"...Рвалась и плакала сначала,
С супругом чуть не развелась;
Потом хозяйством занялась,
Привыкла и довольна стала.
Привычка свыше нам дана:
Замена счастию она"
С супругом чуть не развелась;
Потом хозяйством занялась,
Привыкла и довольна стала.
Привычка свыше нам дана:
Замена счастию она"
Гений науки, физик Гейзенберг пришел как-то к
неутешительным выводам и придумал свой «Принцип неопределенности». Согласно
этому «Принципу» не может человек предсказать, где в данный момент находится
элементарная частица, и какова ее скорость.
Проще говоря, слабый мозг человеческий
способен как-то осмыслить и организовать лишь внешнюю оболочку природы. В
глубины материи нам путь заказан.
Может быть человек счастлив при таком порядке
вещей, сознавая тщетность своих усилий и ограниченность мозга? Нет, конечно. И
я не шучу. От дискомфорта душевного, от тревоги, и страха перед бездной и
непредсказуемостью Вселенной - и патологическая агрессивность человека, и
беспокойство вечное, и гордыня – причина всех несчастий.
Другой знаменитый ученый, философ Карл Попер,
считал, что любую научную теорию, в конце концов, можно опровергнуть. Он вторил
Гейзенбергу: «Наука не есть системы определенных, вполне доказанный положений.
Не является она и системой, которая постоянно движется к состоянию
законченности (завершенности). Наука не есть знание. Она не может претендовать
на достижение истины. Ей недоступен даже суррогат истины… Мы не можем знать. Мы
можем только предполагать».
Нильс Бор – один из самых могучих и светлых
умов человечества писал о том же: «Не следует думать, что задача физики состоит
в том, чтобы установить, к а к у с т р о
е н а П р и р о д а. Физики озабочены
тем, что мы можем о ней сказать».
Совсем недавно ученые верили в непоколебимость
своих доктрин, а неугомонные «прорабы перестройки» жизни человеческой в
возможность социальной гармонии. Ныне сами ученые и разного рода революционеры
давно пришли к выводу о тщетности своих усилий.
Нет и быть не может в таком мире места для
покоя, гармонии и равновесия.
Дело в том, что и природа счастья
человеческого тоже страдает явной неопределенностью. Трудно предугадать, как
расположены элементарные частицы этого счастья, и с какой скоростью они
движутся.
Но здесь «Принцип» Гейзенберга все же не так
всесилен. Гений поэзии А.С. Пушкин написал некогда : « Привычка свыше нам дана. Замена счастию
она».
«Свыше» – это откуда? С неба, от Бога? И
почему «замена», и существует ли оно – это счастье? Возможно, и нет его вовсе,
как истины в конечной инстанции. Именно к этому положению и подталкивают нас
выводы ученых.
Но вот знаменитый кинорежиссер Отар Иоселиани
с Александром Пушкиным не согласен. В
одном из последних интервью он отнесся к привычкам человеческим даже с
некоторой брезгливостью: «Привычка – это жуткая вещь. Она сродни лени, сродни
любого рода пассивности. Когда Эдисон – самый большой разбойник на этом свете –
изобрел электролампу, граммофон и телеграф было нарушено привычное состояние
человека».
Высказывание кинорежиссера только подтверждает
неопределенность путей человеческих к счастью. Ну, нарушил Эдисон покой, но во
имя новых привычек. Процесс этот бесконечен и подобное только доказывает
хрупкость человеческого счастья, достижимого посредством этой очередной «замены
счастия».
Гений религиозной науки ребе Менахем-Мендл
Шнеерсон писал: « Мудрость и воля Б-га абсолютны и определенны. Они учат, как
человек должен поступать, чтобы добиться максимальной пользы для себя и для
общества. В отличие от науки Б-жья мудрость есть абсолютная истина. Она не
ограничена ни причиной, ни следствием и, бесспорно, нейтральна».
Есть множество привычек и возможность
традиции. Один человек несчастен, если по выходным дням его лишат возможности сидеть на берегу реки с
удочкой, другой видит смысл жизни лишь в филателии, третий привык по утрам пить
простоквашу, четвертый выкуривать сигару после обеда…. Есть вредные привычки. И
человек способен чувствовать себя несчастным, если лишить его наркотиков,
спиртного, права на убийство, насилие или воровство….
Ненадежная штука – привычки человека. Мало
того, хрупкая основа для счастья. Мир привычек – языческий мир, мир идолов.
«Замена счастию» - опасная замена. Может быть, и даны привычки «свыше», но в
утешение, чтобы как-то спасти человека в отчаянии, в неспособности жить в
трудах тяжких и в сознании неизбежной смерти. Да и «Принцип неопределенности»,
как уже говорилось, не способствует росту оптимизма.
Счастливая картина: восемнадцатый век,
Восточная Пруссия, город Кенигсберг. Ровно в семь часов вечера жители этого города
видят на улице философа Канта. Кант совершает прогулку и размышляет. Он
счастлив, что именно в семь часов, вот уже долгие годы, прогуливается по улице
родного города. И жители города Кенигсберга счастливы тем, что каждый вечер,
ровно в семь часов, видят на улице своего города знаменитого философа Канта.
Никто не знает, о чем думает этот философ, но
горожане счастливы тем, что он двигается и размышляет. Город Кенигсберг счастлив.
Но вот умирает философ Кант – и приходит
несчастье на улицы этого населенного пункта. Жители растеряны, ушел мозг
города, смысл его существования, ушла гармония бытия.
