Датские евреи были спасены благодаря... нацистам
01.10.2018 09:54
В октябре 1943 года 7 тысяч датских евреев были переправлены в нейтральную Швецию. Все сходятся в том, что за эту операцию датчане заслуживают наивысшей похвалы, но существуют глубокие разногласия по поводу истинных причин ее успеха. Датский историк на страницах газеты "Берлингске" объясняет это двойной игрой нацистских оккупантов: позволяя евреям скрыться, они спасали собственные шкуры.
Спасение евреев в октябре 1943 года - один из величайших нравственных подвигов Дании, в этом сходятся все, и все евреи за это глубоко благодарны. Эта операция позволила укрепить репутацию Дании за рубежом - ведь тогда сотрудничавшие с оккупантами власти чаще всего поступали наоборот.
Назвать операцию уникальной было бы преувеличением: евреев спасали не только в Болгарии и Албании, но даже в Венгрии и Польше - где бóльшая часть еврейского населения оказалась уничтожена. Везде были неевреи, спасавшие своих еврейских земляков от верной гибели. Дания же отличается тем, что большинства тамошних евреев нацистская травля не коснулась вовсе.
Примерно 7 тысяч евреев, включая датских подданных и иностранных граждан, были вывезены в Швецию. Впрочем, евреев-иностранцев в Дании было немного - Копенгаген наравне с другими европейскими странами вел ограничительную миграционную политику. Большинство иностранных евреев выслали из страны. Двадцать из них угодили в немецкие концлагеря, где они и погибли. За это премьер-министр Андерс Фог Расмуссен (Anders Fogh Rasmussen, бывший лидер Либеральной партии) принес в 2005 году официальные извинения.
Примерно 490 евреев все-таки были схвачены и брошены в концлагерь Терезиенштадт. Однако там с ними обращались гораздо лучше, чем с евреями из других стран - во всяком случае, в лагерь смерти Освенцим-Биркенау они так и не попали.
Коллаборационизм и муки совести
Хотя все сходятся в том, что датская операция по спасению евреев и заслуживают наивысшей похвалы, существуют глубокие разногласия об истинных причинах ее успеха. Дания широко сотрудничала с нацистами: примерно 10% сельскохозяйственной продукции на внутренний рынок нацистской Германии поставлялось из Дании. Кроме того, для немцев строили цементные заводы, мосты, аэропорты и так далее.
Вокруг датского коллаборационизма до сих пор ведутся дебаты с позиции нравственности. И оправдывают его обычно тем, что Дания спасала евреев - в частности, позаботилась о том, чтобы 490 евреев из Терезиенштадта не попали на верную смерть в Освенцим.
Нацисты - а именно немецкий диктатор Адольф Гитлер, руководитель СС Генрих Гиммлер и верховный нацист в оккупированной Дании Вернер Бест (Werner Best) - желали, чтобы экспорт продолжался, а в Дании царило спокойствие, чтобы не тратить солдат понапрасну.
Беспринципные нацисты
При том, что в пользу этой точки зрения есть свои аргументы, я полагаю, что не обошлось и без влияния других факторов. В частности, необходимо рассматривать международную ситуацию в целом, а не довольствоваться лишь событиями в Дании.
Нацистские лидеры в Дании - а верховодил ими Вернер Бест - были сборищем беспринципных головорезов, вовсе не чуравшихся убийств на почве антисемитизма в других частях Европы. В Дании же они не только превратились в вежливых чиновников, но и в некоторых случаях даже повели себя как истинные гуманисты. На мой взгляд, это была двойная игра: позволив евреям скрыться и обеспечив им хорошие условия в Терезиенштадте, они пытались спасти собственные шкуры.
Весной 1943 года нацистские войска начали терпеть поражение за поражением. Вернер Бест и его команда были людьми проницательными и хорошо осведомленными - информация к ним поступала по ряду каналов. В 1943 году они осознали, что войну Германия со всей вероятностью проиграет, а им самим за их преступления светит смертная казнь.
Их стратегия возымела успех: после войны все высокопоставленные нацисты, служившие в Дании, отделались мягкими наказаниями - во многом благодаря тому, что ссылались на спасение евреев. Сам Вернер Бест быстро вышел из тюрьмы (в 1951 году "по состоянию здоровья", после чего прожил еще 38 лет, прим. перев.), а его правая рука Георг Дуквитц (Georg Duckwitz) даже удостоился похвалы.
Дуквитц был тем немцем, который предупредил о готовящейся кампании против евреев сначала датских политиков, а затем и лидеров датской еврейской общины. После войны Георг Дуквитц стал послом в Дании, а потом даже возглавил МИД Германии, хотя и был членом нацистской партии.
