Григорий Амнуэль | Где истоки современного российского менталитета*
Размышления в нескольких частях.
Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram.
Часть первая.
Происходящее на просторах РФ, сопряженное со страданиями народов и государств, граничащих с этой державой, обуянной синдромом «величия», никак не может найти своего объяснения у многих привыкших помнить, что «Умом Россию не понять…».
Действительно, отличие большого количества российских граждан, от совсем недавних своих соотечественников по «Империи зла – СССР» все более и более очевидно. Попробую разобраться в истоках этого факта.
Пришедшие к власти 32 года назад, привычно ассоциируемые с демократическими переменами после победы августа 1991 года были уверены, что если удастся изменить состояние общества, грубо говоря его «сытость» от появившихся, десятилетиями недоступных возможностей и от обладания частной собственностью то и сознание сограждан изменится. Увы, и сытость досталась далеко не всем, и что делать с собственностью понимали совсем немногие, о том, что большинство мечтало о свободе и понимало, чего она стоит даже говорить не приходится. Уместно вспомнить что именно у предков этих граждан в 1861 году, при отмене крепостного права опять вошла в моду старая поговорка «Вот тебе бабушка и Юрьев день!» Очень многие граждане новой возникшей страны ожидавшие видимо манны небесной, а довольствовавшиеся только «окорочками Буша» быстро разочаровывались в происходящем в стране. К приватизации за исключением номенклатуры, цеховиков, силовиков и организованной преступности оказалось не готово. Она пронеслась мимо них.
Уровень ментальности и понимания возможностей Свободы граждан СССР оказался совершенно не соотносим с гражданами Венгрии, Польши, Чехии, Словакии и других стран, избавившихся от кремлевского диктата. Среднего класса, который в СССР составлял ничтожную малость, да и то только в крупных городах, которые можно было пересчитать по пальцам, не существовало. Среднего класса не в понимании наличия холодильников и телевизоров, а в понимании Свободы и самостоятельной ответственности за свою жизнь и жизнь своих близких. Рабская ментальность и надежда только на приход «доброго царя» оказались подавляющими. Поведение всегдашнего приспособленчества к навязываемому властью, лишило корней, как на государственном, так и на родовом, семейном уровне.
Живые силы способные к реализациям представлявшихся возможностей, как это происходило в эпоху С.Ю.Витте, прошедшие сквозь эпоху уничтожения и унижения, разверсток, ряда девальваций начиная с 1917 года, массовых репрессий по социальным и классовым признакам, наряду с национальными и конфессиональными обескровили как таковое общество. Общество, которое существовало в подобных условиях практически 75 лет. Преимущество регионов, ставших в 1991 году независимыми странами, в отдаленности от Кремля и в меньших сроках властвования советской системы оказались решающими. Если не на государственном уровне, то на семейном там удалось сохранить корни. Многие так и не приобрели советскую ментальность, в отличии от населяющих Россию. Процессы, происходящие то в одной, то в другой из освободившихся стран это наглядно демонстрируют с большим или меньшим успехом. Проблемы есть, но свет в конце туннеля тоже существует. Разумеется, везде он имеет свой цветовой, национальный, исторический и религиозный оттенок!
Часть вторая.
P.S. Разумеется обычно такое обозначение ставиться в конец, но активная реакция на одно предложение в первой части не только напомнило старый советский анекдот «Заседание президиума ЦК, все сидят за столом. Вокруг стола попыхивая трубкой ходит Сталин. – Товарищи, у нас на повестке дня два вопроса расстрелять очередную партию притворявшихся нашими товарищами руководителей Ленинграда и провести ремонт Кремлевской стены и перекрасить ее в честь нашей победы в золотисто желтый цвет! Какие будут мнения? Маленков – Товарищ Сталин, а почему в такой цвет? – Тишина. Все замерли. – Замечание товарища Маленкова считаю правильным! Вопрос не готов к голосованию и снимается…, в принципе, я так и думал, что по первому пункту у нас возражений или сомнений не возникнет! Все свободны, …товарищи!», но и продиктовало внести изменение «Уместно вспомнить, что именно у предков этих граждан в 1861 году, при отмене крепостного права, опять вошла в моду старая поговорка «Вот тебе бабушка и Юрьев день!»
