The New York Times: МоМА по-тихому вернул картину Шагала
На протяжении многих лет картина «Над Витебском» занимала центральное место в экспозиции Музея современного искусства (МоМА, Нью-Йорк). Работы Марка Шагала, изображающие его родной город в Российской империи, рассматриваются здесь как важная составляющая фондов музея. Об этом пишет журналист The New York Times Грэм Боули.
Между тем эта работа художника-еврея на еврейскую тему ранее принадлежала галерее, которой управлял дилер-еврей в Германии в то время, когда власть захватили нацисты. Хотя провенанс картины был неясным и включал передачу этой работы немецкому банку во времена нацизма, музей десятилетиями ее хранил, что говорило о его уверенности в том, что у нее хороший провенанс.
Однако в начале февраля МоМА признал, что три года назад, без публичного объявления, «передумал» и вернул картину наследникам немецкой галереи.
Возвращение картины Шагала является одним из наиболее необычных случаев реституции произведений искусства музеем за последние годы, отчасти из-за финансового соглашения, сопровождавшего ее возвращение наследникам: те продали картину в 2023 году за 24 млн долларов.
MoMA, который приобрел работу в 1949 году, в соответствии с соглашением, заключенным компанией по реституции, представлявшей интересы семи наследников, получил 4 млн долларов в качестве компенсации за ее возврат.
Согласно судебным документам, один из наследников и эта компания, Mondex Corporation, сейчас участвуют в судебном разбирательстве по поводу гонорара компании в размере 8,5 млн долларов.
Этот наследник — Патрик Маттизен, сын основного владельца немецкой галереи Фрэнсиса Маттизена, — говорит, что путь к возвращению произведений искусства, принадлежавших его отцу, был далеко не легким.
В судебных документах он утверждает, что Mondex не должна была получить гонорар, поскольку нарушила свой контракт во время переговоров с МоМА, совершив такие действия, как «организация необоснованной выплаты музею 4 млн долларов без одобрения наследников».
Маттизен, управляющий собственной лондонской галереей, также расстроен тем, что музей до начала февраля так публично и не объявил, на что согласился использовать этот платеж, а именно на создание фонда исследования провенанса имени его отца.
Когда МоМА попросили прокомментировать возвращение картины, музей отказался отвечать на вопросы. Вместо этого он опубликовал короткое заявление, что «сотрудничал в обширном исследовании провенанса картины» с наследниками, подтвердил получение выплаты от них и заявил, что деньги используются для поддержки фонда исследования провенанса картин, названного в честь старшего Маттизена.
В соответствии с судебными документами, Mondex заявила, что соблюдает все условия соглашения, заключенного с наследниками. Основатель компании Джеймс Палмер рассматривает возврат как справедливое урегулирование для всех вовлеченных сторон.
Картина Шагала, лирическая и в некоторой степени даже мистическая, входит в цикл работ, которые он создал после возвращения из Парижа в 1914 году в Витебск, свой родной город, на территории современной Беларуси. На ней изображен пожилой нищий, посреди заснеженного пейзажа, с мешком на спине и палкой в руке он плывет над крышами домов и куполом собора в Витебске.
Некоторые эксперты рассматривают эту фигуру как метафору идишского выражения, обозначающего нищего, идущего от двери к двери, «ходящего по домам».
Но лондонская галерея Маттизена, которая в 2023 году продала картину европейскому коллекционеру, предполагает, что фигура эта служит метафорой «исхода из царской России — те обездоленные эмигранты, несколько сотен тысяч, которые уехали и будут продолжать покидать Восточную Европу, оставшиеся еще в детской памяти Шагала».
Немецкая галерея, которой когда-то принадлежала картина, была основана Фрэнсисом Маттизеном в Берлине. Она сыграла свою роль при продаже Советским Союзом произведений из коллекции Государственного Эрмитажа в 1920-х и 1930-х годах. Но в 1933 году, когда к власти пришли нацисты, Фрэнсис Маттизен бежал из Германии, а в 1939 году галерея была закрыта.
