Величайшие открытия в истории –
это те, что идут против нашего интуитивного восприятия мира. Таким была
догадка, что Земля – круглая, а не плоская, как подсказывают нам наши ноги.
Или, что Земля вращается вокруг Солнца, а не наоборот, как может показаться, выглянув
в окно. Теория относительности тоже контр-интуитивна.
Такого же уровня открытие – о
том, что интеллект человека и его разум не связаны – совершил итальянский
историк и экономист Карло Чиполла. Разум Чиполла определяет через его
противоположность – глупость. Он даёт такое определение: «Третий закон
глупости. Глупец — это человек, чьи действия ведут к потерям для другого человека или группы людей, и при этом не приносят пользы самому действующему субъекту или даже
оборачиваются вредом для него».
На основании этого определения Чиполла
предлагает изящную классификацию в духе еврейских «Поучений отцов». Он делит
людей на четыре категории: 1)простаки; 2)умники; 3)бандиты; 4)глупцы. Простак
поступает так, что другому становится лучше, а самому простаку хуже. От
действий умника становится лучше и ему самому, и другому. Бандит делает лучше
себе, но хуже другому. А от действий глупца хуже становится всем.
Суть теории Чиполлы заключена в
его Втором законе глупости: «Вероятность того, что человек глуп, не зависит от других его качеств». Чиполла разъясняет: «Образование не имеет ничего общего с вероятностью наличия определенного числа глупцов в обществе. Это подтвердили многочисленные эксперименты в университетах над пятью группами: студенты, офисные
служащие, обслуживающий персонал, сотрудники администрации и преподаватели». Поднимаясь от необразованных подсобных
рабочих и до выделенных им в отдельную группу Нобелевских лауреатов, Чиполла
обнаруживал парадоксальным образом всё тот же процент глупцов в каждой из
исследуемых групп, — «брал ли я маленький провинциальный колледж или крупный университет»
— сообщает исследователь.
Задумавшись над воззрениями
некоторых знаменитостей, имена которых у всех на слуху, перестаёшь удивляться
поразительному открытию итальянца. Так, Ноам Хомский – самый выдающийся из
современных американских учёных. Он – восьмой по цитируемости учёный в истории.
Следом за ним идёт Платон.
Хомский – анархист, сторонних
воззрений Бакунина. Понятно, он противник капитализма, при котором люди —
«рабы зарплаты». Он, в духе Маркса, ратует за свободно выбранную работу без
оплаты, которая будет «наградой самой по себе» и «социально полезной».
Израильский химик Ада Йонат, в
интервью после присуждения ей Нобелевской премии призвала освободить из израильских тюрем всех заключённых там террористов и
сделать так, чтобы у тех не было мотивов убивать израильтян. Явный пример
глупости – выпустите из тюрем террористов, и хуже станет всем, включая
террористов.
Признанный обладателем
величайшего в ХХ веке интеллекта Альберт Эйнштейн в годы после Второй мировой
войны считал, что угроза миру исходит не от Советского Союза, а от фашистских
Аргентины и Испании. О Ленине Эйнштейн писал, что люди «подобные ему,
являются хранителями и обновителями совести человечества».
Историк Пол Джонсон в книге «Интеллектуалы»,
посвящённой наиболее влиятельным мыслителям последних трёх столетий,
меланхолично заметил: «интеллектуалы столь же неблагоразумны, нелогичны и
склонны к предрассудкам, как и все прочие».
Вывод, что образование,
овладение знаниями, не прибавляет разума, или, в терминах рассуждений Чиполлы,
не уменьшает глупость, обескураживает. Не убивает ли это надежду на лучший мир?
Жизнь, всё же, мне
представляется, обеспечила нас инструментом, позволяющим разрушать наши ложные
представления и приуменьшить в мире глупость. Инструмент этот не универсален, и
действует не на всех. Увы, этот
инструмент – страдания.
На меня произвело впечатление раскаяние,
возможно, самой чудовищной личности из евреев ХХ века – Генриха Ягоды, наркома
внутренних дел СССР с 1934 по 1936 год. Погубив множество людей и, после этого,
сам оказавшись под топором сталинских репрессий, он вполне подпадает под
категорию «глупца» в определении Чиполлы.
В тюремной камере, понимая неизбежность приближающейся казни, Ягода
сказал пришедшему к нему начальнику иностранного отдела НКВД Абраму Слуцкому,
уничтоженному через два года после Ягоды: "Наверное, Бог всё-таки
существует! … От Сталина я не заслужил ничего, кроме благодарности за верную
службу; от Бога я должен был заслужить самое суровое наказание за то, что
тысячу раз нарушал его заповеди. Теперь погляди; где я нахожусь, и суди сам:
есть Бог или нет...»
Аналогичное раскаяние совершил
«бес», занимавший ещё более высокое положение среди большевиков – Григорий
Зиновьев. Перед расстрелом он возвёл руки к небу и произнёс молитву: «Шма
Исраель…» Сталин интересовался, как принимали смерть его жертвы – поэтому такие
детали сохранились. Необходим был ужас приближающегося могильного холода, чтобы
эти два материалиста, пролившие море крови, осознали ложность своего пути.
