Борис Гулько, Нью-Джерси
Социологам известна предельная продолжительность жизни обычного народа. Это тысяча – максимум полторы тысячи лет. К концу своего существования народ дряхлеет, теряет энергию и растворяется в других народах. Евреи – исключение. И наша жизненность, если не вдаваться в мистические причины, должна иметь естественный механизм. Сам этот механизм может иметь мистические причины.
Мне представляется, что история евреев состоит из истории разных народов, последовательно перетекающих один в другой. Некоторые свойства предыдущего «новые» евреи сохраняют, но большинство отличны. Постоянны – общие предки и основы веры. Отличны – язык, территория и среда обитания, культура и определяемые всем этим национальный характер и внешний облик.
Моментом рождения евреев стало событие расступления Красного моря и наш выход на свободу меж застывших родовых вод. Языками возникшего народа оказались египетский и сохранившийся от семьи Якова иврит. Территорией обитания – Синайская пустыня. Характер – вынесенные из Египта рабская пассивность и постоянное нытьё. Возраст жизни этого народа – 40 лет.
В Землю Израиля вступил уже другой народ. Его языком был иврит. Характер – активный и крайне воинственный. Следующие 15 веков наша история – это история могучего народа с великими царями Давидом и Соломоном, с пророками, написавшими священные книги, народа, создавшего Библию – основу духовности человечества.
За эти 15 веков евреи пустили ростки по всему миру. После завоевания ассирийцами северного царства евреев в изгнание ушли десять колен Израилевых. После разрушения Первого иерусалимского Храма Навуходоносором возникла большая вавилонская община евреев. В разные моменты появились йеменская община, эфиопская, грузинская, бухарская. Из истории возникновения ислама узнаём о многочисленных еврейских общинах Аравии. Коран, наполненный персонажами ТАНАХа, неграмотному Мухаммеду определённо напели евреи. В античном Риме, сообщает Иосиф Флавий, 100 тысяч евреев молились в 150 синагогах. Возникли общины и на Иберийском полуострове. Всё это множество имело общие генетические корни, одну религию и иврит как язык для богослужения. Но всё остальное – стиль жизни, традиции, повседневные языки – были различны. У евреев, живших в песках среди кочевников, сложился характер отличный от евреев, живших среди лесов, полей и крестьян.
В 1-2 веках нашей эры еврейская община в Земле Израиля была разрушена. Закончилась история народа, жившего там. Когда в 1267 году Нахманид вынужден был бежать из Испании в Иерусалим, он не нашёл там 9-ти мужчин-евреев для миньяна.
Историк и раввин Береле Вайн считает, что евреи-ашкеназы (что значит немецкие) возникли из добравшихся до Германии вавилонских евреев. По другой версии ими стали евреи, переселившиеся на север из Рима. Группа родоначальников была мала – генетики утверждают, что все ашкеназы произошли от четырёх женщин. Языком нового народа стал диалект немецкого – идиш. Примерно полтора столетия назад на территории России из ашкеназов родился ещё один народ: русские евреи.
Эти евреи сильно отличаются от всех существовавших в истории еврейских народов. Впервые со времени расступления Красного моря возникла в основном секулярная еврейская общность. Вернее – секулярной она стала вскоре после появления. В 1906 году в Москве открылась первая синагога. Но к тому времени религией большой части возникшего народа уже стал марксизм. Половина российского еврейства в те годы эмигрировала в США, принеся с собой в Новый Свет атеизм и марксизм. Нынешний кандидат в Президенты США Берни Сандерс как бы перешагнул в наши дни из существовавшей столетие назад в России еврейской социалистической партии Бунд.
Атеизм большой части русских евреев дополнялся экстремизмом. Возможно, проявлялись гены сикариев – «кинжальщиков», сыгравших значительную роль в саморазрушении в древности Иудейского царства. В России евреи были заметны среди разрушивших империю эсеров, анархистов, меньшевиков и большевиков.
С момента своего возникновения русские евреи подпали под очарование русского языка. Апостолами для них стали Пушкин, Лев Толстой, Достоевский. Только появившись, русские евреи уже в конце 19 века дали российской словесности двух значительных поэтов: Семёна Надсона и Афанасия Фета.
Надсон безрадостно признался: «Я к вам таю любовь сыновью, /И в час уныний, в час скорбей /Я чувствую, что я еврей!» Фет, к счастью, ничего о евреях не написал. Всю жизнь он страдал антисемитизмом, пока на склоне дней не узнал, что его мать – еврейка.