Ну а теперь к существу вопроса.
События осени 1917 года окончательно разрушили не только Тюрьму народов, но и сломали веками складывающийся уклад, формировавший ментальность населения.
Многие, принятые нормы были снесены ветром бунта и переворота. Захватившие власть не только мгновенно начали сеять террор и вокруг себя, и в своих рядах, но впервые сносили все до основания. Никто себя царем де-юре и де-факто не объявлял, а просто коллективно узурпировал власть и над государством, и над обществом. Соответственно все неприемлемые для новой власти моральные, ментальные, религиозные и национальные принципы объявлялись преступными и подлежали истреблению «огнем и мечом». На их место водружалась классовая всепрощаемость для одних, и во всем виновность для других. У одних неизбежно возникло ощущение вседозволенности, у других желающих, пытающихся выжить в данной ситуации, оставалось совсем мало вариантов. Эмиграция, для тех, кто был к этому готов и у кого были на это шансы и силы, срочный брак с представителем низших классов, ставших властью в стране, активное героическое сопротивление и практически на 100% гибель, и попытка подстроится, пойти на компромисс с властью (этот вариант многим помог дотянуть до 1937, и немногим дольше). Три из четырех возможных варианта предполагали неизбежное изменение ментальности.
Превращение Великой войны (Первой мировой) в гражданскую сменило отношение в государстве и в обществе к войне. Героизм, проявленный на фронтах 1914–1918 гг., переставал быть героизмом. (к примеру, напомню «Тихий Дон» М.Шолохова). Героев часто казнили без суда, прямо у стенки, в чистом поле, или целым коллективом в затопляемой барже. Гражданская война перевела и семейные отношения в состояния войны. Брат на брата, отец на сына, семейные узы были разрублены. («Хождение по мукам» А.Толстого, «Дни Турбиных», «Бег» М.Булгакова)
Даже любовь, во все времена сильнейшее чувство, объединявшее людей, уступала свое место революционной необходимости («Любовь Яровая» К.Тренева, «Сорок первый» Б.Лавренева). До «павлика морозова» оставался даже не шаг, а полшага. Выковывался новый – советский человек и советский строй. Одновременно любая война, даже развязанная самим государством, автоматически становилась справедливой. Захват, Украины, поход на Варшаву, поход против Закавказской Федерации и многое другое были только первыми начальными шагами… 1939, 1940, 1956, 1968, 1979, 2008, 2014, 2022 были всего-то навсего логичным продолжением этой политики. С разными результатами, но всегда с полным соответствием морали государства и общества, принимавшего любое обоснование вероломства и агрессии как само собой разумеющееся. Считать свои или чужие жертвы и физические и экономические и культурные государство не считало необходимым, легко допуская любую удобную для того или иного момента эквилибристику. «Никто не забыт, и ни что не забыто» – дымовая завеса, на самом деле всё и все что и кто государству не нужен забыты, вычеркнуты из жизни и из истории.
Однако братский национал-социалистический режим, предчувствуя лживый характер кремлевских тостов, сам перешел в атаку, хотя подготовлен к ней был намного хуже своего противника.
Меньше чем за полгода, войска вермахта оказались под Москвой. Количество сдавшихся в плен, в том числе и многие добровольно, было не многотысячным, а многомиллионным. История таких примеров не знала. Не готовой к этому оказалась и сторона противника. Пленных нужно содержать, охранять, кормить… пришлось срочно многих отпускать по домам. С точки зрения Рейха на освобожденные территории, с точки зрения СССР оккупированные. Балтийские страны, Западную Украину, Беларусь, Молдову агрессор 1939 года считал уже своими территориями, хотя даже выдать всем гражданам свои серпасто-молоткастые серые паспорта не успел. Во многих местах, городах войска Вермахта или союзников встречали с хлебом-солью. К оборонной войне СССР не готовился. Пропагандистская машина, влиявшая на мораль и ментальность ковала другие планы и задачи. Пришлось срочно бросать в топку молодежь, которая своей жертвенностью должна была возбудить народный гнев. Изгоняемое и уничтожаемое «братья и сестры» и даже религия были срочно реабилитированы для целей войны. Власть отчаянно бросилась восстанавливать уничтожаемое десятилетиями надеясь пробудить былые моральные инстинкты сопротивления чужеземному нашествию.