Страдания дают шанс избавиться
от моральных заблуждений, но не гарантируют этого. Командарм Иона Якир на расстреле воскликнул: «Да здравствует товарищ Сталин!»
Немало большевиков пронесли через ГУЛАГ свои убогие взгляды.
Из этого становится более
понятным смысл истории евреев, проходивших многократно через страдания, помогавшие
нам превозмогать ложные представления глупцов, среди которых мы жили, и свои
собственные. За годы мучений египетского рабства наши предки преодолели
ущербность египетской идеологии. Притеснения евреев привели, в результате
десяти казней, и к ужасным бедствиям для самих египтян. Такая же драма тридцать
три столетия спустя завершилась гибелью другой империи глупцов – антисемитского
режима в СССР.
Во время событий, отмечаемых в
праздник Пурим, еврейский народ погружался, пируя с Ахашверошем, в персидскую
систему ценностей. Мы излечились от этого, когда, приговорённые к уничтожению, три
дня не ели и не пили, отринули глупость персидской жизни, и как говорят наши
мудрецы, наконец-то всем сердцем приняли Тору.
Можно предположить, что, чем
жирнее глупость, в которую евреи погружаются, чем круче страдания, через которые нам приходится пройти, чтобы
превозмочь её. Со второго десятилетия 19 века начался уход евреев от иудаизма в
универсализм и ассимиляцию.
От этой химеры универсализма
евреев сначала предостерегло дело Дрейфуса 1994 года, а когда это не очень
помогло – излечивал ужас Холокоста. С 1917 года – декларации Бальфура –
включённой в решения конференции в Сан Ремо 1920 года, утверждённые Лигой Наций
в 1922 году, у евреев появилась легальная возможность воссоздать своё
государство в Земле Израиля. Немногих европейских евреев это вдохновило. Лишь
после неимоверных страданий Холокоста у выживших евреев случилось избавление от
глупости концепций, от которых «хуже становилось всем».
Переселившиеся в США в начале
ХХ века евреи стали уникальной группой в нашей истории, в течение более ста лет
не подвергавшейся преследованиям. Сейчас мы можем видеть, до каких пределов в
евреях, сознание которых не корректируется страданиями, может разрастись глупость.
Американские секулярные евреи в
середине ХХ века почти в полном составе были членами коммунистической партии,
горячими приверженцами Сталина, или, хотя бы, Троцкого. В последние десятилетия
они поддерживали все либеральные начинания, направленные против религии, морали
общества, института семьи. За счастливым для нас исключением борьбы за право
советских евреев на эмиграцию, американские евреи не проявляют солидарности со
своими заокеанскими собратьями. Они были пассивны в годы Холокоста, не
чувствуют особой связи с Израилем сегодня. Более того, некоторые организации
либеральных евреев приветствуют антиизраильские инициативы, поддерживают антисемитское движение BDS (бойкот и санкции против Израиля). Показательно, что три
такие группы допущены в парад «Салют
Израилю», который пройдёт в Нью-Йорке 1 июня.
Равнодушны светские евреи и к
современному «делу Дрейфуса», по которому аналитика американского флота
Джонатана Полларда, передавшего секретную информацию союзнику США Израилю,
вместо 2-4 лет тюрьмы, полагающиеся за подобное нарушение, приговорили к
пожизненному заключению. И сейчас, через 28 лет после приговора, когда
большинство американской правящей элиты признало несправедливость подобной
жестокости и призывает освободить Полларда, администрация Обамы готова это
сделать только взамен на освобождение из израильских тюрем сотен убийц евреев и
на другие шаги, ослабляющие Израиль.
Американских секулярных евреев
не возмущает стремление администрации США освободить из израильских тюрем
террористов – убийц евреев, и они по-прежнему в значительном большинстве
поддерживают враждебного еврейскому государству президента США.
И главное, не имея коррекции
своего сознания притеснениями, община американских секулярных евреев утратила
волю к существованию. При уровне смешанных браков 70-80%, эта община
стремительно исчезает.
В ином положении находится
примерно равная по размерам община евреев в Святой земле. Евреи в Израиле
окружены со всех сторон врагами. Время от времени с этими врагами приходится
вести кровопролитные войны. Терроризм арабов, живущих в Земле Израиля, то разгорается,
то утихает, но никогда не исчезает. Мир в целом враждебен Израилю – в своих
международных организациях вроде ООН, в общественном мнении европейцев.
Но если благополучные
американские евреи растворяются и исчезают, израильские евреи, окружённые со всех
сторон врагами, гонимые миром, замечательно размножаются, развивают самую
успешную в нынешней цивилизации экономику и, как показали широкие международные
исследования – субъективно чувствуют себя счастливыми людьми более чем любой
другой народ.
В еврейской традиции существует
мессианская идея мира, в котором всем хорошо. Но как устроен такой мир – точно
никто не знает. Пророк Йешайа говорил о телёнке, который будет пастись вместе с
волком. В этой модели мне непонятно, как они – телёнок и волк – будут избавляться
от глупости. Может быть, мессианские времена – это что-то иное, близкое к тому,
что переживает сегодня Израиль?
Комментариев нет:
Отправить комментарий