Вера на стороне
15.09.2017
Эта история, воспринимаемая многими как анекдот или легенда, произошла в конце 1960-х годов, запомнившихся миру как эра студенческих протестов, психоделических наркотиков и поклонения «Битлз». Одна американская 70-летняя еврейка отправилась на север Индии, чтобы встретиться там с известным гуру. Оказавшись на месте, она увидела толпы людей, желающих увидеть Святого. Американка пробилась к началу очереди и сообщила, что ей срочно необходима встреча с гуру. Войдя в шатер учителя, она взглянула на него и устало сказала: «Аллон, послушай меня, свою маму. Хватит, поедем домой».
В то время евреи массово проявляли интерес ко многим культурам и религиям – кроме своей собственной. В иудаизме всегда были свои мистики и мыслители, поэты и философы, праведники и пророки. Но в те годы казалось, что стремление евреев к духовному просвещению прямо пропорционально отдаленности той или иной идеи от иудаизма. Что неудивительно – человек всегда предпочитает дальнее ближнему. Этот странный феномен лучше всего сформулировал американский комик Граучо Маркс: «Я не хочу быть членом клуба, в который принимают людей вроде меня».
Раньше я думал, что эта тенденция характерна только для современного мира, но теперь обнаружил, что существовала она и в дни Моисея, когда блуждавшие сорок лет по пустыне евреи готовились наконец ступить на Святую землю. Уходя из этого мира, Моисей сказал евреям: «Заповеди, которые я передаю вам сегодня, не выше вашего разумения и не далеки. Они не на небе. Они не за морем. Эти повеления очень близки вам – они в ваших устах и в вашем сердце».
Я думаю, Моисей просто предвидел те времена, когда евреи будут искать вдохновения где угодно, но только не в своей жизни. Так, в общем-то, и случилось – и в период Первого Храма, и Второго. Евреев искушали чуждые им идеологии – и вавилонская, и эллинистическая. Евреи вообще влюблялись в тех, кто их не любит. И несмотря на то, что народы тех стран, где жили евреи в изгнании, зачастую были враждебны к ним, евреи предпочитали растворяться в чужой культуре, которая их отвергала, вместо того чтобы прильнуть к своим корням.
В итоге евреи внесли огромный вклад в развитие чужих культур – за счет своей собственной. Так, часть восьмой симфонии Малера была включена в католические мессы, сын кантора Ирвинг Берлин стал автором хита американской эстрады 1940-х годов I’m dreaming of a white Christmas. Феликс Мендельсон, внук одного просвещенного философа Мозеса Мендельсона, сочинял церковные гимны и возродил интерес публики к духовной оратории Баха «Страсти по Матфею» – произведению, предназначенному для исполнения в ходе лютеранского богослужения. Симона Вейль стала одним из самых значимых христианских философов ХХ века. Но кончалось это всё равно зачастую печально: католическая святая Эдит Штейн погибла в Освенциме – потому что для нацистов она все равно была еврейкой.
Сегодня ситуация изменилась – как в Израиле, так и в остальных странах, где проживают евреи. Появилось много новой еврейской музыки, возрождается еврейский мистицизм, мы часто слышим о еврейских писателях и мыслителях. Но мы все еще не поднялись на должный уровень, поскольку самая суть духовности происходит из корней – культуры, традиции и чувств. В их основе – синтаксис и семантика родного языка души, ибо они – «в ваших устах и в вашем сердце».
Красота еврейского духа заключена как раз в идее, что Творец пребывает везде и всюду. В поэзии и учении, в радости и печали, в звуках шофара и движениях души. Он – в самом воздухе Святой земли и в белых камнях Иерусалима, где так причудливо переплетаются разные эпохи. И для того чтобы найти божественное присутствие, не нужно подниматься в небо или устремляться за небо.
В чем же тогда причина того, что иудаизм не справился с вызовом?
Я раввин. Двадцать два года я был главным раввином Великобритании. И считаю, что это именно мы, раввины, не сделали всего, чтобы помочь евреям открыть свои двери, сердца и мысли. Мы просто испугались – интеллектуальных испытаний новой светской культуры, общественного резонанса, да и всего мира. Эмоционального напряжения, возникающего каждый раз, когда разгорается критика евреев, иудаизма или Государства Израиль. Мы спрятались за стеной, полагая, что нас она спасет. Высокие стены рождают не уверенность, а страх. Уверенность дает только смелость принять вызов и вдохновить своим примером остальных.
Всевышний рядом – именно к этому выводу я прихожу, посвятив долгие годы вере отцов. Евреям не нужны были соборы и монастыри, богословские теории и метафизические образы – потому что Творец всесилен и вездесущ. Предвечный помнит о каждом из нас и идет навстречу тем, кто ищет Его.
Лорд Джонатан Сакс
Комментариев нет:
Отправить комментарий