Незначительные, местные эпизоды гибели, приукрашивались, пиарились миллионными тиражами. Зоя, Гастелло, Матросов, 28 панфиловцев – стали наиболее устойчивыми мемами, влияющими на сознание общества. Про то, что война всегда имеет кроваво-черный цвет преступления и белых и пушистых на ней не бывает, разумеется, никто не был заинтересован вспоминать.
О результате для государства и общества прошедшего через вышеописанное горнило продолжу в следующей части – послевоенной.
Часть третья.
Окончание рассказа, который наверняка многим не нравится.
Открытая фактически в ноябре 1941 года, без каких-либо ограничений, программа ленд-лиза Западными союзниками, формирование широкой антигитлеровской коалиции и реальные действия в Северной Африке, а позже в Европе с весны 1943 года, разумеется помноженные на героизм солдат и офицеров сражавшихся на стороне Красной Армии позволили ценой огромных жертв и усилий наконец, почти через 3 года весной 1944 года выйти на границы СССР. Правда, необходимо подчеркнуть не на общепризнанные границы 1939 года, а на границы 1941-го! Фактически для целого ряда народов и государств это просто стало означало очередной, новый этап жизни без Свободы и Независимости.
Страшные отметины войны неизбежно всех ожесточали. Убийства, в том числе и массовые, смерть в том числе и мирных жителей стали обыденностью. Посеянные зерна ненависти прорастали на такой почве бурным чертополохом. Те зерна и теперь дают всходы однозначно принято которые называть военными преступлениями. Оправдание той или иной стороной военных преступлений идеологическими знаменами является просто одним из факторов фальсификации и сокрытия собственных преступлений и выставления на показ аналогичных действий другой стороны. Помноженное, на мобилизованных на фронт осужденных по уголовным статьям, (до «музыкантов» еще было далеко) на заградотряды, «СМЕРШ», жестокость по отношению к мирному населению партизанской войны и ответных карательных экспедиций, все вместе влияло на дальнейшее падение морали и извращение человеческой ментальности.(«Жизнь и судьба» В.Гроссмана, «Проклятые и убитые» В.Астафьева, «Иди и смотри» Э.Климова и А.Адамовича)
Накладываясь на предыдущие трагедии десятилетий «новой жизни» эти события все больше и больше превращали людей в «советский народ». Даже ставшая достояние масс трагедия «холокоста» истребления только лишь по национальному признаку евреев и цыган, полностью открытая после освобождения узников «Аушвиц-Биркенау», советской пропагандой была быстро замещена на формулировку «истребление советских граждан». То, что среди истребленных особенно в присоединенных территориях (оккупированных) у многих на руках оставались польские, литовские, латышские, румынские, эстонские паспорта советское руководство не волновало, ему в этот момент важно было разжигать героизм, подбрасывая в эту топку гроздья ненависти. Попытка повторить операцию «Куусинена», в 1944 году провозгласив просоветское правительство, сформированное в Кремле и посаженное в Люблин, привело к трагедии Варшавы. Вслед за ставшими известными на Западе весной 1943 года фактами преступного расстрела пленной элиты польского государства в лесу Катыни в апреле 1940 года, в срочном порядке последовала, после освобождения Смоленщины, операция наглой лжи и фальсификации. Несмотря на продолжавшуюся войну собранная под присмотром НКВД медкомиссия неуклюже, но очень настойчиво наводила тень на плетень. Денег на это не жалели. Все это также влияло на сознание и ментальность, как и поражение в правах всех сограждан, вынужденно оказавшихся на временно оккупированной бывшим другом территории или тем более оказавшихся не по своей воле в лагерях военнопленных. Терпимость к преступлению окончательно становилась составляющей ментальности советского человека. Ненависть или точнее нетерпимость по национальному признаку стала одной из составляющих. Даже до Сталина доходит понимание этого и он произносит «Гитлеры приходят и уходят, а немецкий народ остается». Разумеется, он видит уже Европу если не всю, то как минимум частично в полной зависимости от себя т.