В годы журналистской работы с жадность относился к любой возможности писать о кино и мастерах кинематографа. Вот и эта давняя рецензия - следствие голода автора по работе в кино.
Больше всего ненавижу в Израиле привычку местного люда входить в лифт, не замечая тех, кто собирается его покинуть и совковую моду сопровождать хорошие мероприятия долгими речами и даже разборками чиновников, которым, по идее, мы, смертные, должны быть обязаны радостью на этом мероприятии присутствовать.
Больше всего ненавижу в Израиле привычку местного люда входить в лифт, не замечая тех, кто собирается его покинуть и совковую моду сопровождать хорошие мероприятия долгими речами и даже разборками чиновников, которым, по идее, мы, смертные, должны быть обязаны радостью на этом мероприятии присутствовать.
Увы, и очередной, прекрасно
организованный фестиваль российских фильмов, начался долгой и утомительной «разминкой» перед
«игрой»…. Но к делу.
В Москве фильм Отара Иоселиани
«Сады осенью» шел на фестивале грузинского кино. В Израиле этой картиной
открылся фестиваль лент российских. Сняты «Сады осенью» на французском языке, в
Париже, актеры, кроме самого Отара, все французы. Выходит, сама по себе эта
работа мастера – феномен открытого общества, следствие культурной глобализации.
Возможно. И все-таки сила этого замечательного
фильма Иоселиани в народном, грузинском духе, которым пронизан каждый
кадр картины.
Да и сама сила грузинского кино
и заключалась в этом, особенном национальном неореализме. Грузины-режиссеры, от
Данелия до Абуладзе, никогда не стремились стать гражданами мира и, в итоге,
мир этот своим творчеством завоевали.
Вот и последний фильм Иоселиани
- совершенно грузинское кино, далекое от пафоса и дидактики, злости и
раздражения, полное преклонением перед обычной жизнью, с ее нехитрыми радостями
и мудрым искусством терпеть и надеяться.
Венсан – главный герой картины
родился талантливым ученым, садовником, забулдыгой и бабником. Жизнь превратила
его в тусклое и унылое чучело министра сельского хозяйства. Счастливый случай
выпустил героя фильма из чиновного капкана. Венсану за шестьдесят, но он легко, как-то играючи, возвращается к самому
себе, в обычную жизнь, в свой «сад осенью».
Нет, конечно же, это сказка,
притча. Министры остаются министрами и после отставки. Иоселиани нужен гротеск,
гипербола, высокий пост, чтобы развернуть своего героя на 180%. Он анархист,
Иоселиани, он мизантроп, он не верит в инстинкт толпы. Он совершенно свободный
человек и умеет говорить от своего лица без пассов в сторону властей, моды,
продюсеров и будущей критики его работы. Он, похоже, счастливый художник – Отар
Иоселиани.
Есть, правда, одна понятная
особенность, отличающая 72-летнего мастера от создателя фильма «Жил певчий
дрозд». Режиссерская карьера мастера началась в славные времена, когда жили
великие мастера экрана, а потому нельзя было относиться к своему делу без
должной меры серьезности. Сегодня одиночество и усталость от скорбного
одиночества таких мастеров, как Иоселиани, очевидны. Да и сам кинематограф
постарел, утратил феномен чуда, опошлен телевидением и поп-артом.
Иоселиани ныне играет в кино.
Мастер он первоклассный, его игра поражает яркостью красок, юмором, блеском
актерской игры и монтажа. Но это всего лишь игра доброго, мудрого, очень
талантливого человека, убежденного, что мир этот и понять, и исправить
невозможно.
Есть правда в фильме один
момент, когда поэтика игры уступает горькой реальности. Чернокожие беженцы
занимают квартиру бывшего министра. Он пробует отстоять свои права. Дородная
матрона не только упрекает Венсана в том, что он расист, но и отправляет его в
нокдаун ударом по макушке.
Бистро, принадлежащее другу
отставного министра, покупают те же африканские беженцы. Стены заведения
украшены чудной графикой: творчеством еще одного героя фильма, которого играет
сам режиссер.
Новый хозяин требует у маляра:
«Положи три слоя краски, чтобы ничего не было видно». Здесь не до игры и не
улыбок.
"Главному герою удается найти свой, новый путь, — это то, чего не
было в моих предыдущих фильмах, - говорит Иоселиани. - Хотя, конечно, сложно
представить, чтобы французский министр превратился в счастливого садовника... А
жаль, — ведь это было бы чудесно".
Ну и Бог с ними, с этими министрами.
Ясно одно, что фильм «Сады осенью» сделан счастливым, удачливым, честным и
талантливым человеком и это, само по себе, наводит на мысль, что и наша с вами
игра в жизнь может закончится удачей.
2007 г.
Комментариев нет:
Отправить комментарий