Почти всем нам
свойственно преувеличенное мнение о своей особе. И это правильно. Необходим
психологический, защитный барьер, предохраняющий человеческую личность от
суицида. Тот, кто этот барьер утрачивает, как правило, теряет и вкус к жизни.
Дело в мере преувеличение,
в какой-то грани, за которой наступает психическое расстройство, именуемое
безмерной гордыней. Остановится на этой грани очень трудно, но крайне
необходимо во избежание острого кризиса личности.
Думал об этом, читая
замечательную книгу Анатолия Викторова « Быль о голых королях».
Почти на каждой
странице этой работы сталкивался с тем, что раньше не знал, или не понимал в полном объеме.
Каждой страницей книга эта учила меня
скромности, лечила от пресловутой завышенной оценки себя самого, учила науке
точной и глубокой мысли.
Причем, делала она
это без фальшивой учености, вычурного слога, попыток дидактики. Книга Викторова
написана прекрасным, ясным и прозрачным русским языком.
Автор динамичен в
ритмике изложения, а потому книга эта читается легко, как детектив. Собственно,
она и написана в этом жанре, потому что сюжет книги, ее интрига заключены в
поисках убийцы целого народа, целой страны.
В коротком, но
удивительно точном предисловии к « Были о голых королях» Дора Штурман пишет: «
Книга, которую открыл любознательный читатель, представляет собой нечастый в
нынешнем половодье книг подарок для пытливого ума и живой совести».
Отлично сказано,
потому что пытливым умом и живой совестью и написана эта книга, написана ,
кроме всего прочего, просто талантливым человеком.
Слова «еврей»,
«Израиль» –встречаются в ней крайне редко. И все-таки книга эта написана о нас
с вами. О том, почему мы здесь, почему таким трагическим и кровавым получился
наш роман с Россией.
Сколько передумал об
этом, сколько написал сам, просто потому, что для нормального человека, с
«живой совестью», отрыв от родины не может пройти безболезненно, но, прочитав
книгу Викторова, еще раз убедился в полной невозможности сохранить в себе то,
что лихорадочно и упрямо пытался сберечь на протяжении многих лет.
«Голые короли»
беспощадно разрушают удобные, уютные мифы, в тени которых мы прячемся порой,
предпочитая удобную ложь горькой правде.
« Государство под
названием «СССР» в его окончательном виде проявило себя, как отлаженный
механизм обратного социального отбора. Лучшие условия существования получали
наименее способные», - пишет Викторов.
Конечно, не бывает
правила без исключения. На исключениях и держалась 75 лет Советская империя, но
управляли несчастной державой продукты «обратного социального отбора».
В 1923 году
большевики набили пароход лучшими умами страны, и отправили всю эту элиту, как
бы мы теперь сказали, «подальше от
греха». В стране, где кухарки готовились управлять государством, не нужны были
умы высокие и личности незаурядные.
«Обратный социальный
отбор» - точнейшая формулировка, беспощадная, как диагноз болезни. Конечная
цель любого социализма: и «красного» и «розового».
В конце своей книги
Викторов напишет: « И русские и евреи медленно сознают пагубность собственных
политических пристрастий, проявившихся в недавнем прошлом. Еще медленнее приходит понимание того, что
любые социалистические тенденции, будь они даже умеренными и диктуемыми
честными намерениями, ведут к нравственному упадку, а через него – к кризису
труда…. Кризис социализма предопределен независимо от того, каков он –
умеренный или экстремальный, приходит он к власти выборным путем или
насильственным. В обоих случаях он обедняет производительные и моральные
возможности общества, заводит его в тупик».
В подобных выводах,
на мой взгляд, и вся сила, злободневность этой книги, потому что, в конечном
итоге, написана она и о нас с вами, и о
современном положении в Израиле.
Повторюсь, книга эта
написано о каждом, кто ее прочтет, и отвечает на многие, вечные наши вопросы.
Автор наверняка
обдумывал своих «Голых королей» многие годы, если не десятилетия. В лаборатории
его мозга выводы, окончательные определения кристаллизовались до предельной чистоты
вещества и точности формы. За внешней простотой текста скрывается долгая и
кропотливая работа.
В результате формулы,
выведенные Викторовым, просто красивы, эстетически красивы. А это один из
признаков нахождения истины. Вот послушайте: « Произошла любопытная эволюция.
По Марксу, деньги – зло из-за абсолютной свободы их функционирования. В СССР
роль денег, то есть регулирования товаропотоков, взяла на себя власть. В
результате все дурное, что, по ее мнению, несли деньги, теперь несла власть».
Вот «формула»
современного состояния России: « Свободу предпринимательства эта категория
людей воспринимает лишь как свободу насилия, а конкуренцию, как физическое
истребление противника. Общество отброшено к отношениям в животной стае. Рынок
стал ареной анархии. Масса людей, лишившихся тех немногих материальных благ,
которые они все-таки имели в прошлом, и потерявших всякие моральные ориентиры,
начала проявлять свои худшие, опасные качества, чего не допускала прежняя
власть. Удел человека сегодня – стать хищником или его жертвой».