е. от Кремля. Вражда и неприязнь ему в этот момент были не нужны. Позже покорив Европу и заразив ее советским духом, он планировал неминуемо перейти к осовечиванию европейцев подтверждений этому в действиях СССР после весны 1945 года сколько угодно. К воспитанию в них той же самой ментальности и морали, которую удалось вложить в души и головы подданых советской империи. Он и его последователи и приближенные были уверены, у запущенного процесса расчеловечивания и создания советской ментальности основанной на худших чертах агрессивности и подчинения, подчерпнутых из прошлого, альтернативы нет. Однако народы, имеющие исторический опыт жизни не в Тюрьме народов, согласится с этим категорически отказывались. «Лесные братья», массовая эмиграция, больше походящая на вынужденное бегство от такого перевоспитания, часто сознательный выбор героической гибели, но с правом оставаться человеком, а не превращаться в советских рабов были повсеместным явлением. Патриотические движения возникали немедленно, а порой даже только при приближении Красной Армии и отрядов Смерша НКВД, следовавших по ее стопам. Наиболее яркими примерами являются факты происходившие в странах Балтии Латвии, Литве, Эстонии, и, разумеется, в Украине и Польше.
Советский же человек под прессом силовых органов, тотального доносительства и стукачества ставшего неотъемлемой частью повседневной жизни продолжал в абсолютном большинстве процесс перелицовки и погружения в советскую ментальность. Становился человеком винтиком, или, говоря более современным языком послушным электоратом, массово голосующим «за» и принимающего правила навязанного ему существования.
Перейдя границу, ожесточенный народ, превращенный в советского человека, особенно на землях, где массово проживали граждане немецкой и других балтийских национальностей в отместку за злодеяния бывших братьев по оружию из СС и СД вершили массовое насилие. Увидав реальную разницу в бытовом обеспечении между своей оставленной, особенно в колхозах и совхозах рабской действительностью, массово грабил все что попадалось под руку, а порой и регулярно применял насилие вплоть до убийств желая завладеть невиданной в «лучшей стране» роскоши обычных бытовых приспособлений. Вспомните про унитазы новых освободителей Украины! Младшие чины обзаводились часами и прочими бытовыми вещами, старшие роялями и произведениями искусства. Война часто стихийно переходила в средневековый и даже более ранний устой – разграбления покоренных земель. Массовая вакханалия и насилие заставили даже Кремль издать указ о борьбе с им же развязанной агрессией. Однако ставшие массовыми экзекуции и даже расстрелы не могли остановить происходящее. Так, а не только громкими победами, реляциями и салютами заканчивалась война.
По ее итогам на огромные просторы вернулись ожесточенные, научившиеся только силовым способом решать все вопросы, искалеченные и физически, и нравственно люди. В США это позже получит название «вьетнамский синдром». В СССР синдром был куда более массовый. Искалечены были не только тела и жизни, искалечена прежде всего была мораль и ментальность. Разруха и нищета, в которую нужно было возвращаться помноженная на бесправие рождала протест, но не сознательный, а преступно бандитский. Сдерживался он только страхом, но страх для людей, прошедших через войну, уже останавливал далеко не всех и преступность в стране активно процветала.
Неожиданная смерть главного тирана, а возможно и его устранение самым ближайшим окружением, верных соратников, неожиданно приостановило этот уже запущенный процесс, точнее слегка его видоизменила и подвергла ретуши.
