Лаг ба-Омер — Скрытый свет Торы
Приблизительно в середине периода счета Омера в Израиле и еврейских общинах диаспоры можно наблюдать одну и ту же картину: дети и подростки увлеченно ищут и сносят на пустыри мусор, ветки и прочие предметы, способные хорошо гореть. Все это «топливо» собирается с единственной целью – запылать ярким костром в день Лаг ба-Омер – 33-й день отсчета Омера. Это день смерти великого таны (мудреца Мишны) раби Шимона бай Йохая. Почему день смерти величайшего мудреца Торы имеет ярко выраженную праздничную окраску? Кем был раби Шимон бар Йохай, и почему вокруг костров, с таким энтузиазмом организуемых детьми и подростками, собираются не только их родители, но и величайшие мудрецы Торы поколения?
Ученики раби Акивы
Первые 32 дня счета Омера являются для еврейского народа периодом с траурным оттенком. Мы не слушаем музыку, не стрижемся, не организуем свадеб. Что послужило причиной того, что эти дни являются таковыми? Великий и возвышенный раби Акива имел огромное влияние на свое поколение. Огромное количество учеников – 24 тысячи – яркое тому подтверждение. Но тем не менее, эти ученики величайшего наставника народа Израиля погибли. Они не проявляли должного уважения друг к другу. В результате Свыше была послана эпидемия, унесшая их жизни. Безусловно, не нам судить об этих великих мудрецах Торы, и то, что открыли нам наши учителя о причинах их гибели нужно понимать в соответствии с их величием. То есть, для таких великих людей это был большой недостаток. Период, в течение которого умирали ученики раби Акивы – первые 32 дня счета Омера.
Чтобы получше понять, какое значение имела эта трагедия для нашего народа (вплоть до наших дней), скажем лишь, что вся Тора, которую мы имеем сегодня, это Тора раби Акивы. Безусловно, Устная Тора была дана нам на горе Синай и передавалась до раби Акивы и его учеников, но каждый мудрец, погружающийся в ее тайны, раскрывает в ней еще один уровень понимания. Таким образом, Тора обогащается и украшается от поколения к поколению все новыми пластами понимания. Так вот, вся Тора, которую имеем мы, пришла к нам от великого раби Акивы и пяти его учеников (которых он обучил после той страшной эпидемии).
Поразительна причина смерти учеников раби Акивы!
Отсутствие взаимоуважения навлекло на этих (без сомнения, способных и одаренных мудрецов) тяжкое наказание. Уникальное свойство Торы – человек трудится над ней, совершает уникальное открытие, находит прекрасное толкование – и все это усиливает наш народ в целом. Но важно помнить, что как бы ни было уникально открытие, оно не принадлежит автору. Тора – достояние всего народа Израиля, и всякое новое открытие или толкование также принадлежит всем евреям. Именно поэтому межличностные отношения, отточенные душевные качества для мудреца Торы играют не меньшую роль, чем постоянство в учебе и пытливый ум. Нужно уметь ценить каждого человека и его вклад в Тору! Именно этого качества и не было у первых учеников раби Акивы.
33-й день счета Омера – начало нового периода в жизни раби Акивы.
Огромная группа учащихся умерла, но Тора должна быть передана следующим поколениям. Новая группа учеников была не столь многочисленна, но эти имена хорошо знакомы любому, кто учит Тору: раби Меир, раби Йеуда, раби Элазар, раби Нехемья и раби Шимон бар Йохай. Именно эти пятеро великих мудрецов составили цепочку передачи Торы от раби Акивы следующим поколениям.
То, что все эти события произошли именно в период, предшествующий празднику Шавуот – времени получения Торы – должно заставить нас задуматься. Безусловно, мы должны осознавать (на своем уровне) тяжесть утраты тысяч мудрецов Торы. Но вместе с тем нужно понимать причины случившегося. Каждый должен задуматься о своих отношениях с ближними, с собственной семьей. Исправив то, что необходимо исправить, каждый из нас сможет качественно улучшить собственную подготовку к принятию Торы.