Лучшие русские поэты ХХ века – в основном евреи. Двое из самых знаменитых – Пастернак и Бродский – получили Нобелевские премии, а третий – Мандельштам – вместо неё получил ГУЛАГ. И самые читаемые сегодняшние российские поэты – И.Губерман, И.Иртеньев и Д.Быков – все трое евреи. Дорого сердцу русских евреев и прозаическое русское слово. Лучший русский роман ХХ века написал В.Гроссман. Популярные писатели у моего поколения Гладилин, Трифонов, Аксёнов, Владимов, Войнович имели матерей-евреек. При этом еврейская тема почти отсутствует в творчестве всех названных.
Образ русской природы в живописи поэтичнее всех выразил И.Левитан, а образ города – белорусского Витебска – М.Шагал. Русские евреи стали лучшими музыкантами и шахматистами века. Замечательно самореализовывались мы также в науке и в математике.
Но всё это роскошество продолжалось всего 2-3 поколения. Редкий народ рождался, бурно расцветал и исчезал так стремительно, как русское еврейство. Появившись как бунтари-марксисты, бакунинцы, нечаевцы, после 1917 года – убеждённые коммунисты – политически активные евреи дожили лишь до 1937 года. А после «борьбы с космополитами» конца 40-х – начала 50 – не отвергли коммунистической идеологии только самые замшелые евреи. В 60-е годы мы уже стали диссидентами. И эти метаморфозы – на протяжении всего двух поколений! Максим Литвинов был министром иностранных дел у Сталина, а его сын Павел в 1968-м, протестуя против оккупации Советами Чехословакии, вывел на Красную площадь демонстрацию. Маршал Иона Якир до 1937 года командовал Киевским военным округом, а его сын Пётр в 60-е стал одним из создателей диссидентского движения.
После Шестидневной войны 1967 года у русских евреев стало расти страстное стремление исчезнуть, уехать из России. К середине 90-х годов около двух с половиной миллионов реализовали это стремление, разделившись на два основных рукава: американский и израильский. В России осталось менее 200 000 тысяч евреев – 6-7% от нашей численности до прорыва.
У российских и американских нерелигиозных русских евреев – общая судьба. Это – ассимиляция. Даже срок в два поколения для этого звучит излишне оптимистичным. Я слышал от израильского раввина, проработавшего какое-то время в московской иешиве: ученики с еврейскими фамилиями там были почти всегда галахически русскими, а ученики с русскими фамилиями – галахическими евреями. Это означает, что почти все они были из смешанных семей. У американских неортодоксальных евреев количество смешанных браков превышает в последние годы 80%.
Вывод из этого: вскоре исчезнут как народ все русские евреи. А евреями останется только та наша часть, которая репатриировалась в Израиль и влилась в недавно родившийся народ израильтян. В Америке секулярные русские евреи не имеют будущности ни как русские, ни как евреи. Их дети мигом становятся американцами, а супругов себе они берут из неевреев. В России потомкам евреев, таким, как Михаил Ходорковский, будут всегда поминать их еврейские корни, хотя, как в случае миллиардера, имеющего только одного дедушку-еврея и ничего еврейского во взглядах, это будет объясняться скорее традиционным российским антисемитизмом.
Важна судьба русских евреев в Израиле. Они принесли в народ, в который влились, научные, культурные и мировоззренческие достижения русского еврейства. Министр образования Израиля Нафтали Беннет сказал в недавнем интервью: «Вся сегодняшняя наука, весь сегодняшний израильский хайтек базируются… на волне репатриации из бывшего СССР, которая разом принесла в Израиль огромное число талантливых инженеров». Русские евреи принесли и обретённое в России с кровью отвержение химеры социализма, которая как тяжёлая болезнь томит многих евреев Израиля и США. В результате алии из России израильское общество в целом сдвинулось вправо.
Наиболее динамичные и интеллектуальные из русских евреев вернулись в Израиле к иудаизму. Но, судя по дискуссиям на русскоязычных израильских сайтах, самые горячие эмоции и у не самых динамичных и интеллектуальных русских евреев, ставших израильтянами, вызывают галахические и мировоззренческие проблемы иудаизма, такие, как гиюр, соблюдение шаббата и кашрута.
Таким образом, мы имеет уникальный сюжет национальной динамики евреев. 18-28 столетий назад мощный ивритоязычный народ с древней религией, имевший два государства в Земле Израиля, распался на многие народы, жившие на разных континентах – с разными языками, разными традициями, но с одной верой. Тысячелетия спустя все эти народы, как и было предсказано в ТАНАХе, вновь слились в Земле Израиля в один, то ли уже существовавший в том же месте две тысячи лет назад, то ли новый, но с теми же характеристиками, с теми же предками, восстановив не бывший в употреблении всё это время иврит. Каждый еврейский народ, отколовшийся от общего ствола в древности или возникший из тех, старых народов позже, вернулся, неся с собой то ценное, что приобрёл за века рассеяния.