Амнистия лета 1953 года, восстания в лагерях, массовое возвращение в повседневную жизнь прошедших обработку в советских лагерях, с одной стороны принесло первые дуновения «Оттепели», а с другой стороны влило в повседневную жизнь еще больше элементов уголовной, лагерной романтики, неизбежно становившейся частью существа тех, кто вынужден был за дело или без такового пройти через все круги ада советской «справедливости» ГУЛАГа. Ментальности был нанесен еще один сильнейший удар. («Один день Ивана Денисовича» А.Солженицына, «Оттепель», «Люди, годы, жизнь» И.Эренбурга), как и многие другие произведения, отражавшие пережитое с 1917 года, не могли полностью пробудить население от ментального сна, в который оно было погружено.
Арест и развенчание всесильного Л.Берию, скоротечный закрытый процесс, расстрел. Очередные громкие не требующие подтверждений обвинения, расстрел руководящих подчиненных всесильного наркома в силовых ведомствах, знаменитое закрытое письмо «О преодолении культа личности», прочитанное новым лидером на ХХ съезде партии, не остановили, не могли остановить описанные выше процессы. Почему? Потому, что они были направлены не столько на разрушения «культа личности», сколько на фальсификацию реальности, в которой преступная партия, сочла нужным переложить вину за все совершенное под ее знаменем на узкую группу лиц. Фактически получили продолжения те же процессы что и в 30-ых – 40-ых годах. Борьба за власть внутри кремлевской верхушки на первом месте и пропагандистская раздача «индульгенций» народу повинному не менее своих руководителей в написании доносов, в оре на митингах и демонстрациях с требованием «Расстрелять как бешенных собак», на втором. Массе, служившей в «органах» верой и правдой, исполнявшей любой, даже самый безумный для сознания и ментальности нормального человека приказ было объяснено, что они ни в чем невиноваты. На Бутовском полигоне и в Левашово, в Сандармохе, Перми и Магадане, на Калыме и в Мордовии, в Восточном Казахстане и в Воркуте, на Соловках и в иных массовых тюрьмах и лагерях, местах депортации и заключения, разбросанных по всей необъятной стране, граждане никакого участия не принимали. После такого внушения надеется на понимание, сочувствие и тем более протест против преступлений Бучи пустая надежда. Тем более в стране, где исторически «от тюрьмы и от сумы» не принято зарекаться.
Таковы составляющие этого процесса «невинности». Прямо противоположного с процессами проводившимися союзниками по денацификации на территориях, которые они освободили от коричневой чумы. Помноженные на план Маршала они дали ту зримую и повседневно ощущаемую разницу, которую никакая пропаганда скрыть не в силах. Не излечив, не вернув к нормальности ментальность, мораль отдельного человека и как результат всего общества надеется на окончание «советского сна разума» безнадежно. Опасность «красной чумы» будет неизменно нависать над миром.
Именно такие процессы приводили к реально всенародной массовой поддержке большинством вмешательства в Венгрии в 1956-м, в Чехословакии 1968-м, в Афганистане 1979-м, к расстрелам в Новочеркасске. Правду об этих преступлениях было непринято знать, обсуждать особенно в публичном пространстве, как и о других продолжающихся преступлениях власти. Против них выступали единицы. Общество, погруженное в советскую (ныне российскую) ментальность, продолжало и продолжает чувствовать себя нормально.
Пожалуй, только один, уникальный раз в январе 1991 года массово объединившись на беспримерном массовом митинге на Манежной площади в центре Москвы, общество встало на защиту борьбы за Свободу и Независимость, «За вашу и нашу Свободу». То, уже в конце времени советской перестройки была уникальная попытка поддержать стремление граждан Литвы к восстановлению своей независимости. Практический акт самосожжения, не в прямом, а в переносном смысле, на трибуне Кремлевского дворца съездов Академика А.Д.Сахарова, пытавшегося на Съезде народных депутатов пробудить страну от сна, был затопан, засвистан, зазвонен колокольчиком в руке очередного руководителя с советской ментальностью. Сомневающимся, для сравнения рекомендую сравнить табличку в центре Праги на месте гибели Яна Палаха и бессовестную табличку, установленную правительством Москвы на проспекте, которому лицемерно было присвоено имя А.Д.Сахарова. Именно поэтому общество Чехии и Словакии, как и общества других сохранивших свои корни стран, так сильно отличаются от российского, спокойно принимающего любое злодеяние, творимое его руководством, фальсификацию. Возмущающееся только тогда, когда ему напоминают об общей вине за свершаемое и ответственности. Увы, все демократические преобразования остались только попытками. О них свидетельствуют уникальные фотографии и кинокадры января и августа 1991 года. Попытка Ичкерии-Чечни повторить выход из тесных тисков, вроде как прекратившей свое существование советской империи, массовой поддержки не получила.
