Александр МЕЛАМЕД | Черногорская радуга-6
Еврейская тема – особая черногоринка. В интернет-источниках сказано, что с начала 2012 года иудаизм является четвертой официальной религией в стране. Существует и развивается еврейская община, насчитывающая около пятисот членов. Правда, прибыть в синагоги – их две, одна в Подгорице, другая в Будве – не всегда удается вовремя: путь к ним порой неблизкий. Едут из Никшича, города высоко в горах, из Ульчиня на черногорско-албанской границе, из Цетине, что у подножия горного массива Ловчен… К тому же евреи тут особенные. Нередко это женщины-еврейки, которые вышли замуж за местных жителей-христиан. Дети от совместных браков тотального интереса к иудаизму, как, впрочем, к богослужению в христианском формате, не испытывают.
Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram.
А теперь относительно четвертой официальной религии в Черногории. Это совсем не так, поскольку иудаизм ни в одной стране мира не является официальной религией. Правильней называть ее традиционной. Или религией с особым статусом, как в Израиле, где действуют еврейские религиозные законы (к примеру, галахическое право), а Шабат и еврейские праздники отмечаются как государственные. У тому же официальная религия должна быть продекларирована соответствующим документом. К примеру, Конституцией страны, а, как известно, в Израиле таковой нет.
Я не случайно упомянул дуэт – «Черногория – Израиль».
После войны евреи в высших политических кругах Югославии активно поддерживали социалистическое развитие страны. Но это был социализм, как бы сказали, используя лексику времени советской перестройки, с человеческим лицом. Белград проводил самостоятельную политику без оглядки на мнение «старшего брата».
Сейчас поток российских туристов снизился, но не столь существенно. Они по-прежнему составляют значительную часть отдыхающих, предпочитающих провести отпуск в Черногории. Напомню: в 2023 году из разных стран мира прибыло 2,6 миллиона человек, на 16 процентов больше, чем в 2022 году. И никто не остался разочарованным. Что неудивительно: Черногория предлагает почти 300-километровую (!) полосу Адриатического побережья, Балканскую Ривьеру.
«Да мы, считай, уже свои в ЕС», нередко говорят черногорцы, намекая на то, что их страна – одна из немногих, которая использует евро в качестве официального платежного средства, не являясь при этом членом еврозоны. Так что курс неизменный, прежний – на Брюссель. На это указывает флаг ЕС рядом с флагами Черногории и Подгорицы у здания городской мэрии.
Но вернемся в 50-е годы прошлого столетия. Черногорцы имели возможность выезжать за границу, зарабатывать там деньги, а потом возвращаться и открывать свои частные мелкие предприятия – магазины, гостиницы, рестораны, бензоколонки. Поездки за границу, западная валюта, свои предприятия – все это было для граждан страны победивших Советов несбыточной мечтой. Экономика Черногории, как и Югославии в целом, носила многоукладный характер, в ней сохранялся частный сектор.
Еврейские политики, сосредоточенные, в основном, в Белграде, активно поддерживали независимый от Советов курс, считая, что роль страны-сателлита, где права личности преследовались по закону, стране не подходит. Большинство из них придерживались идеи мультикультурного и мультиконфессионального общества, что было основой политики маршала Иосипа Броза Тито, который и сам был, говоря совковым языком, метисом – сыном хорвата и словенки. Но хорватом больше, уточняют историки, указывая на два обстоятельства. Иосип – хорватская версия библейского имени Иосиф (Joseph). Броз – достаточно редкая фамилия на северо-западе Хорватии, откуда он родом. Возможно, поэтому он любил, когда его называли Брозом, а не партийным псевдонимом Тито.
Еврейская община страны и во времена правления Броза была малочисленной, однако не менее пострадавшей от Холокоста, чем в других странах Европы. Однако при нем еврейские политики, в основном, товарищи по оружию, сыграли заметную роль. С тем же рвением, с каким воевали с оккупантами, они, пережившие тяготы и ужасы войны, включились в государственную деятельность.
