Борис Гулько | Конвергенция Андрея Сахарова и идеациональность Питирима Сорокина
История знает немало подвигов борцов за идею. Счастливы те из них, идеи которых значительно пережили самих борцов. Моё поколение граждан СССР наблюдало героическую борьбу диссидентов с властью. Эта борьба знала несколько фронтов. Самой значительной личностью в советском диссидентстве был академик А.Д.Сахаров.
Сахаров мужественно защищал права человека в СССР. Он поддерживал борьбу евреев, стремившихся покинуть СССР. Как выдающийся учёный, А.Д. стремился сформулировать наукообразную программу, способную, ему представлялось, решить проблемы его страны, да и всего мира. Сперва «Размышления» А.Д. в форме письма вождям СССР появились в «самиздате» в начале лета 1968 года и были вдохновлены, очевидно, «Пражской весной». В конце своего жизненного пути А.Д. подвёл итог этим поискам в эссе 1989 года: «КОНВЕРГЕНЦИЯ, МИРНОЕ СОСУЩЕСТВОВАНИЕ». В нём он писал: «Я убежден, что единственным путем кардинального и окончательного устранения… глобальных проблем является глубокое встречное сближение мировых систем капитализма и социализма, охватывающее экономические, политические и идеологические отношения, то есть, в моем понимании, конвергенция». «Конвергенция подразумевает отказ и от догматизма капиталистической идеологии», пояснял он. Включал А.Д. в свой проект решения глобальных проблем и идею общемирового правительства.
Впрочем, концепцию конвергенции России и США как ключа к прогрессу задолго до Сахарова предложил другой выдающийся русский учёный, один из столпов социологии Питирим Сорокин (П.С.). В юности активный эсер, П.С. успел посидеть в царской тюрьме; между революциями побыл секретарём Керенского; после октябрьского переворота провёл время в расстрельной камере. В 1922 году П.С. покинул Советскую Россию с организованным Троцким «Философским пароходом», спасшим часть российской интеллигенции (реально, всё же, поездом). Завершил путешествие П.С. гарвардским профессором.
Не замечая в начале нынешнего века признаков ничего подобного, в тогдашнем эссе «Памяти нашей культуры» я позволил себе мрачную шутку, что в конвергенции России и США не больше смысла, чем в браке покойника и живого. Сейчас, наблюдая всё большее прорастание черт усопшего СССР в облике США приходится признать, что если считать реально происходящую конвергенцию двух стран браком, то в нём явственны признаки сексопатологии – нечто из области некрофилии.
Историк и публицист Виктор Дэвид Хансон назвал в своём эссе от 1 апреля «10 радикальных правил, меняющих Америку». Дежавю, я узнал эти правила! Конвергенция работает! Вот некоторые из правил Хансона (номера даны им):
2) «Законы больше не являются обязательными… Некоторые бунтовщики преследуются за нарушение федеральных законов, другие нет. Аресты, судебное преследование и судебные процессы – всё стало условно. Идеология регулирует, в каких случаях закон по-прежнему является законом… Является ли жертва действительно жертвой, а обидчик обидчиком определяется тем, насколько преступление полезно для широкой повестки дня левых». Тема юстиции в СССР слишком печальна, чтобы писать о ней подробно. Лишь несколько терминов из советского быта: репрессии, политзаключённые, «телефонное право», и имена пострадавших из самых известных: Александр Солженицын, Иосиф Бродский, Иосиф Бегун, Андрей Сахаров.
3) «Расизм в настоящее время является приемлемым. Мы определяемся в первую очередь нашей этнической или религиозной принадлежностью, и только, во-вторых, если вообще, «американской общностью». Явное исключение белых из общежитий колледжей, «безопасных помещений» и федеральных программ помощи в настоящее время неопровержимо». Если вы еврей и поступали в СССР в университет или искали достойную работу, эти факты американских будней вам по прошлой жизни хорошо знакомы.
