Давно решил, что иноверцы и атеисты делятся на добрых и злых. Злые хотят нас всех убить и ,как можно,
быстрее. Добрые не желают быть палачами, а с ласковой улыбкой предлагают нам
чашу с ядом, чтобы испили сами, не мучились долго, а заснули, наконец, вечным
сном./
23 года назад
зверски убили этого человека в сане священника. Убитый не был стукачом, и не
имел чин в КГБ, как значительная часть православных священнослужителей в СССР.
Его авторитета и знаний хватило, чтобы получить скромный деревенский приход в
Подмосковье. /
Приход этот стал
местом паломничества московской диссидентствующей интеллигенции. Он был широко
образован, талантлив, всегда трезв, и искренен в своих лекциях и проповедях. Я
не хочу вспоминать его имя. Грех это. Погиб от насилия вполне достойный человек
и говорить о нем нужно бы одно хорошее, но не смогу это сделать.
Особенно любили
слушать его евреи. И не только слушать. Многих он крестил. Главной «победой»
священника стал его тезка – Александр Галич.
В те годы «двойное»,
так сказать, мужество было по плечу далеко не каждому. Быть человеком фронды
режиму, да еще и евреем – это уже слишком. Уход в христианство многим потомкам
Авраама казался и подтверждением своей оппозиционности и демонстрацией некоего
патриотизма. /
Грешен,
уговорили однажды друзья отправиться по
протоптанной тропинке. Очень им хотелось излечить меня от национальной
ограниченности и сионизма. Поехал. Слушал этого проповедника, но не дерзнул задать
необходимейшие вопросы. Молод был совсем и робок. Но после той встречи оставил
следы «скандала» на бумаге, заполнив блокнот в половину ладони мало
разборчивыми записями. /
Кое-что удалось
расшифровать через 30 с лишним лет. Вот эти записи. Решился их дополнить с
высоты прожитых лет и полученных знаний. /
ИЗ БЛОКНОТА. Он
говорит, что прискорбная ненависть христиан к евреям объясняется не приятием
последними Миссии. Но вина за эту ненависть лежит в равной степени и на
христианах, не сумевших обратиться к евреям с любовью и прощением, и на евреях,
не разглядевших света истины и добра. /
МОЯ ЗАПИСЬ. Выходит,
я принадлежу к народу слепому и порочному. Все разглядели, а евреи не смогли,
хотя ближе всего находились к источнику этих самых истин и света. И слепота
наша, духовная в основном, была так разительна,
что христиане не могли стерпеть эту очевидную провокацию и позволили
себе ненависть к еврею, вопреки Его требованию любви. Очень мило./
СЕГОДНЯ я знаю, что он ничего сам не придумал. Он был последователь теорий Вл. Соловьева и С.
Булгакова. Эти философы, прослывшие юдофилами, мягко и терпимо уговаривали
евреев перестать быть евреями. Наш народ, по логике передовых, образованнейших,
интеллигентнейших представителей русской философии просто обязан был исчезнуть
добровольно, осенив себя крестом. То, что еврей без своего Бога – это и не
еврей вовсе во внимание не принималось. Тезис о сближении евреев и неевреев на
почве христианства по сути дела есть требование национального самоубийства
целого народа./
ИЗ БЛОКНОТА. Он сказал, что только христианство – религия самодостаточная, способная
удовлетворить большинство запросов землян. Христиане должны быть глубоко
благодарны иудейским пророчествам, но то, что годилось в древние времена для
пастушеских племен, не может удовлетворить сегодня людей разных стран и народов.