Причем, на самом высоком уровне. Симха Каин был югославским дипломатом и представителем Югославии в Организации Объединенных Наций. Каин поддерживал идеи нейтралитета и неприсоединения, которые стали важными аспектами внешней политики Югославии. Оскар Данон, участник Движения Сопротивления, бывший офицер Народно-освободительной армии Югославии, а заодно видный музыкант и дирижер, представлял страну на международных культурных форумах. Художник и журналист Моше Пьяде стал одним из авторов Конституции Югославии, помогая не только возрождать еврейскую общину, но и активно защищая права всех национальных меньшинств в стране, каковых было не менее десяти процентов населения – от боснийцев до цыган.
Броз высоко ценил евреев, помогавших ему вести страну курсом, отличным от того, который навязывала ему Москва – столица традиционно антисемитской державы. Он помнил о вкладе ближневосточных евреев, помогавших югославам высококвалифицированными специалистами, не говоря уже о том, что тысячи югославских евреев воевали в составе партизанской армии. Они внесли значительный вклад в борьбу против нацистов и усташей. После Второй мировой войны пришел черед Броза помочь Израилю. Во второй половине 1940-х он поддерживал борьбу евреев против британского управления, за независимость, благожелательно относился к созданию Израиля.
Бесперебойную работу по переправке оружия по маршруту Чехия – Израиль обеспечила Черногория. Белград, формально придерживавшийся политики нейтралитета, закрывал глаза на такие рейсы. Броз знал, что Чехия была едва ли не единственной коммунистической страной, которая поддерживала молодое еврейское государство, и тоже считал делом чести и в знак солидарности помогать ему в вопросе безопасности.
Об этом напоминает памятник израильскому самолету в Черногории. В сентябре 1948 года транспортный Douglas C-47 Dakota израильских ВВС участвовал в секретной миссии по перевозке вооружения. Рейс завершился трагедией. Самолет попал в сильный шторм и разбился неподалеку от города Никшич. В результате катастрофы погибли четыре человека. Douglas C-47 Dakota разбился в труднодоступной горной местности, и тела погибших были захоронены местными жителями.
Чтобы увековечить память о трагедии и подчеркнуть актуальную важность дружеских связей между странами, в 2007 году, в честь 60-летия образования Государства Израиль, власти Черногории и Израиля решили установить памятник на месте крушения самолета – на холме, где произошла катастрофа. Местные жители и израильские туристы регулярно посещают мемориал, что подтверждает приверженность исторической памяти и сотрудничеству между странами.
«Сегодня у евреев в Черногории все хорошо, – говорят обычно иудеи Черногории. – Нет, антисемитизм иногда проявляет себя. Но он – не наш, импортируется из Сербии или Боснии. Мы евреи, поскольку иудейки – наши матери. Но наши отцы нередко – черногорцы. Вот почему мы тоже считаем себя черногорцами. Здесь нет противоречия. В патриархальном обществе, а Черногория именно такая, отцы имеют больший вес в обществе, а это значит – мы надежно защищены». Еврейство Черногории относительно недавно, впервые за много десятилетий, в 2012 году отпраздновало Рош Ха-Шана. На столе были мясо, вино и другие ритуальные блюда, привезенные аж из Будапешта.
А есть ли мечты у черногорских иудеев? Есть, оказывается. Нет, это вовсе не столпотворение у входа в синагогу в Шабат. Таковое пока не предвидится. Дело в другом. Черногорская компания 13 jul Plantaže (вина Vranac и Krstać), отметившая в 2023 году свое 60-летие, владеет одним из самых просторных виноградников в Европе – его площадь 2310 гектаров (11 тысяч лоз). Поэтому еврейская мечта – наслаждаться кошерным вином из винограда своего Отечества.
Фото из семейного архива.
После окончания факультета журналистика ТашГУ работал в ряде республиканских газет, журналов, редакций Узбекского радио.
Комментариев нет:
Отправить комментарий