Урок и наука.
Евреи остававшиеся в Польше к 1967г были правоверными коммунистами и польскими патриотами, имевшими заслуги перед режимом и часто занимавшие видные должности. Но не помогло, скорее повредило. Д.
Польский стыд и еврейская память
Лидеры ЦК ПОРП, в центре — Владислав Гомулка
Очередную годовщину исхода евреев из Польши отметили на Гданьском вокзале в Варшаве, откуда в 1968-м вчерашние соотечественники, в одночасье объявленные руководством партии «сионистами», отправлялись в Вену. До Израиля, кстати, добрались лишь четверть эмигрантов, остальные осели в США, Франции, Швеции и других странах.
Март 1968-го стал одним из ключевых моментов послевоенной польской истории. Тридцати тысячам еще остававшимся в стране евреям «посчастливилось» тогда, с одной стороны, стать разменной монетой во внутривидовой борьбе между лидерами ЦК ПОРП, а с другой, поплатиться за победу Израиля в Шестидневной войне.
По иронии судьбы, в 1950-е за первым секретарем Владиславом Гомулкой, которого еще недавно называли «маленьким Сталиным», закрепился имидж реформатора. Именно Гомулка ослабил партийные вожжи, став идеологом «польского пути к социализму» c его новой аграрной политикой, нормализацией отношений с церковью, развитием рабочего самоуправлD0ния и т.п. Именно Гомулка прижал хвост BAонсервативным и антисемитским кругам партиD0ной элиты. Не ктD0 иной, как первый секретарь ЦК ПОРD0 в период либерализации санкционировал в социалистической Польше деятельность «Джойнта», разрешил еврейские детские сады, клубы, лагеря и училища и снял запрет на создание частных еврейских кооперативов.
Все это, разумеется, ему припомнили, когда реформы забуксовали, экономическая ситуация резко ухудшилась и одновременно были сокращены зарплаты и подняты цены. Тут снова пригодились евреи, тем более, что Шестидневная война дала повод обвинить их в двойной лояльности. Уже 19 июня 1967 года, выступая на съезде профсоюзов, Гомулка заявил, что «агрессия Израиля была встречена аплодисментами в сионистских кругах польских евреев» и объявил о существовании в ПНР «империалистическо-
Прямого призыва к антиеврейским чисткам не прозвучало, но намек был понят и в игру вступил всесильный министр внутренних дел, сталинист Мечислав Мочар, чье отношение к евреям было общеизвестно. Уже в конце июня МВД представило список из 382 «сионистов» — первыми были уволены 150 высокопоставленных армейских офицеров еврейского происхождения, в их числе команд=D1ющий ВВС Польши, бывший узник Освенцима и Майданека генерал Ч=D0слав Манкевич. Охота на ведьм не ог80аничилас=D1 армией, только в 1967-м около 200 человек потеряли рабD0ту и были исключены из партии, среди них главный редактор ежедневной партийной газеты Trybuna LuduЛеон Касман — личный враг Мочара еще с военных времен. По рекомендации МВД была практически свернута деятельность еврейских культурных и общественных организаций.
Впрочем, это были только цветочки — ягодки начались в начале 1968-го с инцидента, не имевшего ни малейшего отношения к евреям. Речь идет о запрете спектакля «Дзяды» по поэме Адама Мицкевича в Национальном театре Варшавы — спектакле, который Гомулка назвал «ножом в спину польско-русской дружбы». За запретом последовали стихийные протесты против цензуры и студенческие митинги, в организации которых обвинили… правильно, сионистов.
«Очистим партию от сионистов», митинг на одном из предприятий
Только за первые две недели антисионистской, а по сути антисемитской, кампании власть организовала более 1900 партсобраний и около 400 «стихийных» митингов, пестревших лозунгами вроде «Сионистов — в Сион» и «Оторвем голову антипольской гидре». За три месяца число подобных «мероприятий» — на заводах и в университетах, школах и армейских клубах, молодежных и женских организациях — превысило сто тысяч! 3,7 миллиона человек приняли участие в грандиозном сеансе промывки мозгов и поиске «пятой колонны».
