Комедия Венецианский Купец была написан Шекспиром не о Венеции, а о Лондоне, в банковской сфере которого в его время доминировали евреи
Ю.Б.Магаршак
Декабрь 2024
Опубликовано 2024-12-28 18:00 , обновлено 2024-12-28 18:44
О роли евреев в возникновении капитализма в Европе до появления протестантизма написано исключительно мало. Отчасти из за того, что чтобы продолжать бизнес, еврейские финансовые династии приняли христианство, с изменением еврейских имен и фамилий на характерные для стран проживания. В Италии таких как бы отрекшихся от иудаизма после альгамбрского эдикта Фердинанда и Изабеллы евреев называли марранами (свиньями) а в Италии крипто-христианами. Тем не менее, новые христиане (среди которых такие выдающиеся деятели мирового масштаба, как Христофор Колумб и генерал Франко, а также по-видимому Сервантес и множество других деятелей испанской культуры и политики) не порывали с иудаизмом.
Уже с начала второго тысячелетия, после создания Монголами Великого Шелкового Пути, еврейские купцы-рахдониты (также называвшиеся раданиты),играли ключевую посредническую роль в мировой торговле от Китая и Индии до Константинополя и Генуи. В Италии (как справедливо отметил А.В.Пачкалов в статье “Еврейские банкиры в Италии в эпоху Возрождения” деятельность банкиров-евреев всячески поощряли государства и отдельные города Италии, заинтересованные в обеспечении кредитов малосостоятельным классам населения (например,Реджо-нель-Эмилия, Падуя) .Еврейские банки Абарбанели, Норсы, Пизы, Монтефиоре, Морпурго, дель Банко,Риети,Вольтера, Перуджа, Террачина, Монтальчино, Четона, Тосканелла, Тиволи и др с XIV века (треченто, кватроченто, квинченто) тесно сотрудничали не только с правителями, но также и с папами. В том числе с так называемыми ренессансными папами, связь которых с банком Медичи широко известна, а с еврейскими банками практически засекречена по понятной причине: иметь дело Его Святейшествам с еврейскими деньгами официально считалось религиозно недопустимым – но взаимодействия еврейских капиталов с Ватиканом были (взирая в масштабах столетий) громадными и почти постоянными (с перерывами на антисемитствовавших пап). Поскольку ростовщичество осуждалось как христианскими церквями (и католической, и православной), так и мусульманской религией, а давать деньги в долг для поддержания экономики было необходимо, евреи в банковской и ростовщической сферах после окончания веков мрака всюду стали играть заметную роль. Заранее готовясь к изгнаниями и погромам таким образом, что капиталы деловых еврейских кругов распределялись по нескольким странам Европы. Так что будучи изгнанными (как например из Англии при Эдварде I в 1290 году, в 1320 году из Милана, из Неаполитанского Королевства (находившегося под испанским владычеством) в 1510 году, из Флоренции в 1495 году а из Генуи в 1550ом. При этом изгонялись только евреи, которые не приняли христианства. Ничего подобного пятой графе в советском паспорте в средневековой и возрожденческой Европе не было, если еврей становился христианином и искренне его исповедовал по крайней мере на публике, преследования прекращались. Таким образом, многие еврейские банки, хозяева которых после крещения взяли вместо еврейских имен имена святых, продолжали более или менее нормально работать. Банкиры же, которые сохраняли иудейскую веру открыто, перемещались из одной европейской страны в другую – в зависимости от того, какие страны в этот момент относились к иудазиму лояльно. Таким образом, как это ни парадоксально звучит, антисемитизм обеспечивал общеевропейскую динамику еврейского капитала. Способствуя развитию капитализма в масштабах всего континента.
Возникал парадокс: религия избранного народа оставалась локальной. Пропагандировать иудаизм с целью привлечения к религии не евреев, всегда запрещалось категорически. Однако иудаизм как таковой, несмотря на погромы, изгнания и притеснения, становился глобальной силой повсюду или почти повсюду. В частности, влияние еврейских банков и капиталов на развитие капитализма по всей Европе, обычно замалчиваемое, бесспорно и требует изучения.
