Была ли в российской культуре школа свободы: своего рода
исход из рабства? Был гений писателей, мужество драматургов и высокий дар
поэтов. Всё это было, не зря русская литература, по праву, носит имя ВЕЛИКОЙ.
Но был ли бунт, восстание против рабства, рабства души, в первую очередь? Были
слезы, потоки слез, страсти разоблачения, жалобы и стоны, отчаянные поиски виновных, а исхода к свободе не было. Не было упомянутой школы, без которой
никакие Университеты немыслимы, как немыслимо общество, способное сопротивляться
новому рабству, новому, злому и жестокому гипнозу очередного вождя.
Был Пушкин, но и он
всю короткую жизнь метался в цепях рабства и цензура. Пушкин создал новый язык, новую
прозу и поэзию, но увести за собой народ
русский Пушкин не смог, как не смогли это сделать Гоголь и Достоевский, Толстой
и Чехов…
Не было в русской
культуре своего Рабле ( 16 век), способного бросить вызов и Богу, и черту,
рискнувшего перевернуть все прежние представления об изящной словесности. Это
Рабле первым выпустил из клетки право на безграничную фантазию, выпустив на
свободу и саму душу человека, своего современника. Это Рабле увел народ
французский из рабства мракобесия, увел в чистилище «пустыни», чтобы, рано или
поздно, народ этот увидел свет настоящей свободы. Это Рабле в мире черных риз,
религиозного фанатизма и костров инквизиции воспел культ радости. Напомню, случилось это в 16-ом века, когда душа
России металась в очередных тисках, а Иван Грозный давил остатки гражданских
свобод к северу и западу от Москвы.
Верно, в те годы, политическая жизнь Франция была тоже кровавой и бурной,
но был Рабле, как обещание иных, свободных и чистых времен.
Школа Вильяма Шекспира
(современника Рабле) не менее показательна. И этот мудрый гений звал за собой
англичан к личной и общественной свободе. Шекспир не знал и не признавал границ
и цензуры. Само, как и у Рабле, мужество фантазии потрясающего копьем, давало зрителям
и читателям тот воздух свободы, без
которого британцы никогда бы не выбрались из мрака средневековья.
Мне сразу напомнят о
техническом прогрессе, религиозной реформации, но и Российская империя в этом
смысле не топталась на месте, а вот такого гения революции ради свободы, как
Шекспир, в русской культуре не было. Не было зова к свободе, а был один «бунт –
бессмысленный и беспощадный» и не исход, а переход из одного рабства в другое –
еще более страшное.
Джонотан Свифт (17-18 век).
Гений Свифта был беспощаден к своей стране, своему народу и к
человечеству в целом. Он бросал в лицо современникам такие страшные обвинения,
каких не дерзнул сделать после него ни один писатель в мире. Он, подобно
еврейским пророкам, считал природным рабством все недостатки, пороки
человеческой натуры. Он низвел потомков Адама и Евы до состояния дикого,
грязного животного – ЕХУ. Именно Свифт стал основоположником настоящего «критического
реализма». Реализма беспощадного, без которого был бы немыслим тот путь к
свободе, который прошла Западная Европа. Почти вся Европа, за исключением
Германии, где тоже не нашлось ни одного
гения, способного в нужное время и в нужном месте хотя бы сделать попытку вылечить от рабства народ немецкий. Напомнят о великой немецкой национальной культуре, но музыка, как доказывает пример того же Рихарда Вагнера, не способна излечить человека от рабства души.
Сегодня свободный мир
недоумевает, не понимает всего того, что творится в России ХХ1 века. Им там
кажется диким, непонятным, непредсказуемым возвращение к рабству вождизма, к
агрессивному психозу прежних времен. Ничего удивительного. В русской культуре
не было, в нужный момент, таких поводырей, как Рабле, Шекспир и Свифт. Не было
великой школы свободы духа. Не было начального образования, не было ликбеза
свободы, как не было в отечественной культуре настоящих слов правды о себе самом, о русском человеке. Не
было, по сути, и настоящей попытки выйти из мракобесия Средневековья, вырваться
из рабства души. Не было настоящего, безоглядного Ренессанса в культуре и народной жизни.
Мне скажут: и Рабле, Шекспир, и Свифт - всегда были необыкновенно популярны в России: десятки переводов, сотни изданий, миллионные тиражи, с младых ногтей и т.д. Увы, чужие гении не в счет, достаточно вспомнить о проповедях любви и мира еврейского проповедника - Иисуса Христа и то, как легко и просто они были забыты в начале прошлого века.
Комментариев нет:
Отправить комментарий