Один из самых молодых народов мира, русские евреи, внесли в воскресающий народ сперва, в начале ХХ века, свои духовные искания из России – толстовство, марксизм в его меньшевистской версии, активность и воинственность Трумпельдора и Жаботинского, а потом, с волной семидесятых-восьмидесятых-девяностых – духовные достижения советского периода – стремление к образованию и высокую культуру.
Русское еврейство после недолгой, бурной, периодами трагической истории умерло, чтобы вновь явиться и стать важной компонентой возродившегося еврейского народа Израиля. Это ли не драма космического масштаба?
Социологам известна предельная продолжительность жизни обычного народа. Это тысяча – максимум полторы тысячи лет. К концу своего существования народ дряхлеет, теряет энергию и растворяется в других народах. Евреи – исключение. И наша жизненность, если не вдаваться в мистические причины, должна иметь естественный механизм. Сам этот механизм может иметь мистические причины.
Мне представляется, что история евреев состоит из истории разных народов, последовательно перетекающих один в другой. Некоторые свойства предыдущего «новые» евреи сохраняют, но большинство отличны. Постоянны – общие предки и основы веры. Отличны – язык, территория и среда обитания, культура и определяемые всем этим национальный характер и внешний облик.
Моментом рождения евреев стало событие расступления Красного моря и наш выход на свободу меж застывших родовых вод. Языками возникшего народа оказались египетский и сохранившийся от семьи Якова иврит. Территорией обитания – Синайская пустыня. Характер – вынесенные из Египта рабская пассивность и постоянное нытьё. Возраст жизни этого народа – 40 лет.
В Землю Израиля вступил уже другой народ. Его языком был иврит. Характер – активный и крайне воинственный. Следующие 15 веков наша история – это история могучего народа с великими царями Давидом и Соломоном, с пророками, написавшими священные книги, народа, создавшего Библию – основу духовности человечества.
За эти 15 веков евреи пустили ростки по всему миру. После завоевания ассирийцами северного царства евреев в изгнание ушли десять колен Израилевых. После разрушения Первого иерусалимского Храма Навуходоносором возникла большая вавилонская община евреев. В разные моменты появились йеменская община, эфиопская, грузинская, бухарская. Из истории возникновения ислама узнаём о многочисленных еврейских общинах Аравии. Коран, наполненный персонажами ТАНАХа, неграмотному Мухаммеду определённо напели евреи. В античном Риме, сообщает Иосиф Флавий, 100 тысяч евреев молились в 150 синагогах. Возникли общины и на Иберийском полуострове. Всё это множество имело общие генетические корни, одну религию и иврит как язык для богослужения. Но всё остальное – стиль жизни, традиции, повседневные языки – были различны. У евреев, живших в песках среди кочевников, сложился характер отличный от евреев, живших среди лесов, полей и крестьян.
В 1-2 веках нашей эры еврейская община в Земле Израиля была разрушена. Закончилась история народа, жившего там. Когда в 1267 году Нахманид вынужден был бежать из Испании в Иерусалим, он не нашёл там 9-ти мужчин-евреев для миньяна.
Историк и раввин Береле Вайн считает, что евреи-ашкеназы (что значит немецкие) возникли из добравшихся до Германии вавилонских евреев. По другой версии ими стали евреи, переселившиеся на север из Рима. Группа родоначальников была мала – генетики утверждают, что все ашкеназы произошли от четырёх женщин. Языком нового народа стал диалект немецкого – идиш. Примерно полтора столетия назад на территории России из ашкеназов родился ещё один народ: русские евреи.
Эти евреи сильно отличаются от всех существовавших в истории еврейских народов. Впервые со времени расступления Красного моря возникла в основном секулярная еврейская общность. Вернее – секулярной она стала вскоре после появления. В 1906 году в Москве открылась первая синагога. Но к тому времени религией большой части возникшего народа уже стал марксизм. Половина российского еврейства в те годы эмигрировала в США, принеся с собой в Новый Свет атеизм и марксизм. Нынешний кандидат в Президенты США Берни Сандерс как бы перешагнул в наши дни из существовавшей столетие назад в России еврейской социалистической партии Бунд.