Несмотря на периодически возникавшие гонения, сегодня еврейские семьи в Италии являются единственными или почти единственными, которые могут проследить свое генеалогическое древо со времен Римской Империи. Так (как отметил уже упоминавшийся А.В.Пачкалов, “Сефардский клан Ибн Эзра возводил свою родословную к высшим слоям Иерусалимского общества, изгнанным после разрушения Первого Храма в VI в.до н.э. Существует предположение, что клан Ибн Эзра был также связан с финикийцами,переправившимися из-за войны с Вавилоном в южную Испанию. Возможно,представители клана занималисьторговой деятельностью,находясьна государственной службе в Карфагене.”
К XIV веку Италия стала основной страной,принимавшей евреев, изгнанных из Франции и германских государств, где они традиционно занимались ростовщичеством. Так в Италии появились семьи Луццато (Лаузиц), Оттоленги (Эттлинген), Морпурго (Марбург), Провенцалли,Тедеско и др. С конца XV в., после изгнания евреев с Пиренейского полуострова (в 1492 г.—из Испании, в 1497 г.—из Португалии), многие еврейские семьи переселились в Италию оттуда. В XV в. это были семьи сефардов Абарбанель (Абрабанель),Камондо, Мокатта, Монтефиоре и др. Переселившись из Испании в Италию, они продолжали заниматься финансовой деятельностью. Ростовщическая деятельность евреев поощрялась аристократией и римскими папами. Деятельность банкиров-евреев всячески поощряли государства и отдельные города Италии, заинтересованные в обеспечении кредитов малосостоятельным классам населения (например,Реджо-нель-Эмилия, Падуя).Приглашая еврейских финансистов открывать конторы на их территориях, они в особых договорах (кондоттах) гарантировали им как удовлетворительную прибыль, так и возмещение убытков в случае нападения на них «черни».
В 1570–1571 гг. во время длительной экономической депрессии в Италии, евреям было запрещено заниматься ссудными операциями в Сиене и Пизе. Во второй половине XVI века евреям было запрещено заниматься банкирскими операциями в Тоскане [4]. Еврейские капиталы стали перемещаться в другие страны Европы. В XVI в.дель Банко переселились из Венеции в Болонью, а из Болоньи —в Германию. Семьи Мокатта и Монтефиоре с XVII–XVIII вв. связаны в основном с Англией.
В эпоху Ренессанса еврейские деловые круги Италии поддерживали искусства так же, как это делали Медичи – в меру возможностей имеющихся у них средств. В полной мере это касается как сохранивших иудейскую веру ростовщиков и банкиров, так и криптохристиан, принадлежность которых по причине смешанных браков к итальянской или иудейской традиции весьма условна.
Сказанное делает естественным выдвижение гипотезы о большой роли евреев в появлении и становлении капитализма в Европе.
Англия не была исключением. Как известно, Англия при Генрихе Восьмом (которому папа римский Климент VII – в миру Джулио Медичи – не позволил жениться на Анне Болейн) во имя второго брака вывел Англию из католической веры, объявив страну Империей а себя главой Англиканской Церкви. Во многом напоминавшей протестантизм с той основной разницей, что у протестантов не было единого главы церкви, а в Англии им стал Король. Отношение к иудеям в Англии при этом было терпимым. А в правление дочери Генриха от второго брака с Анной Болейн Елизаветы в Англию потянулись еврейские купцы, еврейские банки и еврейские капиталы. Не только напрямую перемещенные из Испании и Португалии после изгнания 1492 года, но также в течение нескольких десятилетий функционировавшие в Италии, Священной Римской Империи и других европейских странах. И перемещавшиеся на остров при усилении притеснений на континенте.
Остановим на этом краткий обзор проблемы влияния еврейского капитала на развитие капитализма в Европе. Различные аспекты которой обсуждаются в приводимой литературе. И обратимся к Шекспиру.