МоМА сообщает на своем сайте, что в 1934 году галерея передала картину Шагала крупному немецкому банку «в обмен на сокращение долга».
Dresdner Bank, который взялся за это, процветал при режиме Гитлера и помогал финансировать строительство лагеря смерти Аушвиц, что позже вынужден был признать в отчете за 2006 год.
Но эксперт по исследованию провенанса, проработавшая в МоМА несколько лет, в написанной ею в 2017 году книге о роли Dresdner Bank на артрынке заявила, что доступные историкам документы не содержат никаких доказательств того, что работа Шагала была продана «под принуждением». Напротив, в книге Линн Ротер «Искусство через кредит» сообщается, что галерея передала картину банку, чтобы помочь погасить кредит после длительных переговоров. Эти переговоры, как говорится в книге, вел еврей — член правления банка.
Недавно Mondex представила MoMA дополнительные доказательства в подтверждение того, что сделка была несправедливой. Палмер заявил в интервью, что справедливая рыночная стоимость работ Шагала и других произведений искусства, переданных галереей банку, намного превышает непогашенную стоимость кредита.
«Следовательно, это фактически было грабежом, и [справедливость] должна быть восстановлена, — замечает Палмер. — Нацисты воспользовались ситуацией».
В 1935 году картина Шагала оказалась среди тысяч произведений искусства, проданных Dresdner Bank министерству финансов Пруссии для включения в фонды музеев Берлина. Многие работы тогда были приобретены банком в качестве залога по кредитам.
Некоторые действительно остались в музеях Берлина. Организация, курирующая эти музеи, Фонд прусского культурного наследия, заявила, что она изучает, следует ли считать какие-либо из этих работ «произведениями искусства, изъятыми нацистами», на основании того, что их первоначальные владельцы были евреями.
Картину Шагала, как мы видим, не хранили в Берлине, а продали и привезли в Соединенные Штаты, где уже нью-йоркская галерея продала ее МоМА: в то время музей активно расширял свою коллекцию под руководством директора-основателя Альфреда Барра.
Музей описывал эту работу как одну из пяти главных картин Шагала в своей коллекции во время выставки 1957 года, посвященной 70-летию Шагала. Она находилась в коллекции МоМА на протяжении многих десятилетий, когда в 2018 году компания Mondex обратилась к Патрику Маттизену с предложением помочь ему найти работы, принадлежавшие галерее его отца.
К тому времени музей включил работу Шагала в свой исследовательский проект по провенансу, который исследует историю владения произведениями искусства. Ротер, участвовавшая в этом исследовании, упоминала о картине в своих лекциях о проблемах таких исследований.
Позже Mondex подала в суд на Маттизена, утверждая, согласно иску, поданному в Торонто, что он не передал 39% стоимости возвращенного произведения искусства, как было указано в контракте.
Маттизен подал встречный иск. Его адвокаты заявили, что Mondex нарушила соглашение, отстранив наследников от переговоров с MoMA и согласившись на выплату 4 млн долларов.
Палмер защищает музей, заявляя, что ему следует отдать должное: он принял доказательства, представленные в ходе переговоров, которые проходили при посредничестве адвоката Кеннета Р. Фейнберга (кстати, распределявшего компенсации жертвам терактов 11 сентября).
Палмер отмечает, что сделка с MoMA напоминает урегулирование и других дел о реституции, когда наследники изъятого произведения соглашались разделить доходы от продажи с владельцами, которые невольно приобрели его годы спустя.
«Это дело не является черно-белым, — заявляет он. — И это важно, если учесть, что некоторые вопросы просто не могут быть решены».
Однако юрист Рэймонд Дж. Дауд, который рассматривал дела об изъятых произведениях искусства, в том числе дело, связанное с МоМА, заявил: для музея необычно быть частью мирового соглашения, когда он получил такую крупную сумму в рамках соглашения о реституции.
«Это ненормально», — заметил он.
Комментариев нет:
Отправить комментарий