий не
мог не понимать неизбежности приближающейся к нему самому гибели и, используя
положение начальника иностранного (шпионского) отдела НКВД, мог бежать из
страны. Однако он два года после откровения Ягоды дожидался вполне заслуженного
им укола с цианистым калием. Самой решительной акцией отказа сотрудничества с
палачами, на которую оказался способен коммунист-еврей, стала пуля в свой лоб
замминистра обороны Яна Гамарника. И признанием ложности пройденного пути
(фактически, заслуженности наказания) явилось произнесение марксистом Григорием
Зиновьевым перед расстрельным строем «Шма».
В исследовании поведения
человека, всех возможных его ошибок, художественная литература следует за главным
учебником этики человечества – за Библией. Еврейские мудрецы анализируют каждый
поворот сюжета Торы, каждый шаг персонажей, пытаясь извлечь максимальное
количество уроков из текста, данного нам Всевышним. Истолковав буквальный смысл
текста, пытаются понять следующие, пласт за пластом, уловить скрытые намёки в
сказанном.
Когда наш
праотец Яков вернулся со своей семьёй в Ханаан и обустроился в окрестностях
Шхема, «вышла Дина, дочь Леи, которую она родила Якову, посмотреть на дочерей
страны той. И увидел её Шхем, сын Хамора Хиввийца, князя земли той, и взял её,
и лёг с нею, и насиловал её» (Бытие 34:1-2). Очевидная причина этого несчастья семьи
Якова на поверхности: нечего девушке гулять одной в незнакомых местах. Мудрецы отмечают
скрытый смысл трагедии: изнасилование Дины стало наказанием Якову за то, что
он, как сообщает мидраш, спрятал Дину при встрече со своим братом Эсавом (прозванным
Эдомом), предшествовавшей истории изнасилования, и не отдал тому Дину в жёны.
Непонятно,
почему нужно было женить юную Дину на столетнем старике (хоть старцы в
библейские времена были могучи. Авраам только начинал размножаться в столетнем
возрасте)? Отношение к Эсаву комментаторов неоднозначно. С одной стороны, ему
принято приписывать преступления и коварные замыслы, о которых Тора не
рассказывает. Но с другой – он близнец нашего патриарха. Первородство у него
Яков купил за чечевичную похлёбку, воспользовавшись минутой слабости брата:
очень уж Эсав был голоден. Благословение первенца Яков перехвалил обманом,
организованным матерью братьев Ривкой. Жена Якова Лея была предназначена,
считают комментаторы, Эсаву. И женив Эсава на Дине, Яков отдал бы брату долг, при
этом вернув детей того от Дины в русло еврейского народа – своих потомков.
Дина, считают комментаторы, могла бы благотворно повлиять на Эсава.
Отношения
евреев с Эсавом-Эдомом и его потомками оставались проблемными долго. Голова Эсава,
говорит мидраш, захоронена в пещере Махпела вместе с нашими праотцами и
праматерями. А потомков, понятно, не от Дины, эдомитян, через полтора
тысячелетия после истории с изнасилованием, завоевал и насильно обратил в
иудаизм Шимон Хашмонай. В «Иудейской войне» Иосифа Флавия, действие которой
начинается вскоре после царствования Шимона Хашмоная, читаем, что в каждой
пещере в Земле Израиля сидело по разбойнику. Можно предположить, что это были потомки
Эсава. Один из его потомков стал царём над Иудеей Иродом Великим – злодеем из ужаснейших
в истории. В каждом из современных евреев, если следовать генетике,
присутствуют гены Эсава. И всё это последствия решения Якова утаить свою дочь от
брата!
Талмуд и агады
постоянно обсуждают скрытые причины и последствия приключившегося с нашими
мудрецами. Так, Гемара обсуждает происшествие в семье реба Нехуния, занятием
которого было нахождение воды и рытьё колодцев для путников. В один из таких
колодцев упала дочь реба. Когда надежды её спасти почти не оставалось,
приглашённый рабби Ханина бен Доса, ведущий мудрец того поколения, продолжал успокаивать
отца: так как реб Нехуния делает благое дело, снабжая евреев водой, его дочь не
может погибнуть от воды. И действительно, в последний момент девушка была чудесным
образом спасена.
