понедельник, 12 февраля 2024 г.

Александр МЕЛАМЕД | Само совершенство от улыбки до жестов

 

Александр МЕЛАМЕД | Само совершенство от улыбки до жестов

От погребальных статуй до штучных шедевров 

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram.

Вначале пояснение по поводу названия очерка. 

Под эту песенку, начиная с 1983 года, когда был снят фильм «Мэри Поппинс, до свиданья», миллионы наших соотечественниц выбирали в магазине и собственном шкафу одежду, красились, делали прическу, потом кружились по квартире, нравясь себе все больше…  Знатоки музыки говорят: Татьяна Воронина, исполнявшая песню, особенно на ми и с перелетом на высокую соль и прекраснейшим вибрато в строчке «идеал», заслужила аплодисменты – с такой точностью и с таким чувством все исполнено. Одна дама в соцсетях признается: «В детстве в момент просмотра этого фильма  я настолько вдохновилась песней, что у меня появилась мечта – стать воспитателем, и, вуаля, я педагог дошкольного образования».

Песня песней. Но вот сопровождающие Мэри внезапно ожившие  манекены в магазинных витринах нравятся зрителям не меньше. Подтанцовщики что надо.

О манекене снимают фильмы и пишут книги. Большая кукла в чести у художников и портных. Манекен  любят: он лишен изъянов и обладает формой по личному вкусу создателя.  И по определению молчалив. Не встревает в творческий процесс. А он непрост. Разумеется, манекен в витрине магазина соответствует стереотипным представлениям о гендерных ролях.

Искусственный, позиционированный, постановочный образ берет на себя одинаково активную и пассивную функцию. Он может создан по образцу какой-то сразу узнаваемой кинодивы. А может быть похож на инопланетное существо. Чаще всего он телесного оттенка. Но может быть, в зависимости от художественной задачи, быть темно-синим или лимонного цвета.  То есть формата человеческого тела, но абсолютно непохожим на человека.

Современные изготовители манекенов идут по стопам сюжета о скульпторе Пигмалионе и созданной им Галатее. Легенда  не мешает, а помогает придумывать  новые образцы изделия – вариации тела совершенного человека, с которым у творца, а затем и у зрителя может сложиться мистическая связь.

И эта связь продиктована историей создания: первые известные упоминания о манекенах восходят к Древнему Египту. В ту пору  манекены использовались для представления одежды и украшений на фараонских погребальных статуях. Говорят, в гробнице Тутанхамона нашли изображение его торса, обряженного в  одежды.

Уже позже, в  Древней Греции  применялись манекены в тех же целях, что и сегодня, – для демонстрации моды и стилей одежды: не исключено, что первыми в качестве моделей  раскрашенные фигурки из обожженной глины использовали портнихи Древнего Рима.  В  Средние века – в мануфактурах для демонстрации и тестирования одежды. В эпоху Ренессанса начали появляться более реалистичные манекены, которые создавались как скульптурные произведения. Три века назад, с развитием текстильной промышленности и появлением моды для всех,  понадобились  специальные манекены для использования в магазинах. Они были часто сделаны из дерева или поролона. А век назад манекены обрели иную плоть – стекловолокно, пластик и металл, что дало возможность использовать абстрактные формы, чтобы подчеркнуть особенности дизайна одежды.

Манекены и сегодня – часть розничной торговли, продукт швейной промышленности и изысканных дизайнерских студий. Они стали произведениями искусства. Особенно когда они оснащены тканями согласно древним образцам и самобытному крою. Как, например, эта девушка в одном из магазинов Яффо, ставшего частью Тель-Авива.

Сочетание греческого и египетского – мифа о Пигмалионе и преданий о фараонах – было реализовано в американском фильме «Манекен» (1987). Художник,  сотворивший манекен прекрасной женщины, которую выставили на витрине универмага,  влюбляется в свое творение. Однажды  манекен оживает, и перед художником предстает египетская принцесса, умеющая перемещаться во времени.

Фигурины, как в  пору фараонов называли прародителей нынешних манекенов, были подобием богов. Но боги несли образ животных и птиц. А фигурины – красоту человека, равного богам.