/
МОЯ ЗАПИСЬ. Снова
тезис о правоте большинства. Мне он кажется
фальшивым и трусливым. И крайне опасным, кстати. Подавляющее большинство
немецкого народа пошло за Гитлером, а как советский народ любил своего мучителя
– Сталина. Мне все-таки кажется, что правда в этом мире за одиночкой, а не
толпой. Евреи – народ одиночества, народ одиноких. Ну и что? Кто смеет
утверждать, что у такого народа нет права на существование./
СЕГОДНЯ я могу сослаться и на законы Космоса. Писал об этом
несколько лет назад. Вселенная наша абсолютно пуста за исключением слабых,
материальных следов в ней. За пустотой, вакуумом – «большинство». Пустота
агрессивна, но это вовсе не значит, что для материи в нашем мире, особенно
мыслящей материи, не должно быть места в галактике. Я думаю, это противно
замыслу Божьему, как и противно Его воле исчезновение еврейского народа./
ИЗ БЛОКНОТА. Он вновь
предлагает двинуться навстречу друг другу. Движение это должно выглядеть так:
евреи признают Миссию, христиане прощают евреям пролитие крови Богочеловека. /
МОЯ ЗАПИСЬ. По-
моему, это не движение друг к другу, а параллельные курсы в разных
направлениях. Дело в том, что еврейская вина в распятии создана мифом. Зато
море еврейской крови, пролитое христианами, - трагическая реальность, отрицать
которую невозможно. Не лучше движение навстречу друг к другу начать с покаяния
за убийства невинных, как это рискнул сделать один из римских пап. И не нужно
думать о соединении религий. В нашей воле добиться примирения людей. Этого
будет достаточно. /
СЕГОДНЯ я понимаю,
что самой его личности необходимо было
оправдание своего прямого ухода от веры отцов. Отсюда и страстное желание
образумить именно евреев, а не папуасов Новой Гвинеи. /
ИЗ БЛОКНОТА. Это
утверждение и вовсе построено на зыбучем песке вымысла. Он говорит, что в свое
время иудеи преследовали христиан, а затем христиане ответили им тем же. /
МОЯ ЗАПИСЬ. Как
преследовали? Казнили без пролития крови на кострах, топили в реках, сжигали
святые книги христиан, убивали в ходе бесчисленных погромов. История о таких
зверствах древних иудеев умалчивает. Ненависть, которая нуждается в
оправданиях, не просто ненависть, а хроническая и опаснейшая болезнь. Неужели
ей болен этот симпатичнейший и приятный во всех отношениях священник? /
СЕГОДНЯ я не думаю,
что он страдал провалами этического чувства. Здесь другое: полная убежденность,
что без еврейского свидетельства нет окончательной победы христианства. Он –
идеолог, и человек «партийный», он раб своего времени, несмотря на внешнюю,
благоприятную форму своих проповедей. Видимо, я раньше невнимательно слушал и
читал его труды. Вот вполне откровенная запись
ИЗ БЛОКНОТА. Он говорит, что существование «догматического» иудаизма само по себе есть
отрицание христианства. В то время, как христианство, основано на ряде догм
иудаизма, а поэтому нет возможности равного и автономного существования двух
вер./
МОЯ ЗАПИСЬ. Он прав,
идеологические разногласия самые опасные враги мира между людьми. Но, насколько
мне известно, раввины и спорить-то не хотят на эту тему. Все просто. Дело
вкуса. Кому нравится осетрина с хреном, а кому пироги с мясом. Думаю, дело
здесь не в малости моего народа и в его слабости, а в твердой вере в свою
правоту. Это наш Бог, наша Вера и наше прошлое, настоящее и будущее - с Ним.
Вот и все. /
СЕГОДНЯ мне уже не
кажется, что все так просто. И религия – дело вкуса. Сегодня я согласен с ним и
не верю, что на путях терпимости и понимания
встретятся когда-нибудь иудей с христианином. Дело здесь не в вере, а в
психологии, в психоанализе. Некоторые
законы Фрейда, как мне кажется,
невозможно преодолеть, как невозможно смертным добиться бессмертия простым
вердиктом. Но это уже другая тема./
ИЗ БЛОКНОТА. Он говорит вдохновенно, но без пафоса. Он прекрасный оратор и владеет
безукоризненно одним редким качеством: он благожелателен всегда, даже тогда,
когда полемизирует с кем-то. Он говорит:
«Еврейский народ – один из величайших народов мира. Он выполнил завет Бога. Он
исполнил свое предназначение. Память об этом народе останется в веках. Евреи
дали миру веру в единого Всемогущего Бога и его сына - Бога любви и прощения.
Но еврейский народ не примирился с тем, что миссия его успешно завершена.
Гордыня и эгоизм не дали ему возможность понять, что с приходом Миссии, идеалы
иудаизма, преобразившись, становятся достоянием всего человечества»./
МОЯ ЗАПИСЬ. Вновь,
выходит так, евреи нация глубоко порочная. Все приняли идеалы любви, а они из
упрямства отказались. Только почему евреи без явления Миссии дальше остались
«тихой» нацией, а народы христианские во имя этой любви утопили мир в крови.
Ладно, с евреями особые счеты, но почему нужно было вздергивать на дыбу,
распинать, сдирать кожу с живых
индейцев. Во имя любви? Нет, снова мне совершенно непонятен этот модный
проповедник./
СЕГОДНЯ с улыбкой
подумал, какая странная форма благодарности за принесенное благо любви и
прощения. Откуда эта убежденность, что дети всегда мудрее родителей, знают все
гораздо лучше взрослых? Это вечное. И вечно будет блудный сын искать счастья за
морями. И вечно возвращаться к отчему дому
с ненавистью за неизбежность этого возвращения. Тоже и с христианством, и с
упрямым его желанием говорить о вере своих праотцов. /
ИЗ БЛОКНОТА. Он
признается, что Христос был евреем, а потому враждебность к новой вере есть
национальное отступничество и предательство. Стать христианином – это вернуться
к себе, к тому лучшему, что было в евреях древности./
МОЯ ЗАПИСЬ. Верно,
Христос был евреем. Но в истории еврейского народа был не только он, но и
пророки, и цари, и герои. Их слова, с его точки зрения, ничего не стоят.