19 марта на крупном партийном митинге Гомулка предложил, чт=D0бы евреи, которым Израиль дороже Польши, «ранBE или поздно покинули нашу страну». Сам ге=D0сек, будD1чи женат на еврейке, не питал антисеD0итских предрассудков, но слишком велик был с=BEблазн направить народный гнев в нужное русло. В массы пошла гулять невеселая шутка: «В чем разница между нынешним и довоенным антисемитизмом? — До войны он не был обязательным».
Открыто возмутились единицы, например, бывший первый секретарь Охаб, подавший в отставку с поста председателя Госсовета ПНР в знак протеста против антисемитской кампании. Гораздо больше оппонентов Гомулки и Мочара были просто свергнуты с партийного олимпа.
Как бы то ни было, впервые за два послевоенных десятилетия простым полякам разрешили выпустить пар — вплоть до критики отдельных членов высш го руководства страны и офицеров Службы безопасности, если они, конечно, были евреями. К 1968-му таких оставалось немного, но недаром кампания задумывалась как тотальная. В МВД составили картотеку всех польских граждан еврейского происхождения, даже тех, кто на протяжении многих поколений не принимал никакого участия в еврейской жизни — Мочар планомерно вычищал «сионистов» из всех госучреждений, университетов, школ, редакций газет, издательств, театров и т.п. Возник даже термин «мартовский доцент» — никудышный «специалист», занявший место в университете вместо уволенного профессора-еврея.
11 апреля 1968 года с трибуны Сейма премьер-министр Циранкевич заявил, что граница для граждан еврейской национальности открыта. Уезжавшие лишались польского гражданства, получая так называемый проездной документ, — это был билет в один конец.
В результате Польшу покинуло 13000 евреев — примерно половина ее еврейского насD0ления. Процент лиц с высшим образованием (в основном, инженеров и врачей) среди эмигрантов был почти в восемь раз выше, чем в среднем по стране. Около пятисот ученых, в том числе выдающиеся деятели науки, две сотни журналистов и редакторов, более шестидесяти работников радио и телевидения, около ста музыкантов, актеров и художников, а также двадцать шесть режиссеров попрощались со страной, из родины превратившейся в злую мачеху. 204 из 998 выехавших пенсионеров были получателями специальных пенсий за выдающиеся заслуги перед Польской Народной Республикой.
Гомулка, уже к середине 1968-го решивший свернуть кампанию, был неприятно удивлен, сколь трудно оказалось это сделать. Тем не менее сорвавшегося с цепи Мочара удалось осадить, а 8-9 июля на XII пленуме ЦК ПОРП антисионистская эпопея официально завершилась.
Первые извинения за антисемитские «перегибы» правительство тогда еще социалистической Польши принесло 20 лет спустя — в марте 1988-го, предложив ввести двойное гражданство для из гнанных евреев. Еще через десять лет Сейм официально осудил события марта 1968-го как проявления антисемитизма, а в 2000-м Александр Квасьневский извинился перед бывшими польскими гражданами как президент республики. «Мы помним и нам стыдно», — подчеркнул глава государства.
Конечно, лучше поздно, чем никогда, но, так или иначе, март 1968-го подD0ел черту под тысячелетней историей евреев П=BEльши. Ведь грандиозный (только основная экспозB8ция занимает 4000 кв.м.) Музей истории польских евреев, с помпой открытый в 2013 году, — это всего ишь музей. Фантом, который никогда не воспол=D0ит пустоту, которую многие поляки почувствовали, избавившись от своих еврейских соседей.
Михаил Гольд
Крокодильи слезы 2000-го года просохли!--можно по-новой открывать компанию!!!
ОтветитьУдалить