Атеизм большой части русских евреев дополнялся экстремизмом. Возможно, проявлялись гены сикариев – «кинжальщиков», сыгравших значительную роль в саморазрушении в древности Иудейского царства. В России евреи были заметны среди разрушивших империю эсеров, анархистов, меньшевиков и большевиков.
С момента своего возникновения русские евреи подпали под очарование русского языка. Апостолами для них стали Пушкин, Лев Толстой, Достоевский. Только появившись, русские евреи уже в конце 19 века дали российской словесности двух значительных поэтов: Семёна Надсона и Афанасия Фета.
Надсон безрадостно признался: «Я к вам таю любовь сыновью, /И в час уныний, в час скорбей /Я чувствую, что я еврей!» Фет, к счастью, ничего о евреях не написал. Всю жизнь он страдал антисемитизмом, пока на склоне дней не узнал, что его мать – еврейка.
Лучшие русские поэты ХХ века – в основном евреи. Двое из самых знаменитых – Пастернак и Бродский – получили Нобелевские премии, а третий – Мандельштам – вместо неё получил ГУЛАГ. И самые читаемые сегодняшние российские поэты – И.Губерман, И.Иртеньев и Д.Быков – все трое евреи. Дорого сердцу русских евреев и прозаическое русское слово. Лучший русский роман ХХ века написал В.Гроссман. Популярные писатели у моего поколения Гладилин, Трифонов, Аксёнов, Владимов, Войнович имели матерей-евреек. При этом еврейская тема почти отсутствует в творчестве всех названных.
Образ русской природы в живописи поэтичнее всех выразил И.Левитан, а образ города – белорусского Витебска – М.Шагал. Русские евреи стали лучшими музыкантами и шахматистами века. Замечательно самореализовывались мы также в науке и в математике.
Но всё это роскошество продолжалось всего 2-3 поколения. Редкий народ рождался, бурно расцветал и исчезал так стремительно, как русское еврейство. Появившись как бунтари-марксисты, бакунинцы, нечаевцы, после 1917 года – убеждённые коммунисты – политически активные евреи дожили лишь до 1937 года. А после «борьбы с космополитами» конца 40-х – начала 50 – не отвергли коммунистической идеологии только самые замшелые евреи. В 60-е годы мы уже стали диссидентами. И эти метаморфозы – на протяжении всего двух поколений! Максим Литвинов был министром иностранных дел у Сталина, а его сын Павел в 1968-м, протестуя против оккупации Советами Чехословакии, вывел на Красную площадь демонстрацию. Маршал Иона Якир до 1937 года командовал Киевским военным округом, а его сын Пётр в 60-е стал одним из создателей диссидентского движения.
После Шестидневной войны 1967 года у русских евреев стало расти страстное стремление исчезнуть, уехать из России. К середине 90-х годов около двух с половиной миллионов реализовали это стремление, разделившись на два основных рукава: американский и израильский. В России осталось менее 200 000 тысяч евреев – 6-7% от нашей численности до прорыва.
У российских и американских нерелигиозных русских евреев – общая судьба. Это – ассимиляция. Даже срок в два поколения для этого звучит излишне оптимистичным. Я слышал от израильского раввина, проработавшего какое-то время в московской иешиве: ученики с еврейскими фамилиями там были почти всегда галахически русскими, а ученики с русскими фамилиями – галахическими евреями. Это означает, что почти все они были из смешанных семей. У американских неортодоксальных евреев количество смешанных браков превышает в последние годы 80%.
Вывод из этого: вскоре исчезнут как народ все русские евреи. А евреями останется только та наша часть, которая репатриировалась в Израиль и влилась в недавно родившийся народ израильтян. В Америке секулярные русские евреи не имеют будущности ни как русские, ни как евреи. Их дети мигом становятся американцами, а супругов себе они берут из неевреев. В России потомкам евреев, таким, как Михаил Ходорковский, будут всегда поминать их еврейские корни, хотя, как в случае миллиардера, имеющего только одного дедушку-еврея и ничего еврейского во взглядах, это будет объясняться скорее традиционным российским антисемитизмом.
Важна судьба русских евреев в Израиле. Они принесли в народ, в который влились, научные, культурные и мировоззренческие достижения русского еврейства. Министр образования Израиля Нафтали Беннет сказал в недавнем интервью: «Вся сегодняшняя наука, весь сегодняшний израильский хайтек базируются… на волне репатриации из бывшего СССР, которая разом принесла в Израиль огромное число талантливых инженеров». Русские евреи принесли и обретённое в России с кровью отвержение химеры социализма, которая как тяжёлая болезнь томит многих евреев Израиля и США. В результате алии из России израильское общество в целом сдвинулось вправо.
