Мне, убежденному сионисту,
симпатичны эти люди, собравшие чемоданы и улетевшие обратно, в Москву. Я знаю
подлинную причину этого поступка – глаза внука.
Глаза принадлежат Верпуховскому Илье. Ему 15
лет. Бабушке Ильи, Софье Верпуховской, - 60, деду, Верпуховскому Григорию, 62
года. Среднее звено семьи отсутствует. Отец Ильи, единственный сын Софьи и
Григория, погиб при невыясненных обстоятельствах еще в 1993 году. Вдова через несколько месяцев удачно вышла замуж, и
она не возражала, чтобы все заботы о
ребенке легли на деда и бабку. Они же во внуке души не чаяли , и подобное
жестокосердие матери не огорчило Верпуховских. В 1998 году без особых проблем
было получено разрешение на выезд Ильи в Израиль. И они улетели. Это присказка,
сказка, как водится, будет впереди. Но пусть расскажут ее сами герои этой
истории.
ВЕРПУХОВСКИЙ Григорий. Я – филолог, доктор
искусствоведения. Долгие годы преподавал драматургию театра в одном из вузов
столицы. Не время и место скромничать, скажу, что мое имя в театральной жизни
России значило не мало. И дело не только в премиях за книги и популярности
среди профессионалов нашего дела. Я часто выступал по телевидению и, смею
думать, моя передача «Волшебный глобус» пользовалась значительной
популярностью. Я был, так сказать, специалистом широкого профиля, но делом своей
жизни считал анализ творчества Артура Миллера. Некогда, еще в студенческую
пору, меня потрясла до глубины души его пьеса «Цена» на подмостках БДТ. Вот с
тех пор я и «заболел» этим американским драматургом еврейского происхождения.
О происхождении Миллера обмолвился не случайно. Дело в том, что я
всегда ощущал себя евреем, и никогда не хотел быть никем другим. Мало того,
верил в действенную помощь только со
стороны евреев. Должен признаться, что в Университет я был принят только
благодаря всемерной поддержке одного профессора – еврея. Мне пришлось пережить
две серьезные операции – обе, и благополучно, сделали хирурги – евреи. И защита
кандидатской, как и докторской диссертаций, была обусловлена поддержкой
ученых-евреев. Еще в годы учебы я полюбил еврейскую женщину. И вот уже сорок
лет мы вместе.
Никогда не был националистом, но сознание
еврейства, как семьи, меня не покидало с детства. Должен также отметить,
что всегда интересовался традициями,
культурой моего народа. Не могу отнести себя к атеистам. Я, скорее, обычный
агностик, т. е. человек, позволяющий себе сомнение в бытие Божьем. … Ну, на
этом могу завершить свою «профессиональную», так сказать, характеристику.
ВЕРПУХОВСКАЯ Софья. Нашего сына, Иосифа, нашли
в лесу, у кольцевой дороги, мертвым. Он никогда не болел, а паталогоанатомы
сказали, что умер он от сердечной недостаточности. Следов насилия никто не
обнаружил, как и денег при нем и документов. А я знаю, совершенно точно, что
деньги и документы он взял с собой. И потом, зачем ему было оставлять машину и
уходить в лес? В истории его гибели все непонятно и страшно. Мне и вся Россия
казалась всегда непонятной и страшной страной. Иосиф этого не чувствовал и не
видел никогда. Он и женился на Таньке. Он говорил, что в России жить весело,
интересно и возможности для бизнеса фантастические. … А теперь его нет…. Только
Илюшка с нами, его сын. Он совершенно замечательный ребенок: очень добрый и
талантливый. Он и в России не знал, что такое четверки, а здесь выучил иврит за
три месяца. Он говорит на древнееврейском языке и пишет на нем, как его
прадед – раввин.
Ах да, чуть не забыла, вы хотите, чтобы я
рассказа о себе. Рассказывать особенно нечего. Это Гриша, мой муж, сделал
ученую карьеру, а я работала в школе, преподавала историю. Стаж – 35 лет. До
объявленных свобод приходилось врать, но я это делала в особом, беглом стиле, и
мои ученики тогда скучали и перешептывались (сама слышала): « Опять Софа
брешет».
Мы жили неплохо. Ну, сами знаете,
при "джентльменском наборе": квартира в центре, машина, дача в престижном месте,
в Красной Пахре. Не скажу, что когда-нибудь особенно остро ощущала
антисемитизм. Я говорила о страхе и непонимании, но это общие категории. Я
думаю, что Россия страшна и непонятна для людей всех национальностей, включая
русских.