В доказательство гуманизма Дуквитца датский историк Ханс Киркхофф (Hans Kirchhoff) в своей книге "Добрый немец" (2013) приводит его дневник периода оккупации. Но дневник, по всей вероятности, писался как прикрытие, поскольку, несмотря всю заботу Дуквитца о датских евреях, никакого сострадания к евреям за пределами датских границ он не питал - хотя был прекрасно осведомлен об их массовом уничтожении в оккупированных районах Восточной Европы. Дуквитц действовал заодно с Вернером Бестом - и их двойная игра действительно спасла немало жизней. Однако двигали им отнюдь не гуманистические побуждения, а желание спасти собственную шкуру.
Тайные переговоры Гиммлера
Вторая причина заключалась в том, что руководитель СС Генрих Гиммлер с 1943 года, когда военная удача начала от Германии отворачиваться, активно искал контакты с западными державами. Евреев он использовал в ряде переговоров, увенчавшихся частичным успехом - который он держал втайне от Гитлера.
Самым известным случаем стало так называемое дело Кастнера (Kasztner), когда евреев обменивали на грузовики для рейха, но главной целью Гиммлера было полноценное мирное соглашение. Для этого он намеревался использовать евреев: отправил Йоэля Бранда (Joel Brand), венгерского еврея, на переговоры об освобождении более миллиона евреев в обмен на мир. Однако союзники сделку отвергли, а Йоэль Бранд был арестован в Египте.
На фоне всех этих попыток заключить сепаратный мир датские евреи стали предметом торга и средством пропаганды. Поэтому Гиммлер, его сеть СС и Вернер Бест пытались сделать вид, что евреи находятся в прекрасном положении. В 1944 году в Терезиенштадте датских евреев продемонстрировали делегации Красного Креста, куда входили двое датчан.
Впоследствии они напишут о положении евреев в Терезиенштадте хвалебные отчеты - хотя евреев из других стран они там не видели и даже не вспоминали о них. Для дела Гиммлера это была значительная пропагандистская победа, и Бест сыграл в ней не последнюю роль. Из датских книг по истории следует, что эти лживые отчеты предназначались лишь для датской аудитории, однако недавние исследования доказывают: их передавали и американским лидерам, чтобы те поверили, что евреям хорошо живется в лагерях.
Позднее датских евреев сняли в пропагандистском фильме о "хороших" лагерных условиях - он также был частью стратегии Гиммлера. В конечном счете из переговоров Гиммлера ничего не вышло, но в то время их исход еще не был предрешен, и, как я себе это представляю, стремление нацистов заключить мир с западными державами было ключом к пониманию ситуации как в Дании, так и в Терезиенштадте. Странные и нелогичные действия нацистов в Дании объясняются приведенными выше факторами.
Операцию по вылову евреев фактически начал Бест, но он и Дуквитц также сделали все, чтобы она не увенчалась успехом. Они предупредили евреев и гарантировали, что нацисты не станут обыскивать еврейские дома, и что в проливе Эресунн не будет немецких судов - ничто не помешает бегству. Непоследовательность действий объясняется шатким положением Вернера Беста. С одной стороны, он обязан был откликнуться на призыв Гитлера к действию, с другой - хотел потрафить Гиммлеру в его желании использовать евреев, с третьей - мечтал спасти собственную шкуру и шкуры своих сообщников и продолжить политику коллаборационизма. Поэтому он начал операцию, чтобы удовлетворить Адольфа Гитлера, а затем сделал все, чтобы она не удалась.
В результате большинство датских евреев смогли бежать, Бест и его приспешники объявили Данию свободной от еврейства и ликвидировали проблему, которая могла бы помешать дальнейшему сотрудничеству. В то же время они заручились алиби на случай будущего трибунала, заодно обеспечив Гиммлеру хорошие карты на дальнейших переговорах с западными державами о сепаратном мире.
Нравственная высота
Таким образом, я не оспариваю оценки датских историков в том, что нацисты стремились сохранить сотрудничество с Данией ради экспорта и мира, который не требовал бы значительного присутствия войск. Все это явилось немаловажными факторами. Но необходимо рассматривать и события на международном уровне - а большинство датских историков этого избегает. Например, в книгах Бо Лидегора (Bo Lidegaard) представлена несколько наивная, хотя и общепризнанная точка зрения на датский коллаборационизм, восхваляющая его роль в спасении евреев. Если уж и рассматривать спасение евреев как некий нравственный противовес сотрудничеству с нацистами, следует принять во внимание и то, что датский коллаборационизм способствовал укреплению гитлеровского режима. И в конечном счете это привело к гибели людей за пределами Дании - поскольку война затянулась и стала более ожесточенной.
Мое мнение таково, что события в Терезиенштадте и бегство евреев следует рассматривать с учетом этих обстоятельств. Усилия датчан по спасению евреев от этого не становятся менее героическими и по-прежнему заслуживают уважения. По моему убеждению, многие датчане участвовали в операции спасения, не зная об отношении к ней нацистов, тем самым совершая подвиг, по-прежнему являющийся непревзойденной нравственной высотой нашей истории.
