Путём религиозных
войн.
Борис Гулько
Причин для войн
существует немало. Первая – грабёж. Эта причина – из самых старых.
Как и борьба за женщин.
Об этом создан первый в истории литературный шедевр – Илиада, повествующая о
Троянской войне. «Когда бы не Елена, что Троя вам одна, ахейские мужи?» –
объяснил нам посыл поэмы Гомера Мандельштам.
Причиной военных походов
Александра Македонского мне представляется желание любопытного грека посмотреть
мир. Иначе что бы погнало его в далёкую Индию?
Со времён Мухаммеда одной
из основных причин для войн стало стремление одной из сторон распространить
свою веру, или верования, по миру. Для ислама ведение религиозной войны –
джихад – повеление Корана. В начале 7го века войной подчинил исламу Аравию, до
того во многом иудейскую, сам Мухаммед. В середине того века мусульмане мечом
распространили свою веру на северную Африку, Месопотамию, Закавказье, в первой
половине 8го века завоевали Испанию. В 14-16 веках завоёвывала и обращала
народы в ислам Османская империя
Крупный историк и раввин
Берелэ Вайн считает, что идею распространения веры силой христиане переняли от
ислама. До того они проповедовали и миссионерствовали. Крестовые походы стали
религиозной войной христиан против ислама. Хоть грабёж как цель войны продолжал
существовать. Так, в четвёртом крестовом походе 1202-04 годов, совершённом на
деньги Венеции, крестоносцы разграбили и
разрушили восточную столицу христианского мира Константинополь. Поэтому в
церквях Венеции вы увидите сегодня византийские мозаики, а лоджию базилики
Сан-Марко украшает бронзовая квадрига коней с константинопольского ипподрома.
В средние века нередко
случались религиозные войны христиан между собой. Тридцатилетняя война 1618-48
годов католиков против протестантов разорила и опустошила Европу – погибли от 5
до 8 миллионов человек. А многие протестанты после этого предпочли искать более
подходящее место для жизни и переселились в Новый свет.
В последние столетия
религиозные войны забылись, если не считать попыток распространить военным
путём по миру химеру коммунизма. Одна такая война – советская кампания в
Афганистане – силы коммунизма и надорвала. Время начала этой войны – 1979 год –
стало годом возобновления похода ислама за мировым господством, начавшегося революцией
в Иране.
Я готов согласиться с
администрацией Обамы, отменившей в политическом лексиконе Америки термин
«терроризм». 9/11 2001 года было не террористическим актом, а военной операцией
разгоравшегося мирового джихада, и, надо признать, операцией необыкновенно
успешной. В скорой перспективе эта атака, вместе с последовавшими за ней
мадридской 11 марта 2004 года и лондонской 7 июля 2005 года, подорвали волю
Западного мира сопротивляться новой экспансии ислама. Лёгкость этой победы объясняется, очевидно,
тем, что Запад, утратив религиозность, не понимает, что он защищает, и не
сознаёт, что против него ведётся религиозная война. Не серия тер-актов, а
война.
Впрочем, последний
христианский президент США Буш-младший ответил на 9/11 военными кампаниями. Но
воевал он не против ислама, который сам же провозгласил «религией мира». Такое
нелепое утверждение не пришло бы в голову ни одному мусульманину. Война – это
важнейшая часть идеологии ислама.
Исследования психолога
М.С.Неймарк ещё пол века назад показали, что человек адекватно не понимает
движущих мотивов поведения других людей, вкладывая в их поступки побудительные
причины, которыми руководствовался бы сам. Увы, это относится и к лидерам
народов. Буш не понимал систему ценностей противников Америки, полагая, что
мусульмане, как американцы, мечтают о свободной от тирании жизни, включающей
достаток, религию, демократию, мир.
Легко победив армию
Саддама Хусейна, Буш, вместо того, чтобы нанять иракскую армию, исключив пару
особо одиозных генералов, и установить в Ираке проамериканского правителя,
отлучил от политики членов секулярной партии БААС и отдал власть в стране
шиитскому большинству. Идея американских
неоконсерваторов о том, что остановить исламскую агрессию можно
демократическими либеральными преобразовании в их обществе, оказалась
несостоятельной. Подобное фиаско ожидало доктрину Буша и в Афганистане.
