пятница, 11 августа 2017 г.

ЕВРЕЙСКАЯ ТЕМА У НЕЕВРЕЙСКИХ ХУДОЖНИКОВ

✿ЕВРЕЙСКАЯ ТЕМА У НЕЕВРЕЙСКИХ ХУДОЖНИКОВ✿

Четверг, 02 Марта 2017 г. 19:09 + в цитатник 
Цитата сообщения ЕЖИЧКА ✿ღ✿ЕВРЕЙСКАЯ ТЕМА У НЕЕВРЕЙСКИХ ХУДОЖНИКОВ✿ღ✿

molbert-4 (350x302, 56Kb)
"Во мне слились перемешались
пророки, веры искрижали,
тысячелетия впути.
Исходы, бегства,караваны,
местечки, города истраны 
нигде покоя ненайти..."

М.Этельзон, "Еврей"

Как-то попалась мне на глаза репродукция картины современного украинского художника Александра Шабанова "Ищу человека", с таким пронзительным, мягким и философским изображением задумчивого, недоумевающего и грустного еврея, что мне захотелось познакомиться с творчеством этого художника поближе.

297432_original (519x700, 449Kb)
Мне казалось, что так передать суть народного характера может только представитель этого народа, но я нигде не нашла упоминания о том, что художник имеет какое-то отношение к еврейству. Тогда у меня возник интерес к тому, как нееврейские художники отражали еврейские характеры и жизнь еврейских общин в своих странах. Ведь в силу религиозной традиции мы не можем судить об этом до самого конца 19 века, когда появились первые еврейские художники, нарушившие религиозные запреты. ("Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли…")
Начиная с 15 века, с изгнания евреев из Испании, происходит постепенное распространение евреев по Европе, возникает интерес к их образу жизни. Евреи привлекали к себе внимание и многочисленных художников. Имеется сравнительно большое количество полотен, на которых запечатлены те или иные стороны жизни евреев. Несомненно, каждый из этих художников имел свое видение этого своеобразного и не совсем понятного ему мира. И сначала еврейский образ проник в живопись в качестве персонажей ветхозаветных и евангельских сюжетов, что понятно - христианство выросло из иудаизма, все персонажи Ветхого Завета и Евангелия были евреями. Многие художники никогда не видели евреев, не были знакомы с их бытом, традициями и внешностью, поэтому изображали на своих полотнах близких или знакомых им людей и допускали много фактологических ошибок. Доходило до смешного, как, например, на картине Веронезе, где ни лица, ни одежда, ни пейзаж не соответствуют образам библейской страны.
297619_original (700x443, 424Kb)
Художники даже не знали о таком важном для еврея обряде, как обрезание крайней плоти, что мы видим на многих картинах, например, на этой кисти Караваджо, где изображен младенец Христос.
297853_original (524x700, 372Kb)
Пожалуй, первые характерные еврейские лица появляются на полотнах Эль Греко, у которого была возможность видеть в Толедо единичных евреев, оставшихся от большой и процветавшей общины после жестоких лет инквизиции.
297985_original (700x700, 431Kb)
Говорят (это только слухи), что его возлюбленная, донья Иеронима, была скрытой иудейкой, и ее черты можно узнать почти во всех женских образах на полотнах Эль Греко.
298345_original (560x700, 215Kb)
Самое большое количество работ, посвященных еврейству, жизни еврейской общины Амстердама можно найти в творчестве Рембрандта. Кроме того он использовал живые модели и для написания картин на библейские темы, так как не только хорошо относился к евреям, но и жил с 1631 гола в Амстердаме в соседнем с еврейским квартале, почти рядом с синагогой. Ко времени его переезда из Лейдена в Амстердам там жило уже около 400 еврейских семей, выходцев из Испании и Португалии.
298496_original (700x504, 415Kb)
Рембрандт дружил со многими евреями, был знаком с их традициями и верой, даже на некоторых его картинах имеются надписи на иврите, например на этой (מְנֵא מְנֵא תְּקֵל וּפַרְסִין‎ - мене, мене, текел, упарсин - "исчислил Бог царство твое и положил конец ему; ты взвешен на весах и найден очень лёгким; разделено царство твое и дано персам")
298911_original (700x553, 451Kb)
Особенно близкие дружеские отношения были у него с главой еврейской общины Менаше
299020_original (652x695, 369Kb)
и Эфраимом Буэно, известным ученым и врачом, из разъехавшейся по все Европе уважаемой семьи Буэно, выходцев из Испании.
299463_original (549x700, 346Kb)
После смерти Саскии, а потом и второй жены, и любимого сына Титуса, после потери материального достатка и наступления одинокой старости, лишенный заказов, Рембрандт еще больше сближается с евреями, тянется к ним, создает 15 портретов пожилых евреев, в которых сумел выразить свое тогдашнее настроение и тоску, свое чувство униженности и отверженности, которое так роднит его с евреями.
299655_original (656x700, 322Kb)
Портреты старых евреев принадлежат к лучшим образцам портретного искусства, художник вложил в них свои привязанность и сочувствие к этому народу, уважение и любовь к нему.