Флаг и название страны сменились, но ментальность советская по-прежнему довлеет над обществом и большинством его граждан. Вышли они из подворотни и стали руководителями или так и остались там в подворотне значения не имеет. Великодержавное право творить любое преступление либо как минимум поддерживать его, или в лучше случае прикрывается фиговыми листками «нас это не касается, мы этого не совершали» ярчайшим образом проявились в период 08.08.08 в отношении Грузии и носителей грузинских фамилий и в безумствах «праздников Крым наш» весной 2014 года. Нейтралитет международного сообщества с «полезными идиотами» и друзьями Кремля уверенными что «деньги не пахнут» только добавили энтузиазма на глазах теряющим последние признаки человеческой ментальности граждан, мнящей себя частью «великой» страны.
Все это в различные периоды касалось отношения к происходящему в Алма-Ате и Баку, Риге и Минске. О трагедии Тбилиси или Киева сказано выше. Разница только в массовости совершаемых преступлений. В остальном увы «советская ментальность» безмолвствует, как, впрочем, безмолвствовала и российская по меткому, бессмертному финалу трагедии А.Пушкина. Серость и покорность оказались намного более устойчивой скрепой, чем даже партия и страна ее создавшие. Как говорил В.С.Черномырдин «Создаем разные партии, а получается всегда КПСС».
Не изменив, не победив «советскую ментальность, раздутого псевдовеличия», не поняв ценность Свободы для каждого гражданина можно бесконечно менять портреты на стене, но создать другую равную среди равных страну не получится. Процесс долгий, но делать его в том числе через покаяние, через осознание пройденного, а не подмены фальсификациями придется, другого пути нет.
Победа над национал-социализмом далась только общими усилиями! Любые попытки приватизировать победу одной стороной, вне зависимости от ее вклада в эту победу, обречены на провал в исторической перспективе. Только эта, общая победа позволила поставить барьер над дальнейшим распространением этой губительной для человечества болезни избранности и величия. Для того чтобы излечиться от советской болезни нужны такие же общие усилия. Без них, никакой оппозиции с этим пустившим за столетие глубинные ядовитые корни режимом, извратившим мораль и ментальность человека, не справиться.
Желающие легко могут найти в Интернете современные фото и съемки в детских садах и яслях с георгиевскими ленточками и прочей атрибутикой «победобесия». Отравление уже проникло в новые поколения. Попробуйте оценить перспективу для своих детей и внуков такого соседства. Война и активно агрессивная политика национал-социализма и отравленного им общества была продолжавшегося всего чуть больше 12 лет закончена при осуждении национал-социалистической идеологии на Нюрнбергском трибунале. Советской идеологии разложения, подчинения, подмены ментальности и морали, длящейся как минимум 106 лет и поразившей большие слои обществ в разных странах практически на всех континентах должен быть положен аналогичный конец. Народы, страны, люди должны получить Свободу!
* Ментальность – Относительно целостная совокупность мыслей, верований, навыков духа, которая создает картину мира и скрепляет единство культурной традиции или какого-нибудь общества. «Ментальность – это то общее, что рождается из природных данных и социально обусловленных компонентов и раскрывает представление человека о жизненном мире».
Очень хорошая статья, хотя ничего изменить она не может. Там будет тупо продолжаться то же самое. И ещё: очень много грамматических ошибок...
ОтветитьУдалить