Всегда казалось не совсем логичным само понятие:
«иудео-христианская цивилизация». Почему исламисты, в поисках врага, настойчиво
отказываются от своих, собственных корней в иудаизме? Почему для них евреи и
Запад - истоки современной, ненавидимой ими, цивилизации? Не потому ли, что
начало нынешнего мироустройства корнями своими в Возрождении – Ренессансе, в
отрицании средневековых догм, в невольном приближении к иудаизму.
Плоскостное, табуированное восприятия Спасителя уступает
место поискам в пространстве, в бесконечности. Готика устремилась к Богу,
восславила Бога, но и указала человеку его малое, жалкое место в мироздании.
Ренессанс впервые делает попытку поднять потомков Адама и Евы до Бога, и таким
путем освоить мир, прежде покрытый завесой церковных догм.
Отсюда поиски в философии, литературе, науке, отсюда
новая, смелая живопись, немыслимая без перспективы, как проникновения в космос.
Все это взято из иудаизма: Бог, как бесконечность, Бог, как постоянный,
настойчивый призыв к освоению мира.
«Человек почти всегда выходит за собственные пределы», –
писал философ Возрождения Джованни Пико
дела Мирандола. «Бог – ничто, потому что он – Все». Ничто, потому что нельзя
определить нечто непознанное, бесконечное, необъятное, Все, потому что мир
вокруг человека и сам человек – промысел Божий. Разве это не иудаизм?
Да и сам культ человека, способного бросить вызов
Всевышнему, – все это решительный шаг к основам монотеизма. Здесь и
экономическая составляющая: рост свободных городов в Италии, с неизбежным
развитием ремесел, торговли и образования. Человек поднял голову. Иудаизм и
гуманизм – понятия неразрывные.
Творцы Возрождения, в неизбежности простоты понятий и
прямой наглядности, не могли найти почву для своих исканий в Торе, Талмуде,
Каббале, а потому, в попытке преодолеть схоластику средневековой морали,
обратились к язычеству античности, но только с одной целью – найти там красоту
и величие человека. Многие видят в этом бесспорный атеизм Ренессанса, но это не
так. Гении Возрождения не хотели принимать Бога, как данность, навеки застывшую
в схемах, навязанных церковью. Они отстаивали право на поиск своего Бога, на
теодицею – на поединок с ним, на
комментарии к Писанию. Все это мыслимо и допустимо в иудаизме и было невозможно
в христианстве той поры.
Ренессанс стал духовным переворотом всемирного значения,
рывком к свободе. Именно Возрождение сделало немыслимым религиозную
нетерпимость, проложив пути от религии ненависти к религии любви и терпимости.
Костры инквизиции удалось погасить не сразу, но они были обречены, как только
Галилей и Коперник увидели звезды, Колумб поднял паруса, Шекспир взялся за
перо, а Леонардо да Винчи создал свои крылья
для полета. Любовь и красота нового века решительно опровергли ненависть и
уродство средних веков. Человек «чудо природы», «краса Вселенной», «венец всего
сущего» - это Возрождение. Да, здесь
много гордыни, но без гордыни этой было немыслимо подняться с колен религиозной
догматики, увидеть и освоить мир за
пределами церковного предела. Запад и евреи в полной мере использовали мощный
толчок Ренессанса и двинулись дальше. Ислам, пожалуй, еще раньше начал дышать
свежим воздухом своего Возрождения, но вдруг остановился, замер, отказавшись от
значимых достижений на пути к духовному и экономическому подъему. Эта
бесспорная, историческая ошибка и привела к сегодняшней «войне цивилизаций».
Парадокс истории в том, что стала эта война возможной лишь
в результате технического прогресса, обусловленного Возрождением. Если бы не
возрастающая потребность Запада, Китая и Индии в сырье, не было бы мощной
финансовой подпитки исламских стран, и
хорошо оплаченной агрессии террора против своего же донора и кормильца. История
мира не только парадоксальна, но и безумна безумием толп.
Комментариев нет:
Отправить комментарий