Раби Шимон бар Йохай
Итак, одним из пяти учеников раби Акивы, через которых была передана Тора, был великий раби Шимон бар Йохай. Талмуд (Шаббат, 33б) описывает одно из ключевых событий в жизни этого великого человека. За то, что раби Шимон нелестно отозвался об истинных намерениях римлян при возведении городских построек, ему был вынесен смертный приговор. Раби Шимон вместе с сыном, раби Элазаром, бежали и укрылись в пещере. Здесь они удостоились открытого чуда: в пещере не было еды и воды (а выйти наружу было смертельно опасно), но ради их пропитания рядом с пещерой выросло рожковое дерево и потек источник воды.
В течение 12 лет раби Шимон и его сын не занимались ничем, кроме изучения Торы. Они берегли свою одежду. Сняв ее, они сидели, зарытые по горло в песок (из скромности). Когда наступало время молитвы, они вставали и одевались, а затем снова снимали одежду и, покрыв себя песком, продолжали учиться.
По прошествии 12 лет пророк Элияу был послан к раби Шимону, чтобы сообщить о том, что смертный приговор потерял силу. Раби Шимон с сыном вышли из пещеры. 12 лет непрерывного изучения Торы подняли раби Шимона на необычайную духовную высоту. Когда они увидели работающего в поле еврея, раби Шимон был потрясен: «Разве кто-то может оставить вечную жизнь и предаваться мирским делам?!» Все, на что он бросал свой взгляд, сгорало! Духовное величие раби Шимона была таково, что материальные устремления просто не могли сосуществовать рядом с ним.
В этот момент раздался Голос Свыше: «Мой мир не может быть разрушен! Возвращайся в пещеру!» Раби Шимон с сыном вернулись в пещеру и провели там еще год, изучая Тору, пока им не было разрешено выйти окончательно (без опасения, что духовный уровень раби Шимона окажется несовместимым с материальным миром).
Однако, несмотря на столь выдающуюся жизнь, полную самопожертвования и изучения Торы, именно смерть раби Шимона послужила причиной празднования в Лаг ба-Омер! Почему так? Все дело в том, что последний день раби Шимона стал кульминацией всей его жизни. Именно в день своей смерти раби Шимон открыл ученикам глубочайшие и сокровенные тайны Торы.
Вот как описывает это «Зоар» (учение раби Шимона легло в основу этой святой книги). Раби Шимон провел весь день на уровне высочайшего постижения, раскрывая самые глубокие тайны Торы. Он говорил своим ученикам: «До сих пор я держал эти секреты близко к сердцу, но теперь, прежде чем я умру, я хочу показать их».
Раби Аба, один из учеников, в обязанности которого входило разъяснять слова раби Шимона, говорит: «Я не мог поднять голову из-за света, исходившего от раби Шимона. Весь дом наполнился сиянием, и никто не мог приблизиться из-за стены огня и света. В конце дня, когда огонь и свет ушли, я смог посмотреть на раби Шимона: он был мертв, завернутый в талит, лежал на правом боку, и лицо его озаряла улыбка» (по «Зоар», 3:291б).
Что же это был за свет, который озарил в день смерти раби Шимона его учеников? Без сомнения, это был свет самой Торы!
Именно этот свет собирает нас в Лаг ба-Омер вокруг костров, которые зажигаются в этот день. Пламя Торы горит в еврейских сердцах, оно согревает нас. Тора – та неповторимая святыня, которая объединяет наш народ. Ее огонь горит ярко, подобно кострам в Лаг ба-Омер на горе Мирон, которые, по свидетельствам, видны даже с самолета.
Написано, что смерть праведника – это радость на Небесах и траур на земле. Раби Шимон бар Йохай постановил радоваться в день своей смерти, ибо это был самый главный день его жизни. Тайны Торы, раскрытые в этом мире благодаря ему, освящают нас и поныне. Они дают повод для радости подлинного еврейского единства – со Всевышним и Его Торой.
Комментариев нет:
Отправить комментарий