Еще один голландский художник, Якоб ван Рейсдаль, прекрасный пейзажист, отличавшийся глубокой философичностью своих пейзажей, положил в основу своей картины "Еврейское кладбище" реально существовавшее на окраине Амстердама кладбище выходцев из Португалии с полуразрушенной молнией синагогой. Характерно, что при жизни художника эта картина называлась "Аллегория жизни человеческой".
300019_original (700x548, 472Kb)
Возможно, философское содержание картины навеяно Экклезиастом: "Как умирает тот, так умирает этот, и одно дыхание у всех. Все идет в место одно... и возвратится прах в землю, чем он был, а дух возвратится к Богу, который и дал его…"

Сильное влияние голландцев, особенно Рембрандта, проявилось в творчестве румынского художника Н.Григореску не только в манере, но и в портретах
300134_original (524x700, 222Kb)
и сюжетах, посвященных евреям и жизни еврейских местечек.
300423_original (366x700, 276Kb)
Самая большая еврейская община жила в Польше, но жизнь евреев и еврейских местечек не интересовала польских художников, только у трех из них эта тема нашла некоторое отражение в творчестве у братьев Gierymski
300873_original (522x700, 430Kb)
и Петра Михаловского, по картинам которого можно составить представление о том, как выглядели польские евреи в начале 19 века.
301158_original (700x428, 208Kb)
Есть одна картина у Пабло Пикассо, написанная в "голубой" период и отражающая не только его собственное подавленное настроение и душевный кризис, переживаемый им тогда, но и сочувствие к еврейскому народу.
301464_original (495x700, 321Kb)
В России, как и на Западе, еврейские образы первоначально использовались для изображения в живописи библейских персонажей, ничем внешне не напоминая истинных евреев. Даже И.Крамской изобразил в образе Христа совсем не еврея, а по слухам - самого себя.
301779_original (700x616, 357Kb)
Первым русским художником, стремившимся приблизиться к реальной исторической обстановке и отобразить истинный облик народа, носителя библейских мифов, был А.Иванов. Для этого он изучал и рисовал людей в еврейском квартале Рима, делая огромное количество эскизов для своей знаменитой картины "Явление Христа народу".
301839_original (368x700, 287Kb)
Это же можно сказать и о В.Поленове, который не только черпал вдохновение для библейских сюжетов в римском гетто, но и совершил путешествие по святым местам, делая множество эскизов и натурных работ.
302125_original (578x700, 453Kb)
Наталья Гончарова, потомок жены А.С.Пушкина, художница-авангардистка, тоже не обошла стороной еврейскую тему.
302576_original (586x700, 509Kb)
В описанных выше произведениях и в тех, что вошли в видеоклип, можно увидеть, что многих выдающихся художников-неевреев интересовали не только библейские сюжеты, не только их исторически и этнографически верное отображение, но и сами еврейские образы, особенности еврейских характеров и жизни еврейских гетто и местечек. И все же все эти художники, многие из которых были выдающимися, видели "еврейский мир" со стороны, его внешние приметы, их привлекала его непохожесть, загадочность, самобытность, но им трудно, почти невозможно проникнуть в его суть, до конца понять его особенности, осмыслить тот путь становления нации и ее расцвета, унижения, уничтожения и возрождения, те тысячелетия, которые пройдены и пережиты еврейским народом. Конечно, я упоминала только тех художников, которые изображали евреев и их жизнь реалистично, не предвзято, доброжелательно, без малейшего намека на антисемитизм. Карикатурные и, тем более, юдофобские произведения не являются предметом моего интереса.

А закончить я хочу тем, с чего начала, некоторыми образцами творчества интересного современного украинского художника-постмодерниста Александра Шабанова
302670_original (511x700, 416Kb)
Он родился в 1957 году в г. Донецке (Украина). Закончил Художественную школу г. Донецка, занимался в изостудии, учился в Московском университете им Н Крупской. Участвовал в областных и республиканских выставках . Является учредителем творческого объединения художников "Пленер".
302952_original (700x543, 414Kb)
Картины художника оригинальны и уникальны, пишутся маслом в направлении постмодерн, его работы уже давно занимают почётное место в коллекциях Украины, России, Польши, Англии, США, Канады, Австралии, Японии...
303117_original (492x700, 392Kb)
Посмотрите, в этих лицах философская мудрость, вселенская грусть, детская радость, неизбывная печаль, самоирония и вековая тоска, смех сквозь слезы и надежда...

Как всегда, предлагаю вашему вниманию видеоклип, в котором вы можете увидеть около 65 картин в сопровождении клезмерской музыки.



37001488 (100x100, 5Kb)



http://vanatik05.livejournal.com/12392.html

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Красильщиков Аркадий - сын Льва. Родился в Ленинграде. 18 декабря 1945 г. За годы трудовой деятельности перевел на стружку центнеры железа,километры кинопленки, тонну бумаги, иссушил море чернил, убил четыре компьютера и продолжает заниматься этой разрушительной деятельностью.
Плюсы: построил три дома (один в Израиле), родил двоих детей, посадил целую рощу, собрал 597 кг.грибов и увидел четырех внучек..