Идея обожествления  чуда не исчезла. Тем более, что к его сотворению прикладывали руку люди духовного сана. По соцсетям  бродит легенда об итальянском монахе  Сан Марко, который  в 1573 году якобы использовал глину и дерево, назвав одетую куклу manichino. Принято думать, что это был тот самый образец манекена,  который доныне без существенных изменений используют в швейном деле, для привлечения внимания покупателей или представления модных трендов.

Иная версия такова. Термин «манекен» – от французского слова mannequin. Изначально это слово имело значение «маленькое изображение» или «макет».  Однако  французская версия  не случайна: именно Франция много веков считается законодательницей  в мире моды. Манекены прилежно служат в  бутиках на Елисейских полях, исполняя сразу две роли –   посетителей и дублеров службы охраны.

Кстати термин «mannequin» носит и весьма обидные для русского уха перевод и смысл – чучело в магазинах и на подиумах.

Понятно, что точное имя создателя первого манекена мы вряд ли узнаем: использование манекена в различных формах было распространено в различных культурах на протяжении многих веков. Одно несомненно.

Манекен значительно упростил работу дизайнеров, выполнявших заказы высокородных особ.

Переехавший в Париж англичанин  Чарльз Уорт, ставший в 1860-х гг.  распоряжением  императрицы Евгении, супруги Наполеона III, официальным модельером двора, имел в активе не один манекен ее величества. Это обстоятельство, будучи обнародованным в  европейском монаршем доме, стало чем-то вроде спускового крючка. Ходит байка, что как-то в одночасье клиентами Уорта  оказались сразу девять королев и пять королей, которым, понятно, было не с руки всякий раз приезжать к модельеру на примерку.  Он сновал меж манекенов с бирочками, чтобы не ошибиться, кто есть кто, и отдавал распоряжения швеям. Правда, чтобы действовать со стопроцентной уверенностью, Уорт ввел в штат дам, которые, обладая абсолютно точными пропорциями, что и высокие особы-заказчицы, именовались двойниками.

Уорт настолько ловко управлялся как со снующей по ателье, так и с деревянной гвардией, что супруга Александра III — Мария Федоровна, зная о двойнике и своем, пардон, деревянном обличье,  делала  заказы по телеграфу, предоставляя кутюрье право выбора ткани и фасона, а также отправки готового наряда в Санкт-Петербург. Мария Федоровна действовала, как и остальные высокие особы. Она знала, что обращается к создателю  Haute Couture – штучных творений в верхнем ценовом сегменте, изготовленных вручную из роскошных материалов.

В домах моды  Чарльза Уорта все было абсолютно совершенно. Но у  манекена того времени был единственный минус – он был статичен.

Кутюрье обратились к инженерам. Так начали появляться конструкции, позволяющие менять положение частей тела. Применяли классический  принцип «Остановись, мгновенье, ты прекрасно»,  что помогало дизайнерам и портным решать  важную задачу: как смотрится та или иная ткань на изгибах тела  при ходьбе или сидении в кресле.

Сегодня модельер, работающий по индивидуальному заказу, стоит перед той же проблемой. Но у него более совершенные инструменты. Он  использует  трехмерное изображение живой модели. Затем оно обрабатывается на компьютере, а после создания  виртуального прототипа создается  макет, форма для изготовления и применяются материалы, среди которых  пенопласт, пластик, полиуретан, дерево, картон, металл, папье-маше.

Основа  обтягивается тканью,  регулируется по высоте, наделяется собственной позой – как правило, характерной именно для этого заказчика. Чтобы определить позу, нанимается фотохудожник, который готовит объемистое портфолио, из которого модельер выбирает наиболее  характерное для оригинала движение.

Общественная миссия манекена

Одно дело – одежда по спецзаказу, другое – для массового производства с промежуточным сегментом в виде моды  Prêt-à-porter, которая  отличается от серийной одежды текстильной промышленности ограниченным тиражом, но с авангардным дизайном. В этом случае манекены служат  исключительно в рекламных целях. Ведь обладание идеальной фигурой – точеными длинными ножками, мощным торсом  –  остается  несбыточной мечтой для потребителя. Особенно когда такие образцы одежды представляют манекены с внешностью Мэрилин Монро и Шона Коннери.