Бент Блюдников (Bent Blüdnikow), Berlingske, Дания
Спасение евреев в октябре 1943 года - один из величайших нравственных подвигов Дании, в этом сходятся все, и все евреи за это глубоко благодарны. Эта операция позволила укрепить репутацию Дании за рубежом - ведь тогда сотрудничавшие с оккупантами власти чаще всего поступали наоборот.
Назвать операцию уникальной было бы преувеличением: евреев спасали не только в Болгарии и Албании, но даже в Венгрии и Польше - где бóльшая часть еврейского населения оказалась уничтожена. Везде были неевреи, спасавшие своих еврейских земляков от верной гибели. Дания же отличается тем, что большинства тамошних евреев нацистская травля не коснулась вовсе.
Примерно 7 тысяч евреев, включая датских подданных и иностранных граждан, были вывезены в Швецию. Впрочем, евреев-иностранцев в Дании было немного - Копенгаген наравне с другими европейскими странами вел ограничительную миграционную политику. Большинство иностранных евреев выслали из страны. Двадцать из них угодили в немецкие концлагеря, где они и погибли. За это премьер-министр Андерс Фог Расмуссен (Anders Fogh Rasmussen, бывший лидер Либеральной партии) принес в 2005 году официальные извинения.
Примерно 490 евреев все-таки были схвачены и брошены в концлагерь Терезиенштадт. Однако там с ними обращались гораздо лучше, чем с евреями из других стран - во всяком случае, в лагерь смерти Освенцим-Биркенау они так и не попали.
Коллаборационизм и муки совести
Хотя все сходятся в том, что датская операция по спасению евреев и заслуживают наивысшей похвалы, существуют глубокие разногласия об истинных причинах ее успеха. Дания широко сотрудничала с нацистами: примерно 10% сельскохозяйственной продукции на внутренний рынок нацистской Германии поставлялось из Дании. Кроме того, для немцев строили цементные заводы, мосты, аэропорты и так далее.
Вокруг датского коллаборационизма до сих пор ведутся дебаты с позиции нравственности. И оправдывают его обычно тем, что Дания спасала евреев - в частности, позаботилась о том, чтобы 490 евреев из Терезиенштадта не попали на верную смерть в Освенцим.
Нацисты - а именно немецкий диктатор Адольф Гитлер, руководитель СС Генрих Гиммлер и верховный нацист в оккупированной Дании Вернер Бест (Werner Best) - желали, чтобы экспорт продолжался, а в Дании царило спокойствие, чтобы не тратить солдат понапрасну.
Беспринципные нацисты
При том, что в пользу этой точки зрения есть свои аргументы, я полагаю, что не обошлось и без влияния других факторов. В частности, необходимо рассматривать международную ситуацию в целом, а не довольствоваться лишь событиями в Дании.
Нацистские лидеры в Дании - а верховодил ими Вернер Бест - были сборищем беспринципных головорезов, вовсе не чуравшихся убийств на почве антисемитизма в других частях Европы. В Дании же они не только превратились в вежливых чиновников, но и в некоторых случаях даже повели себя как истинные гуманисты. На мой взгляд, это была двойная игра: позволив евреям скрыться и обеспечив им хорошие условия в Терезиенштадте, они пытались спасти собственные шкуры.
Весной 1943 года нацистские войска начали терпеть поражение за поражением. Вернер Бест и его команда были людьми проницательными и хорошо осведомленными - информация к ним поступала по ряду каналов. В 1943 году они осознали, что войну Германия со всей вероятностью проиграет, а им самим за их преступления светит смертная казнь.
Их стратегия возымела успех: после войны все высокопоставленные нацисты, служившие в Дании, отделались мягкими наказаниями - во многом благодаря тому, что ссылались на спасение евреев. Сам Вернер Бест быстро вышел из тюрьмы (в 1951 году "по состоянию здоровья", после чего прожил еще 38 лет, прим. перев.), а его правая рука Георг Дуквитц (Georg Duckwitz) даже удостоился похвалы.
Дуквитц был тем немцем, который предупредил о готовящейся кампании против евреев сначала датских политиков, а затем и лидеров датской еврейской общины. После войны Георг Дуквитц стал послом в Дании, а потом даже возглавил МИД Германии, хотя и был членом нацистской партии.
В доказательство гуманизма Дуквитца датский историк Ханс Киркхофф (Hans Kirchhoff) в своей книге "Добрый немец" (2013) приводит его дневник периода оккупации. Но дневник, по всей вероятности, писался как прикрытие, поскольку, несмотря всю заботу Дуквитца о датских евреях, никакого сострадания к евреям за пределами датских границ он не питал - хотя был прекрасно осведомлен об их массовом уничтожении в оккупированных районах Восточной Европы. Дуквитц действовал заодно с Вернером Бестом - и их двойная игра действительно спасла немало жизней. Однако двигали им отнюдь не гуманистические побуждения, а желание спасти собственную шкуру.