Однако, спустя
время в пустыне погиб от жажды сын реба Нехуния. Что изменилось со времени
происшествия с колодцем?
За прошедшее
время умер рабби Ханина бен Доса, молитву которого слушал Всевышний. Девушка
оказалась спасена благодаря тому, что в мире присутствовал мудрец, способный связать причины и следствия. Ко времени гибели
сына реба Нехуния такого мудреца уже не нашлось.
Из этой истории
вытекает важнейшая обязанность наших мудрецов: анализировать и находить
глубинный смысл происходящего. Это может предотвратить несчастья. Но ошибки при
этом таят великую опасность.
В 1665 году византийский
еврей Шабтай Цви провозгласил себя мессией. Крупный каббалист из Газы Натан,
ментор Шабтая, разослал по всем еврейским общинам мира письма с сообщением о
приходе мессии и призывом признать за такового Шабтая. Призыв был повсеместно услышан
и принят. Евреи стали продавать дома и устремились на Святую Землю под знамёна
мессии, рискуя по дороге быть схваченными и проданными в рабство пиратами.
После того, как Шабтай, под угрозой казни, в 1666 году принял ислам, лжемессианское
движение заглохло, оставив в нашей национальной памяти тяжёлую травму.
Возможно, последействия шока от этой истории повлияли на
негативную реакцию лидеров европейского еврейства, когда в 1920 году на
международной конференции в Сан Ремо, посвящённой итогам Первой мировой войны,
была одобрена Декларация Бальфура о создании в Палестине «национального очага
для еврейского народа», а два года спустя Лига наций это решение утвердила.
Событие это по масштабам превосходило сомнительную весть о Шабтае Цви. Но
раввины не осознали, что речь идёт об окончании галута, длившегося 18 веков.
Эта их ошибка, возможно, повлекла за собой отказ лидеров нашего народа
обсуждать уроки Холокоста. Довод, что это обсуждение неуместно, пока живы перенёсшие
преследования, не представляется убедительным. Определение старых ошибок могло
бы предотвратить свершение новых. Тем более, что в десятилетия после Холокоста среди
нас ещё были мудрецы, мнение которых признавалось всем еврейством. Не думаю,
что сейчас мы имеем столь широко признанных авторитетов.
Израиль, вся
недолгая история которого полна манифестаций помощи с Небес, принял позицию
отказа от анализа совершённых ошибок. Это чревато принятием неверных решений,
вытекающих из старых ошибок. Лежит на поверхности причина расцвета арабского
террора, оставившего, начиная с 1993 года, многие тысячи убитых и покалеченных
евреев. Она, очевидно – позорный для хвалённого еврейского ума Ословский
договор, по которому евреи сами завезли в свою страну банду убийц-террористов
во главе с создателем современного терроризма. Но в чём глубинная причина ошибки
заключения союза с Арафатом?
Может быть, истоки
Ословского договора – в непроанализированном лидерами народа инциденте с
расстрелом Пальмахом огромного танкодесантного корабля Альталена 22 июня 1948
года? Корабль тот доставил в только что провозглашённый Израиль 840
репатриантов и целый арсенал оружия. При потоплении корабля погибли 16 человек (14 из них — пережившие Катастрофу, а также два репатрианта с Кубы). Руководитель расстрела корабля Ицхак Рабин
отдал приказ стрелять по евреям, спасавшимся с Альталены.
Недавно было
принято решение убрать упоминание о расстреле Альталены из израильских школьных
учебников. Если бы история с Альталеной была детально проанализирована, сделали
бы евреи руководителя расстрела корабля своим премьер министром, тем главой
государства, который в 1993 году заключил договор с Арафатом?
А может быть, скрытой
причиной «Осло» стала неспособность лидеров Израиля своевременно осознать
ошибочность отвержения ими двух самых значительных еврейских политических
мыслителей ХХ века – Зеева Жаботинского и рабби Меира Кахане? Если израильский
истеблишмент с годами признал наследие Жаботинского одной из основ идеологии
Израиля, то идеи рабби Меира Кахане ещё ждут своего часа. Ныне израильское
правосудие, по всей видимости безвинно, держит в заключении не предъявляя
обвинения Меира Этингера, внука рабби Кахане. Непроанализированные ошибки ведут
к новым.
Комментариев нет:
Отправить комментарий