Поэтому  чаще используются манекены с нестандартной фигурой.  Их очертания психологически ближе покупателю. Раздвижные манекены позволяют регулировать размеры фигуры, учитывать анатомические особенности строения разных типов человеческого тела.

Штучный ли заказ или массовый – в любом случае манекен служит для примагничивания клиента.

Но бывает так, что и для отпугивания.

Необычный способ избавиться от вероятных попутчиков придумал однажды известный в Великобритании телеведущий Ноэль Эдмондс. Когда  он купил себе старенький кэб, многие из его знакомых вначале недоумевали. А потом поняли: именно то, что кэб давно, как говорится, отбегал свое, позволяет ему пользоваться заповедной автобусной полосой. То есть благополучно избегать пробок и заторов по пути на работу.

Все бы ничего, но в Англии привыкли к тому, что водители авто, как правило, с  пониманием относятся к просьбе подвезти. Коли авто  проносятся мимо голосующих на обочине, народ негодует и обещает крупные неприятности. Чтобы их избежать, Ноэль Эдмондз решился на хитрость. Он купил женский макенен, дал ему имя Кэндис, оснастил даму париком, шляпой, шерстяной кофтой, мобильным телефоном и усадил на заднее сиденье.

Теперь водитель был при пассажире. Но земляки Эдмондса почуяли неладное. При живой жене каждое утро выезжать из дому  с неизвестной красоткой  – в этом было что-то интригующее. Тогда Эдмондс купил Кэндис черный парик и еще пару комплектов одежды. Но и к брюнетке народ попривык. Хотя факт дал повод для новых сплетен.

Чтобы начисто отбить охоту у желающих попасть в салон его авто, Ноэль Эдмондс стал  подумывать о том, чтобы время от времени усаживать рядом с пластиковой красоткой ее молодого человека. Разумеется, из того же манекенового ряда.

Подмигни мне, Ла Паскуалита!

Манекены обычно двух видов. Бельгии в этом смысле повезло дважды. Самый узнаваемый образ в Брюсселе и всемирная достопримечательность – мальчишка   Manneken Pis. Второй образец – музей Ватерлоо, где в том числе представлена генеральская гвардия французов накануне решающего сражения 18 июням 1815 года, завершившего разгромом Наполеона.

Добавим, что идея изображения реальных исторических персонажей  с особой тщательностью и реализмом  в различных  обстоятельствах, чтобы создать интересные и живописные сцены, принадлежит знаменитой Madame Tussauds, создавшей  сеть музеев восковых фигур.

Специалисты в сфере черной магии воспринимают манекены как разновидность кукол, знакомых нам с младых ногтей. Они утверждают: подобно тому, как присутствие куклы в доме может до неузнаваемости изменить жизнь его владельца,  манекен  за стеклом витрин обладает чувствами и неизменно влияет на всякого, кто вступает с ним в неслышную беседу.

Особенно остро знатоки темы чувствуют признаки такого общения, находясь в связи с элитой манекенного мира.

Яркий представитель этой элиты с марта 1930 года взирает с витрины магазина одежды La Popular в городе Чиуауа на севере Мексики.

Имя манекена в образе очаровательной молодой женщины в платье невесты – Ла Паскуалита, то есть «малышка Паскуале». Старожилы подтверждают: так звали дочь хозяина магазина Pascuala Esparza. Дескать, девушка готовилась к свадьбе, однако  ее укусил скорпион, и она скончалась. И вроде бы Esparza, который не смог пережить удар, решил не хоронить дочь, а спустя какое-то время выставить на витрине мумифицированное тело.

Как это возможно? Да очень просто. Достаточно связаться с индейцами племени пима, и те сделают все, как говорится, в лучшем виде.  На то, что эта версия правдоподобна, наталкивает ряд фактов. Лицо Ла Паскуалиты – застывшее лицо идола-манекена – обладает особенностями: глаза с капиллярами, морщинки, натуральные волосы, пожелтевшие ногти. Это делает облик необычайно живым.

