В Торе находится пять предписаний, связанных с запретом квасного в Песах. Квасное запрещено употреблять в пищу, как сказано: «…кто будет есть квасное с первого дня до седьмого дня, душа та будет истреблена из среды Израиля» (Шмот, 12:15). Из него запрещено извлекать пользу, как сказано: «…и не должно скармливаться (животным) квасное» (там же, 13:3). Оно не должно принадлежать еврею, как сказано: «И да не видно будет у тебя закваски во всех пределах твоих семь дней…» (Дварим, 16:4). Запрещено, чтобы квасное находилось во владении еврея, как сказано: «Семь дней закваска не должна находиться в домах ваших…» (Шмот, 12:19). Существует обязанность устранить его из дома, как сказано: «…к первому дню устраните квасное из домов ваших…» (там же, 12:15). Нарушение запрета владеть квасным и держать его у себя во владении происходит, если его объем достигает ке-зайт (примерно 33см3, согласно другим мнениям – 17,3см3). Запрет употреблять квасное в пищу распространяется на самое ничтожное количество продукта: даже очень маленькая крошка не должна попасть в еду или напиток. Чтобы исключить возможность попадания квасного в пищу, необходимо максимально тщательно очистить дом от всего квасного.
Что такое квасное (хамец)?
Квасным является любой из пяти видов злаков: пшеница, ячмень, полба, рожь и овес, который как минимум в течение 18 минут находился в контакте с водой, будучи в пассивном состоянии (т. е. его не месили, не раскатывали и т. п.).
Чтобы удостовериться в том, что в доме не осталось ничего квасного (во избежание нарушения пяти перечисленных выше предписаний Торы), предварительно необходимо навести тщательный порядок. Имеется в виду, что нужно очистить все места, где может находиться квасное. Мытье окон, побелка стен и потолков, стирка занавесей и постельного белья может прибавить приятное ощущение в праздник, но никак не связано с обязанностью избавиться от квасного.
Проверка на наличие квасного
Проверка на наличие квасного в доме происходит в ночь с тринадцатого на четырнадцатое Нисана (в годы, когда Песах начинается сразу после субботы, — в ночь с двенадцатого на тринадцатое), т. е. после того, как все уже вымыто и убрано; все вещи и продукты лежат на своих местах. Как можно осуществить проверку, чтобы не пришлось вынимать все вещи и продукты, что является достаточно трудоемким процессом, тем более в наше время, когда у многих людей большие квартиры и огромное количество вещей? Можно во время пасхальной уборки квартиры осуществлять местные проверки каждого убранного участка до того, как класть предметы на их места. Например, после того, как помыли шкаф, можно его сразу проверить на наличие квасного и уже после этого заполнять предметами. Такая проверка может осуществляться за несколько дней до праздника. Проверка, если ее делают ночью, должна осуществляться при свете пламени свечи или фонарика (со спиральной лампочкой), а если ее проводят днем – при ярком прямом дневном свете — как, например, это бывает в ясный солнечный день на балконе или напротив открытого окна («Швут Ицхак», «Песах», стр. 31). Предметы, которые можно протрусить со всех сторон, как, например, одежду (включая ее карманы, складки и манжеты), сумки, выдвижные ящики столов и шкафов и т.п., нет обязанности проверять со свечой.
Чтобы исполнить заповедь проверять дом на наличие квасного в установленное для этого время, следует оставить непроверенным небольшой участок квартиры (лучше целую комнату) и проверить его при свете свечи в ночь с тринадцатого на четырнадцатое Нисана (в годы, когда Песах начинается сразу после субботы, — в ночь с двенадцатого на тринадцатое).
После того, как наступило время проверки, т. е., начиная с выхода звезд вечера тринадцатого Нисана (в годы, когда Песах начинается сразу после субботы, — двенадцатого), и пока не завершат проверку, ничего не едят и не ложатся спать («Мишна Брура», 470:6). Тому, кто из-за голода или усталости не может осуществить проверку, разрешено немного перекусить...
Комментариев нет:
Отправить комментарий