А как точен анализ
Викторова проблемы российских олигархов:
« Россия не
мусульманская страна, где власть богатых психологически узаконена и от которой
народ получает причитающуюся ему долю. Эта маленькая, но существенная разница
говорит о хищнических наклонностях российской финансово-промышленной элиты и
если не об элементарной ее нецивилизованности, то об отсутствии простого
патриотизма».
Не знаю, где живет
автор этой книги, гражданином какой страны он является? Мне неважно это. У подлинной
боли за судьбы мира нет гражданства, «живую совесть» не упрекнешь в
ангажированности. Меня и национальность автора не волновала в ходе прочтения
книги. Судя по всему, он сам хотел этого. Сам хотел, насколько это возможно,
остаться просто ч е л о в е к о м,
свидетелем своего века. Как ни странно, у Викторова это получилось. Отсюда, мне
думается, вся его книга пронизана особым духом порядочности, интеллигентности,
качествами давно забытыми в русской и русскоязычной публицистике.
Убедительная «физика»
текста Викторова потеряла бы всю свою доказательность без «лирики» отношения
автора к рассматриваемой им проблеме. Викторов пишет: « Россия сегодня – страна
униженных и оскорбленных в неизмеримо больших
масштабах, чем век назад. Понимание этого должно, наконец, пробудиться у
людей, и тогда они почувствуют боль, которую чувствовать разучились.
Пробуждение может быть просветленным, а может быть и страшным. Все зависит от
того, что будет руководить этим процессом – ясность ума или новая ненависть с
ее темной логикой, которую почему-то называют «загадкой русской души»…Выбор за
нами. Может так случиться, что событий и поступков не будет вовсе. Тогда страна
покроется пеплом забвения и умрет. Даже такой конец окажется оценкой
происшедшего. Из праха появятся новые ростки жизни, и они будут совсем иными».
Недавно разговаривал
с одним, вполне успешным, предпринимателем из России. Вдобавок он еще и
разыгрывал «еврейскую карту». Руководил каким-то очередным Центром возрождения
иудаизма, что ли? Не помню. Не важно это. Так вот, этот, очень сытый господин
всячески демонстрировал свое презрение к «философствованию». Он, получивший
свою собственность и капиталы способом, не раз отмеченным Викторовым в его
книге, да и не только этим автором, ничего не хотел знать о себе, о своей
деятельности, о стране, где он зарабатывал свои деньги.
Он, этот «новый
русский» еврейской национальности вел себя точно также, как деятели
номенклатуры большевистской империи.
Вспомнил об этой
встрече, когда читал книгу Викторова. Вспомнил о многом увиденном, услышанном,
а теперь, после прочтения «Королей» глубже, яснее понятом.
Сказанное вовсе не
значит, что в рецензируемой книге нет недостатков. Они, упущения, ошибки,
торопливые, на мой взгляд, суждения, просто должны были быть в этом необыкновенно
живом тексте.
Викторов пишет,
например: « …число жертв войны с советской стороны в 10 раз превысило число
жертв с немецкой стороны и достигло 30 млн. человек». Выходит, гитлеровская
Германия в ходе Второй мировой войны, особенно на восточном фронте, потеряла
всего лишь 3 млн. человек. Это не так. Советские источники указывают цифру в 9
миллионов потерь рейха, западные останавливаются на цифре в 7 с половиной
миллионов человек. Сути дела это не меняет. Выводы Викторова о бесчеловечной
сущности сталинского режима справедливы, но неточность в цифрах невольно делает
уязвимой его позицию.
Автор не
злоупотребляет цитатами, сносками, обозначениями характера использованных
документов. Это не тормозит повествование, не мешает невольными паузами чтению,
но это же, порой, и подводит Викторова. Цифры – стихия скользкая, обоюдоострая.
Оперировать ими приходится с чрезвычайной осторожностью.
Мне показалось также,
что работа такого высочайшего класса, как книга Викторова, не должна увлекаться
характеристиками одной общественной формации за счет другой. Викторов пишет: « В цивилизованных странах
даже сегодня нет верного понимания сущности советского режима. Затруднения
Запада в трезвом понимании природы тоталитаризма объясняются тем, что
современное демократическое общество рационально по своим корням и образу
мысли…. Так, советский строй оно долго называло «экспериментом», то есть
подчеркивало свое уважение у нему».
Здесь, как мне
кажется, ошибается Викторов. Думаю, что все государственные образования в
чем-то родственны и в обязательной мере иррациональны. Нынешняя «либеральная
революция» на Западе только доказывает это, как, кстати, и «экспериментальный» характер своей новой
демократии. Кроме всего прочего, лицо Запада во многом сформировано
социалистами, а суть любого социализма сам Викторов вскрыл с достаточной
убедительностью и беспощадностью.
Но, повторю это,
многие противоречия в книге только стимулируют читательскую мысль, не дают
шанса равнодушию и скуке. Спорить и
соглашаться с автором подобного труда – самое благодарное и полезное занятие.
Только в таком споре и рождается истина.
Комментариев нет:
Отправить комментарий