6) «Лицемерие. Активисты движения за изменение климата летают на частных самолетах. Воины социальной справедливости живут в охраняемых общинах. Элита из мультимиллиардеров жалуется на преследования сексизма, расизма и гомофобии». Ну, лицемерие с пола до потолка – это из советской жизни. Типичен советский анекдот: «Запишите меня к доктору ухо-глаз. Я слышу о жизни в СССР одно, а вижу вокруг совершенно другое».
8) «Маккартизм признан положительным. Уничтожение жизней и карьеры за неправильные мысли считаются спасающими жизни и карьеры. Отмена культуры и цензура признаны обеспечивающими необходимый порядок. Теперь, когда американцы знают, что одно неправильное слово, действие или взгляд в сторону отделяют их о потери средств к существованию, они более осторожны и будут вести себя более просвещенным образом. Гильотина социальных сетей является гуманным, научным инструментом пробуждения». Это – политические репрессии – пожившими в СССР тоже хорошо узнаваемы.
Кое до чего из списка Хансона мы в СССР не доросли. Не познали радостей неомарксизма, хотя настрадались достаточно от марксизма кондового.
Так в чём же надежда Западной цивилизации, если конвергенция СССР и США, предсказанная А.Д. и П.С. и описанная Хансоном дала столь плачевные результаты?
Вернёмся к началу эссе, к помянутой вертикальной типологии культур П.С. По этой теории существует 3 типа культур: снизу вверх – чувственный тип, в котором преобладает эмпирически-чувственное восприятие, и оценка действительности происходит в основном с утилитарной и гедонистической точки зрения; идеалистический, представляющий синтез чувственного и идеационального типов, и высший – идеациональный, основанный на религии, «на принципе сверхчувственности и сверхразумности Бога, как единственной реальности и ценности».
Мир, принявший максиму Ницше, тоже погружается в безумие. Самые яркие праздники на площадях городов Западной Европы и США – «Парады гордости геев». Учителя уговаривают младшеклассников менять пол. Сейчас для такой операции – химической кастрации, как повествует публицист Деннис Прегер, не требуется даже согласие родителей. Происходит демографическое угасание белой расы на радость неомарксистам, провозгласившим её ущербной и блоком для прогресса. Она обречена на замещение переселенцами из других рас и культур.
Но есть место в Западном мире, в котором идеациональный тип культуры имеет будущее. Это израильское общество. Гениальный Марк Шагал век назад написал: «Я свято верю, что без мужественного и библейского чувства в душе жизнь ничего не стоит». В Израиле значительное большинство евреев верят в Бога.
Здесь также зримы достижения неомарксизма. Тоже проводятся «марши гордости». Левые политики требуют отменить основной закон страны, постулирующий её еврейский характер. В периоды выборов здесь много дискутируют вопрос о харедим. Стиль жизни разительно отличает харедим от светских. В своих странных одеждах они выглядят марсианами. «Гомо советикус» привезли для харедим из СССР обзывалку «мракобесы», охотно пользуемую «русской партией».
Но именно харедим определяют будущее Израиля. Демографически они – самая перспективная группа евреев. Вера, традиции, стойкость общины харедим выдержали испытание тысячелетиями. Они служат Израилю якорем нормальности в море безумия современного Западного мира – конвергенции политической культуры умершего СССР с нынешней культурой смерти американского неомарксизма. Будни иудеев – антипод продукту этой конвергенции.
Нашла место в сегодняшнем мире и идея А.Д. о мировом правительстве. Где-то, наверное, в Давосе, собираются толстосумы вроде Сороса, технологические магнаты как Билл Гейтс и выдающиеся политики (предположу Клинтонов и Обаму) и думают: по какому пути направить мир? Но пока в йешивах Израиля харедим изучают Божескую мудрость, мир имеет и другой вектор движения – идеациональный.
Комментариев нет:
Отправить комментарий