Тайные переговоры Гиммлера
Вторая причина заключалась в том, что руководитель СС Генрих Гиммлер с 1943 года, когда военная удача начала от Германии отворачиваться, активно искал контакты с западными державами. Евреев он использовал в ряде переговоров, увенчавшихся частичным успехом - который он держал втайне от Гитлера.
Самым известным случаем стало так называемое дело Кастнера (Kasztner), когда евреев обменивали на грузовики для рейха, но главной целью Гиммлера было полноценное мирное соглашение. Для этого он намеревался использовать евреев: отправил Йоэля Бранда (Joel Brand), венгерского еврея, на переговоры об освобождении более миллиона евреев в обмен на мир. Однако союзники сделку отвергли, а Йоэль Бранд был арестован в Египте.
На фоне всех этих попыток заключить сепаратный мир датские евреи стали предметом торга и средством пропаганды. Поэтому Гиммлер, его сеть СС и Вернер Бест пытались сделать вид, что евреи находятся в прекрасном положении. В 1944 году в Терезиенштадте датских евреев продемонстрировали делегации Красного Креста, куда входили двое датчан.
Впоследствии они напишут о положении евреев в Терезиенштадте хвалебные отчеты - хотя евреев из других стран они там не видели и даже не вспоминали о них. Для дела Гиммлера это была значительная пропагандистская победа, и Бест сыграл в ней не последнюю роль. Из датских книг по истории следует, что эти лживые отчеты предназначались лишь для датской аудитории, однако недавние исследования доказывают: их передавали и американским лидерам, чтобы те поверили, что евреям хорошо живется в лагерях.
Позднее датских евреев сняли в пропагандистском фильме о "хороших" лагерных условиях - он также был частью стратегии Гиммлера. В конечном счете из переговоров Гиммлера ничего не вышло, но в то время их исход еще не был предрешен, и, как я себе это представляю, стремление нацистов заключить мир с западными державами было ключом к пониманию ситуации как в Дании, так и в Терезиенштадте. Странные и нелогичные действия нацистов в Дании объясняются приведенными выше факторами.
Операцию по вылову евреев фактически начал Бест, но он и Дуквитц также сделали все, чтобы она не увенчалась успехом. Они предупредили евреев и гарантировали, что нацисты не станут обыскивать еврейские дома, и что в проливе Эресунн не будет немецких судов - ничто не помешает бегству. Непоследовательность действий объясняется шатким положением Вернера Беста. С одной стороны, он обязан был откликнуться на призыв Гитлера к действию, с другой - хотел потрафить Гиммлеру в его желании использовать евреев, с третьей - мечтал спасти собственную шкуру и шкуры своих сообщников и продолжить политику коллаборационизма. Поэтому он начал операцию, чтобы удовлетворить Адольфа Гитлера, а затем сделал все, чтобы она не удалась.
В результате большинство датских евреев смогли бежать, Бест и его приспешники объявили Данию свободной от еврейства и ликвидировали проблему, которая могла бы помешать дальнейшему сотрудничеству. В то же время они заручились алиби на случай будущего трибунала, заодно обеспечив Гиммлеру хорошие карты на дальнейших переговорах с западными державами о сепаратном мире.
Нравственная высота
Таким образом, я не оспариваю оценки датских историков в том, что нацисты стремились сохранить сотрудничество с Данией ради экспорта и мира, который не требовал бы значительного присутствия войск. Все это явилось немаловажными факторами. Но необходимо рассматривать и события на международном уровне - а большинство датских историков этого избегает. Например, в книгах Бо Лидегора (Bo Lidegaard) представлена несколько наивная, хотя и общепризнанная точка зрения на датский коллаборационизм, восхваляющая его роль в спасении евреев. Если уж и рассматривать спасение евреев как некий нравственный противовес сотрудничеству с нацистами, следует принять во внимание и то, что датский коллаборационизм способствовал укреплению гитлеровского режима. И в конечном счете это привело к гибели людей за пределами Дании - поскольку война затянулась и стала более ожесточенной.
Мое мнение таково, что события в Терезиенштадте и бегство евреев следует рассматривать с учетом этих обстоятельств. Усилия датчан по спасению евреев от этого не становятся менее героическими и по-прежнему заслуживают уважения. По моему убеждению, многие датчане участвовали в операции спасения, не зная об отношении к ней нацистов, тем самым совершая подвиг, по-прежнему являющийся непревзойденной нравственной высотой нашей истории.
Бент Блюдников (Bent Blüdnikow), Berlingske, Дания
Комментариев нет:
Отправить комментарий