Признаюсь, не было у меня интереса, как у
мужа, к евреям и проблемам вокруг Израиля, но и свою еврейскую идентификацию
мне, по духу, никогда не требовалось укреплять разного рода подпорками. Я
еврейкой родилась, еврейкой умру – и этим все сказано.
ВЕРПУХОВСКИЙ Илья. О маме говорить не хочу.
Там и толковать не о чем. Отца я помню хорошо. Он был какой-то очень уж
быстрый. Он всегда куда-то торопился. Он меня целовал мельком, и бежал дальше.
Помню, что вечно пробовал его остановить. А он кричал: « Занят, Илюха, по горло
занят. Бегу! Умираю!» И вот он умер на самом деле, а мама ушла от нас к тому
человеку. Он старый и очень богатый. Он, наверно, неплохой мужик. Однажды меня
подкараулил у школы, посадил в машину и сказал, что очень хочет, чтобы мы жили вместе.
У него нет детей, и я буду ему как сын. И не в чем не узнаю отказа. А я ему
сказал, что не могу предать деда, и бабушку предать тоже не могу. Он сказал,
что все понимает. И, наверно, я прав, и он меня уважает за такие слова, а потом
попробовал всунуть мне 100 долларов на «мелкие расходы». Я вежливо отказался
взять деньги. Я сказал, что мы не нуждаемся, но на самом деле мы тогда сильно
нуждались, потому что бабушка уже не работала по болезни, а у деда дела шли все
хуже и хуже….
Он у нас замечательный, дед. Совсем не
такой, как все. Он об обычном никогда не
говорит. Все о небе. Это так бабушка – Соня считает. Это ее обычная фраза: «
Гриня, ты ходишь по земле, а говоришь только о небе». На самом деле, я думаю,
ей нравится, что у нас такой дед и мне нравится тоже. У деда в России было
множество учеников. Они его очень даже уважали. И каждый месяц приглашали то на
защиту диссертации, то на свадьбу. На свадьбах дед никогда не говорил о небе.
Он вообще мало говорил, а много пил, пел и танцевал. Он меня часто брал с
собой, и мне мой дед на свадьбах тоже очень нравился. А потом он сильный и большой, а бабушка совсем маленькая. Я ее
давно перерос, еще в шестом классе.
ВЕРПУХОВСКИЙ Григорий. Вы не думайте, я прекрасно знал, что никому
не нужен в Израиле в мои лета и с моей профессией, но мне был нужен Израиль. Я
думал, что в Иерусалиме мое место. И там оно было всегда. В России стало жить
совсем мучительно. Многих евреев
особенно не волновала новая и очень грязная волна юдофобии. Я же все это
коричневое безобразие воспринимал крайне остро. Увидел однажды, как эти фашисты
отрыто маршируют в парке, среди бела дня, и подумал, что нужно разорвать эту
проклятую цепь унижений. Еврей с чувством собственного достоинства просто не
имеет права жить в стране, где происходит такое.
Мы устроили семейный совет. Илья решительно
проголосовал «за». Соня сомневалась, но она женщина – ей положено сомневаться.
В любом случае, двумя голосами против одного воздержавшегося, мы решили ехать.
Моя супруга только кажется женщиной хрупкой.
На самом деле она прекрасный и волевой организатор быта. Мы неплохо продали все
наше имущество. Сели в самолет – и через три часа оказались на родине предков.
С квартирой не стали тянуть. Мы взяли беспроцентную ссуду, прибавили свои
деньги и купили небольшую квартиру в новом районе Иерусалима. Илюша начал
учиться. Соня успешно лечиться от болезни суставов. А я попытался доказать
Израилю свою необходимость специалиста по театру. В «русских» газетах я
напечатал несколько статей о творчества Артура Миллера. Они были встречены
тепло, но на этом все мои успехи на прежнем поприще кончились.
До пособия было еще далеко. Деньги,
привезенные с собой, быстро испарились. Нужно было что-то делать. Иврит у меня
не пошел, и я понимал, что шансов устроиться на преподавательскую работу по
специальности нет у меня никаких. …Вы, конечно, ждете, что последует обычная
история бедного репатрианта, вынужденного
взяться за черную и неблагодарную
работу, забыв об успехах, почете и уважении на родине. Да, все это случилось,
но с горестной поправкой на ложь. Мою ложь.
