" В 1900 году Левитан умер. Чехов потерял близкого друга и родного человека. Примечательно, что несмотря на то, что Чехов, как никто другой, знал Левитана, он так и не оставил о нем никаких воспоминаний... Сергей Дягилев, основатель журнала "Мир искусства", не раз буквально умолял Антона Павловича написать хоть что-нибудь о Левитане, намереваясь опубликовать эти воспоминания в своем журнале к очередной годовщине рождения или смерти художника. Но все было напрасно. Чехов так ничего и не написал. Конечно, не потому, что ему нечего было сказать о "дорогом Левиташе". Возможно, что писатель не хотел раскрывать и выставлять публике то близкое и трогательное, что связывало величайшего писателя и величайшего живописца. А, возможно, Антон Павлович считал, что никто не расскажет о Левитане лучше, чем его произведения..."
|
Чехов был писателем честнейшим. В личной жизни было всякое, но на бумаге он лгать и притворяться не умел. Слишком много было разного между двумя классиками. Разных чувств: глубоких и мелких. искренних и не очень. Слишком хорошо эти двое были знакомы и с силой, и со слабостью друг друга. Чехов не смел оценивать своих друзей-современников. Не нравился ему это посмертный жанр. Писать горькую правду о покойнике как-то не принято, а лгать, повторяю, Чехов не любил. Была, кстати, между великими друзьями ревность и месть. Знал, прекрасно знал Левитан, о влюбленности друга в Лику Мизинову. Однако, не задумываясь, пошел на роман с этой очаровательной девицей. Лика, вполне возможно, недовольная тем, что писатель не зовет ее под венец, открывает объятья художнику. И Чехов пишет Лике Мизиновой: "Кланяйтесь Левитану. Попросите его, чтобы он не писал в каждом письме о Вас. Во-первых, с его стороны не великодушно, а во-вторых, мне нет никакого дела до его счастья. Будьте здоровы и щастливы и не забывайте нас". За шутливым тоном - боль. Чехов излечился местью, написав "Попрыгунью" - рассказ, разлучивший друзей на долгое время. Кто прав, кто виноват - не знаю. Есть еще одна особенность в судьбе Антона и Исаака. Чехов очень любил и ревновал ко всем свою сестру- Марию. Левитан совершенно серьезно предлагал сестре писателя руку и сердце. Чехову это совсем не понравилось. Не исключено, что по причине вероисповедания. Левитан и не думал креститься. Можно найти еще множество"колючек, синяков, заноз, ухабов"в отношениях этих двух людей, искренне уважающих и любивших друг друга. В общем, как там у Пушкина: " Пока не требует поэта К священной жертве Аполлон, В заботах суетного света Он малодушно погружен; Молчит его святая лира; Душа вкушает хладный сон, И меж детей ничтожных мира, Быть может, всех ничтожней он". Вот об этой ничтожности и не захотел писать Чехов, зная, что великое в его творчестве, как и в живописи Левитана - это то, что они оба хотели оставить людям, а не то мелкое и ничтожное, что присутствует в судьбе каждого человеческого существа. Современникам присуща патологическая страсть, выискивать следы грязи в облике больших талантов. После их смерти - отбеливать их же до ангельского чина. Правда , как это обычно бывает, прячется где-то посередине. В судьбе гениев точно также, как и в судьбах людей, ничем не примечательных. |
Комментариев нет:
Отправить комментарий