Венецианский Купец (жанр которой назван автором комедией, но по сути является драмой: еврей Шейлок в ней изображен злодеем почище, чем Ричард III, назвать такой адский образ комедийным уместно во времена глобального антисемитизма, при Гитлере или Богдане Хмельницком, но не после победы над нацизмом, которой мир наслаждается вот уже 80 лет) – пьеса, написанная Шекспиром в 1596 году. За пять лет до Гамлета. В котором параллелей между Данией 7-8 века, к которому относится действие реально живших персонажей пьесы, и Англией современной Шекспиру так много, что высказанное автором данной заметки предположение, что Гамлет – историческая хроника того, что происходило в Англии и продолжало происходить после постановки трагедии в театре Глобус, то есть соединение истории с пророчеством, сделанное Гением, представляется правильным (подробно об этом – в книгах Юрия Магаршака РАССЛЕДОВАНИЕ ШЕРЛОКОМ ХОЛМСОМ ТРАГЕДИИ ВИЛЬЯМА ШЕКСПИРА ГАМЛЕТ и ФОРТИНБРАСЫ И ГАМЛЕТЫ, которые можно приобрести в интернете).
Никаких доказательство того, что Вильям Шекспир путешествовал за пределы Англии, нет. При этом в его пьесах так много деталей о Итальянской жизни, что представить, что их мог с такой точностью описать человек, никогда не побывавший в Италии, нелегко. По этой и ряду других причин, споры о том, являлся ли автором величайших пьес в истории человечества скромный актер театра Глобус, не утихают. Однако для гипотезы, выдвигаемой в настоящей заметке, проблема, кто именно был автором Венецианского Купца, ничего не меняет.
Обратим внимание читателей на редко обсуждаемый факт: наличие в Елизаветинской Англии мощного еврейского капитала, как банковского, так и ростовщического. Сыгравшего – так же, как в Возрожденческой Италии – в превращении Англии в мировую державу немалую роль. А также в Золотом Веке английского ренессанса, апогеем которого в литературе, музыке, литературе, поэзии считается эпоха королевы-девственницы, женатой на Англии (как она образно говорила, объясняя свое нежелание выйти замуж, оставляя Остров без наследников с опасностью часто возникающей в таких случаях гражданской войны).
Изгнанные сначала из Испании, а затем из Италии и Германии образованные евреи, ростовщики и банкиры, а также хозяева значительных капиталов, которые они инвестировали в английские предприятия, также давая ссуды мелким торговцам (что помогло рождению среднего класса – как стали этот слой населения называть в последующие века) как и повсюду в Европе, приобретали немалый вес. Растущая роль евреев в Англии не могла не раздражать как простой люд, так и власть имущих. Для того, чтобы выставить евреев негодяями и преступниками, каких не видывал свет, театр подходил, как ничто иное в то время.
Вспомним, что христианством театры были запрещены сразу после превращения веры в Иисуса в государственную религию. И они оставались под запретом вплоть до эпохи Тюдоров.
Заметим кстати, что появление театров с драматургией появилось в Европе вскоре после возникновение протестантизма. Совпадение это или же какая-то закономерность просматривается не знаю, просто констатирую факт.
Первый театр в Лондоне (который так прямо Театр и назывался) был построен при Елизавете в 1576 году Джеймсом Бёрбеджем. Тем более поразительно, как быстро – уже в первом поколении театральных деятелей – появились очень крупные драматурги. Первой пьесой нового времени была написанная в 30ых годах XVI века протестантом Бейлем против католицизма. Сюжет – борьба короля Англии времен Безземельного против римского папы. С напрашивающейся параллелью борьбы Генриха Тюдора против Ватикана. Первые пьесы, которые могут быть названы великолепными, появляются полвека спустя, начиная с 1586 года. В Англии возникает действительно превосходная драматургия сразу нескольких драматургов: Томаса Кида (который, кстати, создал и первую версию не дошедшей до нас пьесы о Гамлете), Кристофера Марло и Дена Джонсона. F уже через несколько лет начинают появляться шедевры величайшего гения драматургии всех времен – Вильяма Шекспира. Театр Глобус, в 1599 году построенный Слугами Лорда-Камергера (компанией, в которую входил и Шекспир) вмещал около 3000 человек – в полтора раза больше чем в Большом Театре в Москве сегодня. При этом самый дешевый билет стоил один пенни – то есть посещать представления могли даже нищие, бродяги и бедняки. При том, что населения Лондона при Елизавете было порядка ста тысяч (по тем временам один из крупнейших городов Европы) – даже если бы труппа давала представления только три раза в месяц, Глобус могли посетить хотя бы по одному разу все жители Лондона. В действительности, спектакли игрались значительно чаще. Поэтому театр в Лондоне практически сразу мог рассматриваться не только как художественная, но также и как политическая трибуна.
