" Мне
представлялось, как он, нисколько не страдая от угнетающей всех нас жары (известно
было, что в Железноводске в специально прорубленной к источнику аллее в любую
жару прохладно, легкий ветерок, ароматический воздух), не страдая от жары, он
вольготно чувствует себя, любезничает с дамами, пописывает свои стишки и,
главное, нисколько не задумывается о предстоящем поединке".
В. Родин,
роман-мистификация "Каинова печать".
Почти через полтора века я увидел дом, откуда ушел поэт на смерть. Да какой там
дом! Приземистую, вросшую в землю, хибару, где ночевал Лермонтов перед дуэлью с
Мартыновым. По тенистой аллее не раз ходил к источнику: первому, самому старому
источнику у Железной горы.
Лермонтов пил ту воду перед дуэлью Точно эту
живительную влагу, горячую поутру, с легким духом сероводорода.
В первой половине девятнадцатого века не было
кольцевой аллеи, опоясывающей парк на горе Железной. Впрочем, тогда и парка
никакого не было, а был лес, хранящий минеральные сокровища самой горы.
Окружную аллею украсили памятными знаками в честь
произведений Михаила Юрьевича. Не знаю, целы ли они сейчас, после жадной и
разрушительной бури, прошедшей над Кавказом. Но тогда, в конце семидесятых и в
начале восьмидесятых годов, - все было в порядке: деревья, скамейки и сами
знаки, выполненные со вкусом и любовью к творчеству поэта.
В те годы я во всем искал возможности для кино. Вот
аллея казалась готовым сценарием для фильма - реквиема о поэте. Человек в
черном проходит мимо знака, посвященного "Мцыри" или "Герою
нашего времени", звучат стихи или проза Лермонтова…. И музыка. Ну,
конечно, красивейший из красивых - вальс Грибоедова, что же еще?… Дальше ничего
не придумывалось. Мешала молодость и природа. Природа Северного Кавказа:
богатая, звучная, живая. Она отвлекала, уводила в сторону от мыслей о смерти.
Тогда я не знал, что на любые вопросы способна ответить эта природа. Тогда, в
юности, я искал ответы там, где их невозможно было найти.
В то время, впрочем, я уже пережил М.Ю. Лермонтова
на целых три года. Но тогда не испытывал стыда при мысли об этом. Это сейчас, читая его стихи и прозу, думаю, что
человек этот, погибший в 27 лет, старше и мудрее меня самого и моих
современников на тысячелетие.
Настанет год. России черный год,
Когда царей корона упадет;
Забудет чернь к ним прежнюю любовь,
И пища многих будет смерть и кровь;
Когда детей, когда невинных жен
Низвергнутый не защитит закон;
Когда чума от смрадных, мертвых тел
Начнет бродить среди печальных сел,
Чтобы платком из хижин вызывать,
И станет глад сей белый край терзать;
И зарево окрасит волны рек;
В тот день явится мощный человек.
И ты его узнаешь – и поймешь,
Зачем в руках его булатный нож:
О горе для тебя! – твой плач, твой стон
Ему тогда покажется смешон;
И будет все ужасно, мрачно в нем,
Как плащ его с возвышенным челом.
Первые строки этого стихотворения цитировались
часто, последующий текст не позволял включать его в хрестоматии. Жаль, что умер
Ираклий Андронников накануне 21 века. Сегодня он бы отметил: "булатный
нож" – сталь – Сталин.
Вот еще строфа Лермонтова из стихотворения
"Пророк":
С тех пор как вечный судия
Мне дал всеведенье пророка.
В очах людей читаю я
Страницы злобы и порока.
Михаил
Лермонтов и Франц Кафка. И тот, и другой с необыкновенным мастерством умели
писать зримо, картинами, и силой пророчеств.
От пошлости жизни, от страха перед будущей
Катастрофой ушел молодым из жизни Кафка. От злобы и порока, может быть и внутри
себя самого, ушел на смерть юноша Лермонтов, но успел сделать столько, что
стихами его и прозой будет живо искусство литературы до тех пор, пока оно существует. Да и не только литературы.
Потому что когда-нибудь, верю в это, и кинематограф вспомнит о том, что он –
искусство.
Но прежде еще об одном событии в Железноводске. В то
утро, как обычно, после стакана живительной влаги, вальяжно прогуливался по
Лермонтовской аллее и вдруг услышал рев сирены. Этот рев был внезапен и страшен. В оглушающем, надрывном реве звучала сама смерть. Остановился. Не мог
идти дальше. Стоял и ждал, когда
стихнут звуки сатанинской трубы,
заглушившие голоса птиц и шелест сухой листвы на деревьях. Мне было страшно и
вдруг показалось, что сирена эта ревет, жестоко разрывая, терзая тишину, в
память убитого на дуэли поэта, что горькие его пророчества сбываются вновь. Мне
казалось, что сравнительно благополучная, устойчивая жизнь в России вдруг
оборвалась, и теперь всех нас ждут темные времена. Но тогда же и подумал, что
сирена – знак нашего кровавого времени. Звук этот совсем из другого фильма, не
имеющего никакого отношения к гибели поэта.
Рев смолк. Спустившись с горы к санаторию, узнал, что умер Леонид Ильич Брежнев. Всего
лишь генеральный секретарь коммунистической партии СССР, человек незначительный
и, сравнительно с другими вождями империи, в меру злобный и тихий, если не
считать задавленную танками "чешскую весну", развязанную кровавую
бойню в Афганистане и вялую борьбу с диссидентами. Время русского социализма
вышло, так и не наступив. Брежнев был необходим тому времени болота и гнилых
туманов. Нет, не о нем писал Лермонтов
пророческие стихи.
Так, совершенно неожиданно, суетная и торопливая
современность разрушила очарование парка Железной горы. Больше я не возвращался
в Железноводск, да и о Лермонтове вспоминал не часто.
Вот только привлекла внимание внезапная, от издержек
наступившей свободы, трактовка гибели поэта. Пророк вдруг стал жертвой жидо –
масонского заговора. И все потому, что Мартынов (Мартыш) не то отчество носил.
Да и не только Лермонтова объявили тогда жертвой злостных заговорщиков. Смотрел
наскоро скроенный, фальшивый до последнего кадра, фильм Николая Бурляева и
вспоминал только одну реплику поэта из "Героя нашего времени", слова
Печорина: "Ни за что на свете, доктор! – отвечал я, удерживая его за руку,
- вы все испортите; вы мне дали слово не мешать…. Какое вам дело? Может, я хочу
быть убит…"
Ведь все так
просто. Заговор существует. Но иной, не придуманный, подлинный заговор, заговор
пошлой, грязной и подлой жизни против высокого дара поэта. Хотел быть убитым
Пушкин, Лермонтов, Есинин и Маяковский,
Цветаева. Не хотел жить Блок. Это только в России…
Бурляев свои фильмом будто надругался над памятью
великого поэта, все опошлил, выстрелил в гения еще раз. Да и в меня тоже.
Я больше не хотел думать о Лермонтове,
перечитывать его тексты.
И вдруг, как
это часто бывает, через много лет, уже в Израиле, по какому-то внутреннему
приказу вернулся к его стихам и прозе. Может быть, виной тому стала тоска по
кинематографу. В какой-то момент я вновь стал "кадровать" и
"монтировать" действительность, как это было в те давние годы, когда
я впервые увидел домишко, из которого Лермонтов ушел в смерть.
Комментариев нет:
Отправить комментарий