четверг, 23 января 2014 г.

ОТАР ИОСЕЛИАНИ - МЕЧТА О САДЕ




   В годы журналистской работы с жадностью относился к любой возможности писать о кино и мастерах кинематографа. Вот и эта давняя рецензия - следствие голода автора по любой работе, связанной с экранном.

 Больше всего ненавижу в Израиле привычку местного люда входить в лифт, не замечая тех, кто собирается его покинуть и совковую моду сопровождать хорошие мероприятия долгими речами и даже разборками чиновников, которым, по идее, мы, смертные, должны быть обязаны радостью на этом мероприятии присутствовать.
 Увы, и очередной, прекрасно организованный фестиваль российских фильмов, начался  долгой и утомительной «разминкой» перед «игрой»…. Но к делу.
 В Москве фильм Отара Иоселиани «Сады осенью» шел на фестивале грузинского кино. В Израиле этой картиной открылся фестиваль лент российских. Сняты «Сады осенью» на французском языке, в Париже, актеры, кроме самого Отара, все французы. Выходит, сама по себе эта работа мастера – феномен открытого общества, следствие культурной глобализации. Возможно. И все-таки сила этого замечательного  фильма Иоселиани в народном, грузинском духе, которым пронизан каждый кадр картины.
 Да и сама сила грузинского кино и заключалась в этом, особенном национальном неореализме. Грузины-режиссеры, от Данелия до Абуладзе, никогда не стремились стать гражданами мира и, в итоге, мир этот своим творчеством завоевали.
 Вот и последний фильм Иоселиани - совершенно грузинское кино, далекое от пафоса и дидактики, злости и раздражения, полное преклонением перед обычной жизнью, с ее нехитрыми радостями и мудрым искусством терпеть и надеяться.
 Венсан – главный герой картины родился талантливым ученым, садовником, забулдыгой и бабником. Жизнь превратила его в тусклое и унылое чучело министра сельского хозяйства. Счастливый случай выпустил героя фильма из чиновного капкана. Венсану за шестьдесят, но он  легко, как-то играючи, возвращается к самому себе, в обычную жизнь, в свой «сад осенью».
 Нет, конечно же, это сказка, притча. Министры остаются министрами и после отставки. Иоселиани нужен гротеск, гипербола, высокий пост, чтобы развернуть своего героя на 180%. Он анархист, Иоселиани, он мизантроп, он не верит в инстинкт толпы. Он совершенно свободный человек и умеет говорить от своего лица без пассов в сторону властей, моды, продюсеров и будущей критики его работы. Он, похоже, счастливый художник – Отар Иоселиани.
 Есть, правда, одна понятная особенность, отличающая 72-летнего мастера от создателя фильма «Жил певчий дрозд». Режиссерская карьера мастера началась в славные времена, когда жили великие мастера экрана, а потому нельзя было относиться к своему делу без должной меры серьезности. Сегодня одиночество и усталость от скорбного одиночества таких мастеров, как Иоселиани, очевидны. Да и сам кинематограф постарел, утратил феномен чуда, опошлен телевидением и поп-артом.
 Иоселиани ныне играет в кино. Мастер он первоклассный, его игра поражает яркостью красок, юмором, блеском актерской игры и монтажа. Но это всего лишь игра доброго, мудрого, очень талантливого человека, убежденного, что мир этот и понять, и исправить невозможно.
 Есть правда в фильме один момент, когда поэтика игры уступает горькой реальности. Чернокожие беженцы занимают квартиру бывшего министра. Он пробует отстоять свои права. Дородная матрона не только упрекает Венсана в том, что он расист, но и отправляет его в нокдаун ударом по макушке.
 Бистро, принадлежащее другу отставного министра, покупают те же африканские беженцы. Стены заведения украшены чудной графикой: творчеством еще одного героя фильма, которого играет сам режиссер.
 Новый хозяин требует у маляра: «Положи три слоя краски, чтобы ничего не было видно». Здесь не до игры и не улыбок.
"Главному герою удается найти свой, новый путь, — это то, чего не было в моих предыдущих фильмах, - говорит Иоселиани. - Хотя, конечно, сложно представить, чтобы французский министр превратился в счастливого садовника... А жаль, — ведь это было бы чудесно".
 Ну и Бог с ними, с этими министрами. Ясно одно, что фильм «Сады осенью» сделан счастливым, удачливым, честным и талантливым человеком и это, само по себе, наводит на мысль, что и наша с вами игра в жизнь может закончится удачей.
                                                              2007 г.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Красильщиков Аркадий - сын Льва. Родился в Ленинграде. 18 декабря 1945 г. За годы трудовой деятельности перевел на стружку центнеры железа,километры кинопленки, тонну бумаги, иссушил море чернил, убил четыре компьютера и продолжает заниматься этой разрушительной деятельностью.
Плюсы: построил три дома (один в Израиле), родил двоих детей, посадил целую рощу, собрал 597 кг.грибов и увидел четырех внучек..