Молиться они завещали только одному
Всевышнему. Почему я не должен верить Моше, а должен верить Иисусу ? /
СЕГОДНЯ я вижу нечто
анекдотичное во всей той лекции. Цель одна, только приемы разные. Дверь
заперта. На стук не открывают. Ругань и окрик не слышат. Створки не подаются
ударам ноги. Нежным голосом просят открыть дверь, набросив овечью шкуру…. Все
тщетно. А так не хочется поджигать дом или зашвырнуть через окно бомбу. Как-то
неудобно. Век считается просвещенным, да и Катастрофа слишком близка./
ИЗ БЛОКНОТА. Он вдруг
извинился, что слишком много говорит о евреях, но сослался на текст Евангелия,
где сказано, что послан был Иисус прежде всего «к овцам дома Израилева». И во многом, окончательная
победа христианства зависит от признания евреями Божьей вести. /
МОЯ ЗАПИСЬ. Да,
по-моему, мы снова во всем виноваты. Вот никак не может христианство
окончательно победить, потому что евреи не хотят признавать Миссию. Такие
обтекаемые, «тихие» слова, а сколько за ними непримиримой злобы. Вспоминаю этого
смуглого человека, настоящего семита и не могу никак соединить смысл его слов и
внешний облик./
СЕГОДНЯ я понимаю,
что именно отступничество евреев необходимо христианам, так как перед Голгофой стояли дети Иакова, и
только их свидетельство, добытое любым путем, может подтвердить факт распятия и
вознесения. Два тысячелетия бесконечных пыток не дали результата. Что остается?
Уничтожить свидетеля или заставить его забыть о том, что он не видел никогда и
не мог увидеть. /
ИЗ БЛОКНОТА. Он говорит о мужестве тех, кто решил принять христианство. Но процесс этот, с его
точки, зрения набирает силу. За ним будущее. Он говорит и о патриотизме, о том,
что каждый обращенный воссоединяется с землей, на которой он родился. /
МОЯ ЗАПИСЬ. Вновь
намек на возможность примкнуть к диссидентскому движению, через принятие
христианства. Как это наивно! Ну, лет через 50 не станет коммунистической
державы. Православное духовенство снова получит в России влияние и власть.
Тогда как? Обратно в евреи?/
СЕГОДНЯ сознаюсь, что
в тот год распад СССР мне казался невозможным. Цифру 50 я наверняка взял из-за
приятности «круглых» форм. Но вот сбылось все гораздо быстрей. Бывшие
коммунисты старательно крестят лбы, а выкресты из шестидесятников пошли в
олигархи. Процесс пошел, но совсем в иную сторону./
ИЗ БЛОКНОТА. Он
заговорил об Израиле. Он сказал, что сионизм со временем «облагородится» и
Святая земля станет пристанищем для всех людей истинной веры. /
МОЯ ЗАПИСЬ.
Признаюсь, что здесь дал «сбой» по глупости и молодости. Написал так: « Кто
знает, может быть эта Ближне-Восточная страна и станет когда-нибудь первой
территорией мира для людей всех конфессий и цвета кожи». /
СЕГОДНЯ я понимаю,
что ему очень хотелось окрестить целое государство евреев. Страшно было
подумать, что где-то там, на самом главном месте, вновь угнездится иудаизм во
всей его первозданной «жестоковыйности». Иерусалим был для него городом мук Христовых, Его Воскресения – и только.
Мне, еврею, там не было места. Впрочем, и сегодня тихая и шумная атака на
древний город продолжается. И Папа римский говорит о Иерусалиме, как о святом
городе всех религий – и только. И Ясер Арафат видел там лишь христианские и
мусульманские святыни. Да и наши отечественные ассимилянты готовы поставить на
кон политических игр все, включая Храмовую гору./
Вот и все мои старые
записи. Как жаль, что в ту пора мало обращал внимания на вопросы веры. Да и был
полон гордыни, высокомерия посвященного, считал, что принадлежу к высшей расе
по праву рождения, а все остальные народы пребывают во тьме предрассудков и
невежества. /
Теперь я так не
считаю. Я готов любить и уважать каждого дикаря-язычника и глубоко, искренне
чтить его веру только при одном условии: он должен позволить мне быть тем, кем
я родился, и не предлагать, от доброты душевной, выпить чашу с ядом.
Комментариев нет:
Отправить комментарий