По настоящему счастливы бывают
только дети. Они убеждены, что бессмертны. Им достаточно мира природы, чтобы
жить в радости. Вот как у Рильке: «Дом бедного – как детская ладонь. Вбирая
все, что взрослому не надо, она жуку диковинному рада, сыта песком, горошинками
града, речной ракушки звоном и прохладой – и, как весы, становится крылатой от
каждой лепты, с каждою утратой, и вся дрожит, едва ее затронь. Дом бедного –
как детская ладонь….» (Из сборника
«Часослов», перевод А. Гелескула).
Вместе с сознанием неизбежности
конца приходят суррогаты счастья: мир вещей. Человек теряет способность
испытывать радость от самого факта рождения. Радость, в основе которой лежит
великое чувство благодарности. Он начинает оплачивать свое существование на
земле. Деньги становятся его фетишем, богом, кумиром. Он вьет гнездо из пустых,
суетных, пошлых предметов. Помещается в нем с кажущимся комфортом, в полном
убеждении, что бриллианты представляют большую ценность, чем «горошины града».
Вот в этом обмане мы и живем большую часть жизни, страдая, мучаясь, ревнуя,
завидуя. Живем ненавистью к беспощадному времени и местью ему же, не понимая, не желая смериться с тем,
что вернуть подлинные мгновения счастья невозможно. Впрочем, не всегда –
высокое творчество способно омолодить человека, вернуть его в сказочный мир
детства, в святой обман бессмертия. Пушкин и Шопен, Моцарт и Бетховен, Феллини
и Брейгель – все они ушли из жизни детьми, сумевшими победить время.
Комментариев нет:
Отправить комментарий