Наиболее динамичные и интеллектуальные из русских евреев вернулись в Израиле к иудаизму. Но, судя по дискуссиям на русскоязычных израильских сайтах, самые горячие эмоции и у не самых динамичных и интеллектуальных русских евреев, ставших израильтянами, вызывают галахические и мировоззренческие проблемы иудаизма, такие, как гиюр, соблюдение шаббата и кашрута.
Таким образом, мы имеет уникальный сюжет национальной динамики евреев. 18-28 столетий назад мощный ивритоязычный народ с древней религией, имевший два государства в Земле Израиля, распался на многие народы, жившие на разных континентах – с разными языками, разными традициями, но с одной верой. Тысячелетия спустя все эти народы, как и было предсказано в ТАНАХе, вновь слились в Земле Израиля в один, то ли уже существовавший в том же месте две тысячи лет назад, то ли новый, но с теми же характеристиками, с теми же предками, восстановив не бывший в употреблении всё это время иврит. Каждый еврейский народ, отколовшийся от общего ствола в древности или возникший из тех, старых народов позже, вернулся, неся с собой то ценное, что приобрёл за века рассеяния.
Один из самых молодых народов мира, русские евреи, внесли в воскресающий народ сперва, в начале ХХ века, свои духовные искания из России – толстовство, марксизм в его меньшевистской версии, активность и воинственность Трумпельдора и Жаботинского, а потом, с волной семидесятых-восьмидесятых-девяностых – духовные достижения советского периода – стремление к образованию и высокую культуру.
Русское еврейство после недолгой, бурной, периодами трагической истории умерло, чтобы вновь явиться и стать важной компонентой возродившегося еврейского народа Израиля. Это ли не драма космического масштаба?
Борис Гулько начинает свою статью «Опыт самоанализа русского еврея»
ОтветитьУдалить(http://evreimir.com/105997/opyt-samoanaliza-russkogo-evreya/ от 14.092015): (на данном сайте стоит название "Драма космического масштаба") " Социологам известна предельная продолжительность жизни обычного народа. Это тысяча — максимум полторы тысячи лет. К концу своего существования народ дряхлеет, теряет энергию и растворяется в других народах. Евреи — исключение". Видимо Гулько забыл про греков, египтян, китайцев, японцев и других. Тора - очень умная книга, но это не учебник истории. Или другой перл Бориса Гулько: "В 1906 году в Москве открылась первая синагога. Но к тому времени религией большой части возникшего народа уже стал марксизм". На основании каких социологических исследований Гулько несет такую чушь? Как великий знаток истории Гулько вещает: "Появившись как бунтари, марксисты, бакунинцы, нечаевцы, после 1917 года — убеждённые коммунисты, политически активные евреи дожили лишь до 1937 года". Интересно, знает ли Гулько численность живших тогда в СССР евреев, количество политически активных евреев и число расстрелянных по политическим мотивам евреев к 1937 году? Уверен, что документов не видал, иначе бы не писал эту чушь, тем более, что "Большой террор" длился два года. Далее Гулько измышляет: "А после «борьбы с космополитами» конца 40-х — начала 50-х не отвергли коммунистической идеологии только самые замшелые евреи". Может ли Гулько указать на основании каких документов он пришел к таким выводам? Или Гулько несет еще и такой бред: "В 60-е годы мы уже стали диссидентами". Неужели Гулько на основании неких документов выяснил, какое число евреев из общего количества проживавших в СССР евреев были диссидентами? Если он владеет такими материалами хотя бы по Москве, пусть подскажет, а заодно подскажет, в каких научных изысканиях он выяснил количество евреев-диссидентов в провинции. Элементарная чистоплотность любого автора - это узнать годы жизни упоминаемых им людей. Если бы Гулько это делал, то не назвал бы Павла Литвинова сыном наркома Литвинова. В действительности, Павел - внук наркома, а в той демонстрации приняло участие всего семь человек. Или Гулько пишет: "С момента своего возникновения русские евреи подпали под очарование русского языка". А как насчет испанских, польских, английских, американских или китайских евреев? Неужто Гейне, Пруст и многие другие евреи не "очаровались" языками стран проживания? И так далее, и тому подобное. Борис Гулько строчит и публикует обширные статьи еженедельно и для "Еврейского мира", и для.... Не пора ли добросовестней относится к своему журналистскому творчеству? Я еще настолько бестолковой статьи у Бориса Гулько не читал.