Однажды вернулся из университета, опустился в кресло у
телевизора, но увидел не изображение на экране, а глаза моего внука.
-
Ну, как, дед, дела? – спросил он. /
И тут я не
выдержал. Не знаю, что со мной случилось. Никто и никогда не мог упрекнуть меня
в лживости, но я сказал внуку неправду.
-
Все замечательно! – сказал я ему. – Меня, кажется,
взяли на работу в Университет, только в Тель-Авивский.
-
Баба! – заорал внук. – Дед опять будет преподавать свой
театр! Ура!
-
Без иврита, - удивилась Соня, вытирая руки фартуком. –
Это непонятно.
-
Они организуют курсы драматургии на русском языке, -
соврал я. – Им нужны педагоги славистики. В особых случаях мне дадут
переводчика.... А потом кое-какой английский у меня есть.
Тут я разнервничался совсем, меня понесло, я
кричать стал:
-
Семь книг, десятки статей! Ты думаешь, они не понимают,
с кем имеют дело?!
-
Я ничего не думаю, - Софа пожала плечами и ушла на
кухню.
В тот день я
устроился мыть автобусы на Тахане мерказит, но там приходилось работать ночью и
тут не соврешь, что Университет перешел на ночное обучение студентов.
Пришлось искать другую работу. Вы сами видите,
что мужчина я не мелкий и силой Бог не обидел. Долго искать не пришлось.
Устроился в бригаду мойщиков лестниц. С
утра хозяин развозил нас на своем микроавтобусе по точкам, а после работы
забирал. Платили совсем немного, но в моей семье знали, что и в Университете
труд «безъязыкого» профессора из России оплачивается не густо.
Все успокоилось. Илья мне верил, а Софа,
видимо, нет. Слишком часто она вздыхала, на меня глядя.
ВЕРПУХОВСКАЯ Софья. В Торе сказано, что муж и
жена – одна плоть. А теперь скажите, можно обмануть свою собственную плоть?
Невозможно это. Я, как учительница истории, скажу вам еще вот что. Народ и
государство должны быть одной плотью. Иначе – беда. Здесь тоже обман
невозможен. Пример с Россией у всех на виду. А мы с Гришей живем дружно и в
любви уже много лет. Тут никакой обман невозможен. Но я только один раз
показала, что подозреваю его в обмане. И очень в этом раскаиваюсь. Тогда мужа
моего понесло. Он в тот момент, похоже, и сам уверовал в то, что работает в
университете.
-
Сонь, – сказал он. – Меня сегодня замечательно слушали.
Я им толковал о «Смерти коммивояжера». Я им говорил о вечном конфликте иллюзий
и действительности, о трагической драме внутри семьи. Я говорил о возвращении
блудного сына, о мифологемах пути и о смерти. Они слушали так тихо, что было
слышно, как где-то далеко, в парке, садовники стригут машиной кустарники.
-
Иллюзии и действительность, - сказала я тогда. – Это
актуально.
-
Ты о чем, - насторожился Гриша.
-
Да так, - засуетилась я. – К слову. Не обращай
внимания.
ВЕРПУХОВСКИЙ Илья. Дед устроился на работу. Он
был очень горд и сказал так: « Он счастлив, что
оказался нужным государству евреев. Нужным оказались богатства его души
и знаний».
-
Это, - сказал дед. – Главное, когда людям и стране
нужен ты настоящий, а не обычный раб для того, чтобы заткнуть дыру в хозяйстве
государства.
Он еще сказал, что когда-то, давно, сионизм
приказывал людям подчиняться высшему приказу, государственной необходимости. И
тогда скрипачи становились пахарями, математики – слесарями, а поэты –
солдатами. И, слава Богу, что теперь еврейскому государству нужны личности,
таланты, а не простые винтики, обеспечивающие прибыли хозяев жизни».
У меня хорошая память. Я всегда запоминал то,
что говорил дед. Мало того, мне его слова с детства казались истиной в конечной
инстанции. Я не просто уважал деда. Я боготворил его.