Увы, то же непонимание
духовного мира врагов своей страны и механики их религиозного мышления,
энергии, питающей их религиозные войны, преследует всю историю Израиля его
секулярных лидеров. Происходит это от того, что людям светским мудрено
представить себе восприятие мира людьми религиозными. Красивая фраза Голды Меир
об арабской матери, которая могла бы любить своего ребёнка больше, чем
ненавидит еврейского, полностью бессмысленна в контексте религиозных войн. Это
вопрос не отношения к детям, а подчинения Высшей силе. Понятно, секулярные
социалисты таких мыслей в свои атеистические головы старались не допускать.
Отсюда катастрофа Ословского договора.
Религиозные люди в
конфликтах постоянно пытаются осознать: на чьей стороне Бог? Именно это, они
считают, определяет успех. Если Бог – на стороне противника – война
бессмысленна, поскольку шансов на успех нет. Многие истории ТАНАХа описывают
такое понимание. Например, Балак, царь моавитян, готовясь к войне с евреями,
послал гонцов с богатыми дарами к пророку Биламу. «Прошу, пойди и прокляни мне
народ этот… может быть смогу я разбить его…» (Бемидбар 22:6), просил он. Билам
пытался проклясть Израиль, но вместо этого, послушный Богу, произнёс: «Всякий
благословляющий тебя благословен, а всякий проклинающий тебя – проклят»(24:9).
И понял Балак, что не совладеть ему с евреями.
Но, для такого понимания
мира, результаты войн Израиля крайне неоднозначны. С одной стороны – Израиль
одержал граничащие со сверхъестественными победы в войнах за независимость, в
шестидневной и в войне Судного дня. Есть от чего мусульманам бы опустить руки и
решить, что Высшая Сила – на стороне евреев, и попытки уничтожить Израиль
неугодны Небесам. Но, с другой стороны… Самое святое место на Земле – Храмовую
гору – мусульмане отвоевали у евреев, даже не пытаясь этого – не иначе, как по
воле Свыше. Примерно то же случилось со вторым по святости местом в Земле
Израиля – гробницей еврейских патриархов в пещере Махпела. Евреи сами
предложили мусульманам совместное владение ей.
Великими победами ислама
стали Ословский аккорд, бегство евреев из Газы и прочие «размежевания», обмен
одного никудышного еврейского солдата на тысячу террористов, принятие евреями
идеи «двух государств для двух народов», являющейся, по существу, программой
поэтапного уничтожения Израиля. Так с кем Небеса?
Парадоксально в этом
контексте такое противоречие: «борцы за мир», призывающие к «болезненным
уступкам» обмена «территорий за мир», давая мусульманским воинам надежду на
победу, на самом деле, разжигают войны, навлекают кровавые бедствия на свой
народ. Напротив, «экстремист» рабби Меир Кахане, будь принята его программа,
лишавшая мусульман иллюзий какой-либо видимости побед и демонстрирующая арабам –
с кем Бог, мог бы привести евреев к победе в религиозной войне и обеспечил бы
мир и покой на Святой Земле. Каждая уступка врагу в религиозной войне умножает
силы и решимость этого врага. Это хорошо понимают мусульмане. В переговорах с
евреями с момента подписания Ословского договора они ни на йоту не смягчили
своих требований. Нет ничьих в религиозных войнах.
Меир Брук обратил
внимание, что незатейливая сказка про курочку Рябу представляет собой аллегорию часто повторяющегося
в еврейской истории хода событий. В результате чуда шестидневной войны евреи
получили в подарок «золотое яйцо» своей исторической родины – Иудею и Самарию, свои главные святые
места. «Хвостатая мышь», сидящая в нас, это «яйцо» разбила, и теперь, в поту и
крови, евреи пытаются воссоздать хотя бы «яйцо простое».
Остаётся осознать – кто
же эта «хвостатая мышь», лишающая евреев
завоеваний сверхъестественных побед? Последние опросы, проведённые в Израиле,
показали, что более 90% израильтян верят в Бога. Это включает и 40% евреев,
позиционирующих себя секулярными. Война с ХАМАСом привела к небывалому единству
в еврейском обществе. Похоже, мы приближаемся к пониманию секрета религиозных
войн и к изгнанию из своего национального сознания вредоносной «хвостатой
мыши».
Комментариев нет:
Отправить комментарий