Привычка не смогла стать традицией. Да и не
могла ей стать. Негде взять другого Канта. Значит, она и на самом деле всего
лишь временная «замена счастия».
Возможность обретения счастья – в традиции. В
чем-то общем, что накрепко связывает человека с другими людьми….Связывает во
времени и пространстве, связывает и с небом. Это традиции, судя по всему, даны
нам свыше. И чем старше традиция, тем надежнее гарантии счастья.
Только традиции, освещенные тысячелетиями,
только они устойчивы и хранят секреты покоя и равновесия души человеческой.
В привычках гордыни смеяться над традициями.
Но смех этот, в итоге, заканчивается новой попыткой создать традицию из той же
гордыни и лжи о себе самом, о будущем мира. Лихорадочные попытки зацепиться за
суррогат традиции - обречены, но за ними несчастье многих людей, привыкших
верить в святость искусственной, фальшивой традиции.
Знаю в Израиле старика, который справляет в одиночку
все советские праздники: 7 ноября, 1 мая, 23 февраля…. Не торопитесь осуждать
этого человека. Он давно не верит в приход мессии - коммунизма и никогда не был
членом КПСС. Он так привык. Ему одиноко
и холодно без этих надуманных, пустых традиций.
Якобинцы ломали календарь, старались привить
французам новые, революционные традиции. Что осталось от этих традиций: всего
лишь день, когда буйная чернь зачем-то снесла тюремный замок по имени Бастилия,
а действо, в свою очередь, привело к сооружению гильотины и долгой полосе
террора и кровопролитных войн.
Но ничего не поделаешь: молодым народам нужны
свои, искусственные традиции. Именно свои. Без традиций этих и национальное
достоинство немыслимо. Какова его цена, достоинства этого, построенного на мифе
о самих себе, трудно сказать. Суррогат
традиции не способен стать традицией
подлинной, основой существования народа.
Евреи – счастливый народ. Счастливый, несмотря
ни на что. Евреи – народ Книги и традиций. Древних, испытанных временем
традиций. Народ не привычки, способной стать заменой счастья, а счастливый
народ подлинных традиций и ценностей.
Возможно, здесь и кроется причина юдофобии.
Это нормально, это можно понять: несчастные народы люто завидуют народу
счастливому, и стремятся отравить его жизнь, или уничтожить этот народ.
Счастье – сродни жизнелюбию. Откуда жизнелюбие
в еврее, после тысячелетий издевательств, гонений, насильственных смертей?
Вполне возможно, от сознания своей правоты, правоты веры и традиций. От
сознания защиты свыше от хаоса и дисгармонии природы. И не
только природы, но и зла в природе человеческой.
Людям привычки или суррогату традиций смотреть
на такое и обидно, и больно. Отсюда, вполне возможно, и еврейское презрение, ненависть к самим себя. Отсюда и глупые страхи самих евреев, что
еврейская традиция способна заменить собой привычки, любезные нашему сердцу.
Ограничить свободу либеральных исканий.
-
Нет, не может
быть, чтобы только эти люди в кипах, в черном, в потешных пейсах, с цицис по
бокам – были счастливы! Я тоже имею право на счастье без веры и традиций! – вот
истинная подоплека всех разговоров о «религиозном засилье».
Такой человек
уверен, что завтрак, обед и ужин спокойно могут заменить традиционный уклад с
молитвой три раза в день. В борьбе за трехразовое питание без молитвы они готовы на все. Этот принцип кажется им
залогом свободы воли.
Читаю в
криминальных новостях одной из последних сообщений: «Малолетние подростки из
СНГ подозреваются в осквернении двух Синагог г. Димоны… В Синагогах сильно
повреждены свитки Торы, украдена часть святых вещей и касс. После одного из
взломов на центральном столе синагоги были оставлены экскременты. В нескольких
местах после взлома были нарисованы свастики».
Что здесь? Не
только услышанная, громогласная фраза о «борьбе с религиозным засильем в
Израиле». Вот они и начали бороться, тем более, что галут
веками уводил нас в сторону от самих себя. Галут делал это насильно, с
отчаянной ожесточенностью, потому что смертельно боялся силы наших традиций, не
хотел смотреть на счастье чужого народа. Традиции эти бросали вызов идолам, подвергали сомнению право язычника на
замену счастья с помощью привычек. Да что там на счастье, на долгий век.
Я не умею молиться три раза в день, но я верю,
что за меня это делает кто-то другой, потому что никогда не испытывал недобрых чувств к этому,
другому человеку веры.
Так было в России, ничего не меняется и в
Израиле. Принадлежу, к несчастью, к тем людям, кто способен на поиски счастья с
помощью одних лишь привычек. Люблю читать и размышлять о прочитанном, люблю
пачкать белую бумагу черными значками букв, люблю… . Впрочем, не так уж это
важно, какими путями удается личности человеческой бежать от тоски и страсти к
суициду. Мне никогда не подняться на высоту традиций, к подлинному освобождению
души. Поздно, ничего не изменишь.
Но я не верю тем, глубоко несчастным, на мой
взгляд, людям, кто свое пристрастие к пустым привычкам и ненависть к традициям
своего народа старается выдать за истину в конечной инстанции, за единственный
путь в поисках гармонии, справедливости и покоя. Не верю я этим знатокам. Не
верю людям «суррогатного счастья». Опыт
истории дает мне полное право на это неверие.
Комментариев нет:
Отправить комментарий