Так получилось, что мне, в срочном порядке, пришлось
отнести нашему заболевшему учителю какой-то пакет. Я поднялся в лифте на
последний, девятый, этаж богатого дома. Отдал пакет и зачем-то решил
пробежаться вниз, по лестницам. До сих пор не могу понять, как эта дурацкая
мысль пришла мне в голову. Ну, и побежал …. Лестница показалось мокрой. Потом я
услышал шум льющейся воды – и сразу увидел деда. Он мыл лестницу. Он хорошо и
ловко делал это с помощью швабры и тряпки. Черный халат был на моем деде, а на
ногах резиновые боты. Я почему-то сразу возненавидел эти гнусные боты и швабру
возненавидел, и тряпку. Я стоял и смотрел на деда. А он заметил меня не сразу,
а когда увидел, выронил свою дурацкую швабру и сел на мокрые ступеньки. Он
ничего не говорил и не смотрел на меня больше. Только вдруг резко отвернулся, и
плечи его задрожали.
Я никогда раньше не видел плачущего деда. И
мне не понравился такой дед. Все вдруг перевернулось, потому что передо мной
был совсем другой человек. Я сел с ним рядом. Штаны сразу промокли. Я тогда
подумал: ничего страшного, на улице жарко и пятно сразу высохнет.
-
Устал, - вдруг сказал дед. – Знаешь, мне все-таки не
восемнадцать лет и даже не сорок. … Впрочем, дело не в том, какую работу ты
делаешь, а в том, как ты ее делаешь.
-
Ты отлично мыл лестницу, - сказал я. – Настоящий класс.
Никогда не видел, чтобы лестницы мыли так хорошо.
-
Знаешь, - сказал дед. – Бабушке не обязательно знать об
этом.
-
Совсем необязательно, - согласился я. – Ты извини, мне
в школу нужно бежать. Я то бы я тебе помог.
-
Нет проблем, - сказал дед. – Эта лестница легкая. Тут
живут нормальные люди. Бывают такие подарки …
Я тогда не стал спускаться вниз дальше по
лестнице. Я лифт вызвал, а дед все говорил о том, что в домах с лифтом всегда
работы меньше, чем в трущобах без лифта. И есть у них в бригаде интриган один,
который лижет зад хозяину, и ему всегда достаются чистые лестницы.
ВЕРПУХОВСКИЙ Григорий. Умирать буду, а не
забуду глаза Ильи. Будто я вдруг выстрелил в него, в родного внука. И не просто
выстрелил, а пальнул из гранатомета. Никогда не видел у него таких глаз.
Смотрел на внука и думал, что больше никогда не смогу взяться за швабру. Он
потом говорил то, что нужно. Он у нас умный и добрый парень. Только это было
уже не важно, потому что до слов были его глаза. Я тогда подумал, что все мои
ученики в прошлом и благодарные читатели, да и все искусство театра – все это
не имеет никакого значения, что теперь я живу только ради Ильи, ради его уважения и любви ко мне. И вот теперь это
невозможно. Теперь мне ждать нечего, кроме презрения и равнодушия. И от жизни,
выходит, нечего ждать. … Я домыл ту
лестницу, будь она проклята, но не стал ждать хозяина. Спрятал форму свою и
ведро в каморке Переоделся. Я шел домой пешком через весь город. Я думал, как
жить дальше, потому что глаза моего внука мне показались той гранью, за которой
была полная пустота и мрак.
ВЕРПУХОВСКАЯ Софья. Я сказала - он
сумасшедший. Забыл, что это он привез нас в Израиль. Это он кричал на всех
углах о родине предков. А потом я поняла, что Гриша внезапно стал другим человеком,
сломленным, растоптанным. Он совсем не
говорил о небе в тот момент, а все о земле и о земле. Я поняла, что этот отъезд
необходим ему, как последний шанс остаться самим собой в глазах внука. Я так
решила, потому что он все время говорил об Илье, о нашей ответственности перед
мальчиком. …. Вообще-то он бормотал о наболевшем очень сбивчиво, но твердо, и
я поняла тогда, что обратной дороги нам не избежать.
Вот, пожалуй, и все. Они продали квартиру,
рассчитались с долгами. У них еще остались кое-какие деньги. На эти гроши была
куплена двухкомнатная квартира в Подмосковье, в панельном доме без лифта. Илья
учиться вновь на одни пятерки. Верпуховский Григорий устроился почасовиком в
свой старый институт. Платят гроши при смехотворной пенсии. Старики с большим
трудом сводят концы с концами. Об Израиле доктор искусствоведения вспоминает
редко.
2003 г.
Комментариев нет:
Отправить комментарий