Нет в мире справедливости. Я
жив. Что там - сотни миллионов живы, благодаря канадцу Фредерику Бантингу,
изобретателю инсулина, но ничего не знаю об этом человеке. Да и эти сотни
миллионов не лучше меня.
Есть в мире
справедливость: самая великая справедливость, основанная на благодарности?
«До конца своей жизни Флеминг
усматривал в этом невероятном стечении обстоятельств Божью руку, которая
позволила появиться на свет величайшему открытию, спасшему миллиарды жизней, и
подарившему каждому человеку в среднем тридцать пять дополнительных лет жизни.
Александр Флеминг никогда не считал изобретение пенициллина своей заслугой,
полагая, что он явился лишь случайным наблюдателем того, что сотворил Бог.
Впрочем, как отмечал Пастер, судьба одаривает только подготовленные умы».
Мало того, пенициллин никогда
не был запатентован. Александр Флеминг считал величайшим грехом наживаться на
том, что ниспослано Богом. Он говорил: «Меня обвинили в том, что я изобрел
пенициллин. Ни один человек не мог и з о
б р е с т и пенициллин, потому что еще в незапамятные времена это вещество
выделялось природой из обыкновенной плесени… Нет, я не изобрел пенициллиновое
вещество, но я обратил на него внимание людей и дал ему название». Кстати, и Бантинг не стал брать патент на
инсулин.
Всевышний следит за порядком.
Реки крови в Первой мировой – и следом изобретение инсулина. Вторая
мировая – детище дьявола - унесла
десятки миллионов жизней, но именно в это время пенициллин стал спасать от
смерти сотни миллионов людей.
В человеческом сердце так мало
места для благодарности. Видимо потому, что благодарность эта связана с
тяготами долга и мало кто любит отдавать долги, даже виртуальные.
Люди ставят памятники садистам
и убийцам. Им кажется, что только эти кровавые маньяки делают осмысленной
историю рода людского. Как прозорливы табу в иудаизме. Пусть лучше не будет
никаких идолов людям, чем те, на которые они молятся.
Привычка к добру – одна из
пагубных сторон человеческой натуры. При жизни слава Флемингу досталась
великая, но вот антибиотики стали жизненной рутиной и имя этого гения науки
мало кто помнит. Вот ко злу человечество привыкать не умеет. Спросите у любого
кретина, кто такие Гитлер или Сталин? Он ответит.
«Разумная, но
нелогичная человеческая натура заставляет две нации состязаться и бороться друг
с другом…. Она заставляет какого-нибудь Александра или Наполеона жертвовать
миллионами своих поданных ради попытки объединить под своим скипетром весь мир.
Примечательно, что в школе мы учимся относиться к людям, совершившим все эти
дикости, с уважением; даже почитать их как великих мужей. Мы приучены
покоряться так называемой политической мудрости государственных руководителей –
и настолько привыкли ко всем этим явлениям, что большинство из нас не может
понять, насколько глупо, насколько вредно для человечества историческое
поведение народов» Конрад Лоренц
«Агрессия».
Нахожу особый повтор этой
точной мысли у Александра Сокурова: « Как Наполеон, угробив сотни тысяч людей,
почему-то стал великим человеком французов-потомков, как Ленин, подписавший
приказ о публичном умерщвлении тысяч священников в христианской стране,
провозглашен был «самым человечным человеком», так и деятели кино, приучая
зрителя к картинам насилия, получают статус художников».
Растерян талантливый режиссер.
Как такое может быть? Удивляться тут нечему. Не только личность болеет
гордыней, но и целые народы. Греховность нации, этноса также обычна, как и грех
одного человека. Вот почему ошибается талантливый режиссер: не художник
приучает зрителя к «картинам насилия», а зритель заставляет «художника»
заниматься апологетикой зла на экране, в литературе и даже на сцене театра.
Впрочем, пропагандист насилия крайне редко претендует на звание художника. Ему
хватает денег и славы удачливого дельца.
Упомянутая маята книгочея
заставляет перелистывать страницы совершенно случайные. Писания Николая
Чернышевского никогда мне не нравились, но тут прочел текст на ту же тему,
принадлежащий революционеру-демократу: « Но до того времени войны неизбежны, хотя совершенно противны
прямым интересам каждой из воюющих наций, до того времени Веллингтоны и
Наполеоны будут популярнейшими людьми между своими согражданами, хотя подвиги
их не принесли этим согражданам ничего, кроме потерь».
Когда-то мысль, высказанная
Лоренцом, Чернышевским, Сокуровым, посетила меня и показалась точной, мудрой, а
главное, – оригинальной. Я тут же выпятил грудь, надул щеки и вставил пересказ
«эпохального изобретения» в одну из своих статеек. Несчастна судьба счастливых
идей. Музыканта, выдавшего чужой мотив за свой, ждет позорное имя плагиатора,
но кто назовет этим именем упомянутых замечательных людей, далеких от массового
сознания. Видимо, в этой далекости и кроется подлинная ценность приведенных
цитат. И также далеки от массового сознания
Десять Заповедей. И, не раздумывая, толпа, молясь идолам, создает себе
кумиров.
Комментариев нет:
Отправить комментарий