У  туристов, которые ради Ла Паскуалиты толпами приезжают в мексиканскую глубинку, оправдывая название магазина La Popular  создается странное впечатление. Они созерцают не манекен, а  внезапно застывшую  женщину  с  мечтательно-отстраненным лицом, на котором не угас след румянца.

Само совершенство, как бы пропела няня Мэри Поппинс. При первом же взгляде на нее люди понимают, что этот манекен не имеет ничего общего с безликими пластиковыми штамповками, которыми уставлены рядом стоящие магазины.

Местная пресса свидетельствует: время от времени жители Чиуауа обращаются в полицию, чтобы провести расследование обстоятельств исчезновения девушки. Проверок за несколько десятилетий было несколько. Результат неизменен: манекен настоящий, из воска и пластика.

– Да вы посмотрите, настоящий человеческий труп – многослойные ногти,  складки кожи, расположение сосудов, а на ногах – явное варикозное расширение вен.

– Или просто талантливо выполненная работа! – говорят блюстители порядка, выталкивая самых горластых посетителей за дверь полицейского участка. – Вперед, господа! Еще пара-тройка таких экспонатов – и можно открывать собственный музей мадам Тюссо.

– Но мы не хотим, чтобы на центральной улице городка красовался труп! – доносится из-за двери.

– Ну так переезжайте в другой город, Мексика – страна больших пространств, – звучит стандартный совет.

Как реальность, подается самый последний довод: на кукле дважды в неделю появляется новое одеяние.

– Возьмите фотоаппарат и принесите снимок – кто, когда и как переодевает манекен, тогда поговорим…

Чего нет, того нет. Как и свидетелей того, что Ла Паскуалита время от времени подмигивает, якобы назначая тайное свидание юноше, особо склонному верить в запредельщину.

Того поднимают на смех: дескать, ничего себе,  сыскал молодку, которой пошел второй век, иди проспись! Кстати, о снах.  Исабелла, местная толковательница снов, утверждает, что увидеть во сне женский манекен означает появление соперницы в любви, а оживший манекен – к приятным воспоминаниям.

Но юноша твердит свое: «У меня другой случай! Вот мне она подмигнула».

– Про подмигивания в соннике ни слова, – и Исабелла наподобие шефа полицейского участка выталкивает вон обладателя избыточных гормонов и фантазии.

А все оно, тяготение к красоте

Разумеется, витринные модели – не единственные в ряду потомков древнеегипетских фигурин.

На них отрабатывают удары спортсмены, их используют на тренажерах по оказанию первой помощи пострадавшим, при проведении следственных экспериментов. Их запускают в космос, погружают в океанские пучины, сажают в салоны новых моделей автомобилей. И все – для того, чтобы спасать человеческие жизни.

А нередко и хозяйское добро. Случается, изготавливают стражей из подручных материалов. Но образ (если сравнить его с создателем) вполне угадывается. Типичное явление при входе на приусадебный участок  в ФРГ: манекен в облике владельца домохозяйства – мастерового, которому не страшна никакая работа.

Манекены расширили возможности криминалистов, инженеров, военнослужащих: участие антропоморфных кукол в экстремальном эксперименте является залогом его успеха.

Что перед нами? Подтверждение строки из «Баллады о манекенах» Владимира Высоцкого: «Бог создал человека, как пробный манекен»…

Но кем  бы ни был  человек по профессии, он  не перестал испытывать желание быть привлекательным. В том числе при подмоге собственными руками изготовленного манекена.

Фото автора.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Красильщиков Аркадий - сын Льва. Родился в Ленинграде. 18 декабря 1945 г. За годы трудовой деятельности перевел на стружку центнеры железа,километры кинопленки, тонну бумаги, иссушил море чернил, убил четыре компьютера и продолжает заниматься этой разрушительной деятельностью.
Плюсы: построил три дома (один в Израиле), родил двоих детей, посадил целую рощу, собрал 597 кг.грибов и увидел четырех внучек..