Приведу отрывок из замечательной, на мой взгляд, статьи Ш. Х.
Бергмана «Может ли преступление иметь агента». В этом отрывке Бергман
пересказывает содержание пьесы Сола Левитта «Андерсонвильский процесс»: «Ваш
командир не обладает абсолютной властью над вами…. Он не является вашим
командиром в том, что касается вопросов морали…. Ни один человек не имеет
власти над душой другого. Поскольку мы являемся людьми, мы сами хозяева нашей
души, и в этом мы все равны как люди – будь то генерал или солдат…. Вы не
находились в боевых условиях. Эти безоружные, беспомощные люди больше не были
вашими врагами…. И поэтому я спрашиваю вас: “Почему – почему в глубине своей
души – вы не решились на неподчинение?”»
Преступный приказ. Может ли он быть таковым, если основан на
постановлениях правительства той или иной страны?
Попробуем разобраться. Насколько мне известно, социалисты Дании
или Швеции весьма благосклонно относятся к изучению мировой истории, чего
нельзя сказать об израильских социалистах. Видимо здесь сказывается не
социалистическое наследие, а откровенно большевистское.
Знание истории всегда мешало невежеству, лжи и доктринерству. В
нашем случае без истории никак не обойтись.
Итак, законно избранное правительство демократической Франции
летом 1940 года отдало приказ своей армии (в то время одной из лучших в мире) о
полной и безоговорочной капитуляции перед войсками гитлеровского рейха. По сути
дела, мощнейшая армия сложила оружие без всякого сопротивления. Тем самым
Франция спасла сама себя от излишних жертв и разрушения. Тем не менее приказ
демократически избранного правительства Франции был не просто преступен, но и
глубоко аморален в преддверии мировой войны, унесшей 50 миллионов жизней.
Некогда славная империя спасла себя, но подставила под меч фашизма другие
народы.
История судит строго, и здесь ничего не поделаешь.
Уверен, всякие сравнения внутренних проблем Израиля с практикой
Холокоста далеко не всегда закономерны, а подчас попахивают невежеством и
святотатством, а потому оставим в покое приказы фюрера и вспомним о нашем,
советском прошлом.
Мне возразят, что приказы любого тоталитарного правительства
сплошь и рядом преступны. Допустим, но никакой демократии и не снилась такая
общенародная поддержка, на которую опирались Н. С. Хрущев и Л. И. Брежнев,
утопив в крови восстание в Венгрии и Пражскую весну. Демократия – власть
народа. Вспомним о жалкой кучке диссидентов, вышедших на Красную площадь с
протестом, когда гусеницы советских танков раздавили робкую попытку чехов и
словаков устроить у себя «социализм с человеческим лицом».
Страх перед репрессиями? Был и он, но главное – кардинальная
«промывка мозгов» подвластного народа. У демократии есть в этой подлой операции
некоторые ограничения, тоталитарная же власть действует здесь бесконтрольно.
Но суть дела не меняется. Преступные приказы способна отдавать
любая власть, и никакими ссылками на демократические институты их явный
аморализм скрыть невозможно.
Приведу еще один отрывок из статьи Бергмана: «Именно дистанция и
конфликт между писаным законом и совестью стимулирует собой развитие закона.
Писаный закон никогда не может быть высшим и абсолютным авторитетом для
человеческих поступков. В конфликте между законом и совестью высшим авторитетом
является сам человек. Только человек как индивидуум способен получить указание
от своей совести».
История неразрывна с традициями народа. Не потому ли израильские
социалисты-атеисты относятся к ней с такой неприязнью. В традицию народа
еврейского входит откровенное недоверие к власти человека над человеком и
убежденность, что обрести подлинную свободу можно, подчиняясь лишь силе особой,
никакого отношения к земным «царям» не имеющей.
Есть еще одна тысячелетняя традиция в еврейской истории: никогда
не спасай плоть свою, предавая душу. Многие народы считали иначе и тем самым
приговорили себя к исчезновению. Евреи выжили, вопреки всему, но спасали они
при этом не только себя.
Завершу эти короткие заметки еще одной цитатой из статьи Бергмана:
« Сказано: “Праведником мир держится”. А это означает, что тот, кто поступает
праведно, сдвигает стрелку весов в пользу всего мира и тем самым спасает его».
В основе явной, или затаенной в подсознании, сущности человека, заложено биологическое свойство к ощущению страха, угрожающего его существованию.Люди наделены разными способностями преодолевать ощущения опасностей и готовностью к свершению рискованных поступков в экстремальных обстоятельствах. Разной может оказаться и мотивация к их совершению. Естественная потребность к сопротивлению насилию лишается возможности реализоваться пленниками жестоких и всесильных тоталитарных режимов. Во всяком случае до поры,пока не объявятся сильные личности, способные пробудить к борьбе униженные и доведенные до отчаянно безнадежного состояния массы. Об этом свидетельствует история. в том числе и история Холокоста, в условиях которого евреи менее всего задумывались о спасении своих душ.
ОтветитьУдалить