Такая пропагандистская роль театра (в XX веке сопоставимая с влиянием Нью-Йорк Таймс и телевидения, а в XXI веке с фейсбуком) не могла не привлечь внимание тайной полиции, которой при Елизавете руководили отец и сын Сесилы – сначала Уильям Сесил, глава правительства и государственный секретарь, а после его смерти его сын Роберт Сесил, первый граф Солсбери. Контакты всесильного Роберта Сесила с Шекспиром не могли не быть конфиденциальными и интенсивными одновременно. Гипотеза, выдвинутая автором этой заметки, что именно от Сесила Шекспир получал сведения о том, что произойдет в Англии в будущем (в частности, что власть перейдет к сыну Марии Стюарт, казненной Елизаветой королевы Шотландии, параллель с восхождением на датский престол Фортинбраса, сына убитого королем Гамлетом короля Норвегии, очевидна), сформулированная в его книгах названия которых даны выше, представляется интригующей.
В этом контексте, рассмотрение происходившего в как бы комедии о нравах в далекой Венеции как аллегория происходящего в Лондоне в те самые дни, в которые пьеса была написана, напрашивалось и продолжает напрашиваться. Елизаветинский Лондон был восприимчив к зловещей выдумке о использовании евреями крови христианских младенцев при приготовлении пасхальной мацы, и другим выдумкам, приводившим к изгнаниям и погромам ранее не только в Англии, но также и в других странах. Афористичное заявление Черчилля, дескать евреи не являются антисемитами потому что не считают себя глупее их, по части отсутствия антисемитизма не всегда выполнялось – в том числе и во время правления самого Черчилля. В том, что зрители Глобуса потешались над ростовщиком Шейлоком (который в шекспировской пьесе дает беспроцентную ссуду герою-любовнику пьесы при условии, что в случае невозврата долга в оговоренный срок он может вырезать фунт мяса из любой части тела красавца) легко могло привести к реальным погромам над реальными еврейскими ростовщиками в Лондоне после спектакля, можно не сомневаться. Вопрос только в одном: рассказывал ли Шекспир придуманную им историю о происходившем в Венеции без всякого намека на происходящее в Лондоне – или же Великий Драматург имел в виду именно Лондон, а Венецианское место действия выбрано как аллегория, чтобы не компрометировать Королеву, в юдофобстве большем, чем правители Испании, Италии и Германии, не замеченной. А если и имеющего таковое – ну как же без этого – то сравнительно минимально.
Предположение, что пьеса с юдофобским сюжетом могла быть заказана Величайшему Драматургу, именно для того, чтобы пробудить в Королеве антисемитские чувства, достаточные для изгнания еврейских банкиров с конфискацией их капиталов и собственности (прецедентов которого и в Англии столетиями ранее, и на континенте во все века, было более чем достаточно) представляется интригующим. С значительной вероятностью похожей на то, что было на самом деле
REFERENCES
1. Veronese A. Una famiglia di banchieri ebrei tra XIV et XVI secolo: i da Volterra: reti di credito nell’Italia del rinascimento. Pisa; 1998.
2. Poliakov L. Jewish bankers and the Holy See: from the thirteenth to the seventeenth century. London; 1977.
3. Sombart W. The Jews and Modern Capitalism.Batoche Books.Kitchener; 2001.
4. Bedarida G. Ebrei d’Italia. Livorno; 1950.
5. Castelli E.I banchi feneratizi ebraici nel Mantovano (1386–1808). Mantova; 1959.
6. Norsa P. Una famiglia di banchieri: la famiglia Norsa (1350–1950). Napoli; 1953.
7. Chernow R. The Warburgs.A Family Saga. London; 1998.
8. Rottenberg D. Finding Our Fathers:AGuidebook to Jewish Genealogy.Baltimore, Genealogical Publishing Company; 1995. 9. Mоrpurgo E. La famiglia Morpurgo di Gradisca sull’Isonzo. Padua; 1909.
10. Sombart W. The Jews and Modern Capitalism.Batoche Books.Kitchener; 2001.
11. Rottenberg D. Finding Our Fathers:AGuidebook to Jewish Genealogy.Baltimore, Genealogical Publishing Company; 1995.
Комментариев нет:
Отправить комментарий