История мировой архитектуры еврейскими глазами: новая книга о синагогах
Лейла Улуханли
Синагоги. Свет иудаизма
N. Y.: Rizzoli, 2021. — 288 с.
Книга Synagogues. Marvels of Judaism (русская версия — «Синагоги. Свет иудаизма») вышла в нью‑йоркском издательстве Rizzoli в 2021 году одновременно на английском языке и в русском переводе. Книга представляет собой масштабный проект, объединивший американских, израильских и российских ученых, фотографов и деятелей культуры. Однако идея появления этой книги возникла не в академическом, а в художественном сообществе, причем именно российском.
Пять лет назад дизайнером и хозяйкой галереи Лейлой Улуханли было инициировано издание, посвященное мировой архитектуре ислама, с первоклассными фотографиями и обзорными текстами. Книга про мечети под названием Mosques. Splendors of Islam вышла в 2017 году на английском и французском языках и имела такой успех, что решено было продолжить проект и подготовить издание о синагогах. Теперь том об архитектуре иудаизма вместе с томом об архитектуре мечетей образовали мини‑серию.
В книге «Синагоги. Свет иудаизма» представлены фотографии почти 90 синагог из 27 стран. Специально для этого проекта фоторедактор и продюсер фотосъемки Виктория Мармур организовала съемки в 13 странах. Хотя кажется, что еврейское архитектурное наследие хорошо изучено, есть целые регионы, в которых синагоги доступны исследователям только благодаря экспедициям Центра еврейского искусства Еврейского университета в Иерусалиме и фотофиксации, сделанной ими же. Так, некоторые синагоги Кавказа и Средней Азии были описаны в начале 1990‑х годов, и новой съемки с тех пор не проводилось.
Внушительный формат и огромное количество фотографий делают этот фолиант похожим на художественный альбом, но это обманчивое впечатление: книга «Синагоги. Свет иудаизма» в то же время является сборником статей первоклассных специалистов. Задача издания нетривиальна: объединить жанр coffee book (множество фотографий, формат художественного альбома) с обобщающими исследовательскими текстами, посвященными архитектуре иудаизма, то есть искусству, требующему от читателя большой подготовленности.
Структура книги проста и призвана продемонстрировать максимальный географический охват архитектуры синагог.
В книге две части. Первая — «Мир синагоги» — посвящена устройству синагог и написана Аароном Хьюзом, профессором иудаики факультета религии и классики Университета Рочестера (штат Нью‑Йорк, США). Хьюз также выступил редактором книги. Несмотря на сжатость его текста, он вводит читателя в исторический контекст библейской истории, а затем и еврейского рассеяния, предвосхищая вопрос, какие детали сохранялись в синагоге всегда, несмотря на географическую и культурную разницу в местах обитания общин. Визуальный ряд, в котором элементы структуры зданий и интерьеров представлены фотографиями из синагог Марокко, Карибских островов, Мюнхена или штата Огайо, весьма красноречив.
Вторая часть книги состоит из семи разделов по архитектуре синагог, среди которых рассказы о синагогах римского периода (Стивен Файн), синагогах Ближнего Востока, Северной Африки и Индии (Мохаммад Гарипур, Макс Файнблум), синагогах Западной и Центральной Европы (Эдвард ван Волен), синагогах Польши, Украины, Беларуси и России (Сергей Кравцов), синагогах Ирана, Кавказа и Средней Азии (Лидия Чаковская), синагогах Нового Света (Самуэль Грубер), венчает книгу раздел о синагогах Израиля (Майкл Левин).
Проводя читателя сквозь века и регионы, авторы добиваются неожиданного эффекта, как будто погружая его в историю мировой архитектуры, пропущенную через еврейское сознание. Сопровождающий иллюстрации текст помогает читателю в достижении подобного эффекта. Перед его внутренним взором выстраивается галерея образов, которая начинается с греческого Парфенона и ордерной архитектуры (к ним отсылают древние синагоги в Капернауме и Остии), затем возникают готика (Староновая синагога в Праге) и псевдоготика, римский Пантеон (Святилище Книги в Музее Израиля в Иерусалиме) и капелла Пацци во Флоренции (синагога в Тбилиси), есть место и неорусскому стилю (шестикупольная синагога в Красной слободе в Азербайджане), классицизму и эклектике (Хоральная синагога в Баку). Собранные под одной обложкой, достижения еврейской архитектуры свидетельствуют о важнейшей особенности этого искусства: сохранять неизменной смысловую сердцевину образа, без труда варьируя внешнюю форму.
На этом путешествие в мир архитектурных форм не заканчивается. Раздел синагог Америки и Израиля содержит материал, недоступный массовому читателю: в этих странах нет мощнейшего «груза» европейского наследия, поэтому архитектура развивается в новаторских модернистских формах.
Держа в руках новую книгу о синагогах, невольно вспоминаешь издание, наверняка знакомое многим ценителям искусства. В 1967–1994 годах, когда о путешествиях за границу рядовому жителю Советского Союза, а затем постсоветских государств можно было только мечтать, издательством «Искусство» был предпринят выпуск многотомника в серии «Памятники мирового искусства». Вышли девять томов, охватывающих историю искусства до конца XIX века. Ответственный редактор издания Евсей Иосифович Ротенберг рассказывал, как отбирал фотографии для этого проекта, стремясь показать высокохудожественные, ценные сами по себе образы архитектуры и скульптуры. В результате советский читатель смог не только читать тексты ведущих специалистов, но и видеть фотографии, например, столбов света, падающих через световые шахты Кносского дворца, или скульптурный портрет Аменемхета III, драматически подсвеченный снизу. Книга о синагогах продолжает эту традицию изданий для ценителей и эстетов.
Комментариев нет:
Отправить комментарий