Вместо обычных праздников,
часто пропитанных тщеславием, ложным патриотизмом, а, порой, и ошибками в календаре. Я бы ввел в России, да и не
только в ней, праздник в день рождения любимого писателя, поэта, композитора,
ученого… Я бы провел общенародный референдум, чтобы узнать имя человека –
праздника. В России, убежден, таким человеком стал бы Александр Пушкин, а день
6-го июня - праздничным.
Гений недостижим и неисчерпаем, как Вселенная, но настоящие уроки профессии дать могут только высокие таланты. Никакие школы и университеты не заменят классику. Читай и учись - другого пути нет. Сегодня день рождения не только у великого прозаика, историка и поэта Александра Сергеевича Пушкина, но и у великого учителя мастерства.
«Что
ж мой Онегин? Полусонный
В постелю с бала едет он:
А Петербург неугомонный
Уж барабаном пробужден.
Встает купец, идет разносчик,
На биржу тянется извозчик,
С кувшином охтенка спешит,
Под ней снег утренний хрустит.
Проснулся утра шум приятный.
Открыты ставни; трубный дым
Столбом восходит голубым,
И хлебник, немец аккуратный,
В бумажном колпаке, не раз
Уж отворял свой васисдас».
В постелю с бала едет он:
А Петербург неугомонный
Уж барабаном пробужден.
Встает купец, идет разносчик,
На биржу тянется извозчик,
С кувшином охтенка спешит,
Под ней снег утренний хрустит.
Проснулся утра шум приятный.
Открыты ставни; трубный дым
Столбом восходит голубым,
И хлебник, немец аккуратный,
В бумажном колпаке, не раз
Уж отворял свой васисдас».
Александр
Сергеевич Пушкин сценарному мастерству не учился, да и не было в те времена
такой забавы, как кинематограф. Однако дал классик блестящие образцы «сценарной
поэзии». Читал об этом лет сорок назад у М. И. Ромма на примере «Медного
всадника», но вот, в который уже раз, бубню на память 1-ую главу Евгении
Онегина» и натыкаюсь на совершенно готовый фильм, сотворенный по лучшим
образцам современного кинематографа. Читаю готовый режиссерский сценарий:
КР. ПЛ. Что ж
мой Онегин? Полусонный (крупный план)
В постелю с бала едет он.
ПНР. А
Петербург неугомонный (панорама)
Уж барабаном пробужден.
( Надо знать,
что за «барабаном» была в первой половине 19 века утренняя смена караула
будочников)
СР. ПЛ.
Встает купец. (средний план)
СР. ПЛ. Идет
разносчик.
ОБЩ. На биржу
тянется извозчик. (общий план)
СР. ПЛ. С
кувшином охтенка спешит.
КР. ПЛ. Под
ней снег утренний хрустит.
( Здесь и
звуки, пробужденные барабаном. Утренний снег – чистый, свежий – он и хрустит
чисто и свежо. Пушкин так и пишет: «Проснулся утра шум приятный» ).
ПНР. Открыты
ставни. Трубный дым
Столбом восходит голубым.
( Белое и
голубое – это к оператору о цвете).
СР.ПЛ. И
хлебник, немец аккуратный.
В бумажном колпаке не раз
КР.ПЛ. Уж
отворял свой васисдас.
( Вас ис дас
– «что вам нужно?» У классика, в том быту, - ящик со свежей выпечкой. Потому в
отрывке не только образы, звуки, но и запахи. Если ящик крупным планом, - они
будут).
Здесь можно с
раскадровкой поспорить: свое видение предложить, но факт, что это видение у
Пушкина есть, то бишь присутствует кинематографическое мышление, как и у
большинства классиков.
Сценарий,
который, случается, трудно понять – снять еще как-то можно, но сценарий,
который не видишь, никогда не оживет на экране. Написал – закрой глаза – и
прокручивай в «черепушке» пленку. Нет ее – выбрось написанное, зря испортил
бумагу и убил время.
Абрам Терц
(Синявский) в «Прогулках с Пушкиным» отнес «зримую» особенность письма классика
к легкости, пустоте, возможности собирать свои произведения из «сора» и т.д.
Он как раз и цитирует в связи с идеей своей книги
«киношные» строки Пушкина: «Возок несется чрез ухабы, мелькают мимо будки,
бабы, мальчишки, лавки, фонари…»
«Вселенский
замах, пишет Терц, не мешал ему при каждом шаге отдавать предпочтение
расположенной под боком букашке». Оставим в покое кино. Пушкин уходил от
гордыни, от позы пророка, прятал свой гений в юмор, в иронию. Он занимался
«пустяками», страшась безвкусицы пафоса, которой был так полон 19 век. В
русской литературе подлинный наследник Пушкина – Чехов. И Антон Павлович писал
«сценарно». Как ему в этом близок Чаплин и Феллини в лучших лентах. А.С. Пушкин вел поединок с
Богом на единственно доступном для этого поле. Иной выбор всегда смешон.
Проза Пушкина
тоже не нуждается в экранизации, а лишь в бережном переложении на язык кино:
«Только Лизавета Ивановна успела снять капот и шляпу, как уже графиня послала
за нею и велела опять подавать карету. Они пошли садиться. В то самое время,
как два лакея приподняли старуху и просунули в дверцу, Лизавета Ивановна у самого колеса увидела
своего инженера; он схватил ее руку; она не могла опомниться от испуга, молодой
человек исчез: письмо осталось в ее руке» «Пиковая дама». Блестящий образец
возможностей лучшего, «первобытного» кинематографа – немого. И так практически по всей прозе «солнца
русской поэзии». Именно этим этими поисками «киношного» Пушкина надо бы заняться,
чтобы увидеть и понять,
КАК классик
умел делать это.
Комментариев нет:
Отправить комментарий