Было время на Руси, когда игру на народных инструментах причисляли к «греху, равному пьянству». Почитателей этого искусства церковь считала язычниками, отвлекающими людские души от Бога. Несмотря на притеснения, народ продолжал гудеть, балагурить и бренчать, придумывая всё новые и новые инструменты. А как иначе, когда в русских жилах взыграла музыка!…
![](https://lh3.googleusercontent.com/blogger_img_proxy/AEn0k_v5bYQpsHFt-Uik5UCinL4FtGOX8lKdzbCPW3jxIogntXfDFxj_9OMXJ-T3nSNmJwJ0eSgayhcPCogMNml5wkPQpqu4n-EIJD9R_ZI=s0-d)
Звездный час домры
Не случайно в старину звук струн назывался «гудением». Вот, к примеру, домра – трехструнный инструмент с круглым корпусом. Без него не обходилась ни одна «светская вечеринка» XVI-XVII века.
![Давид-псалмопевец_Годуновская_псалтирь_Домра Давид-псалмопевец_Годуновская_псалтирь_Домра](//lh5.ggpht.com/-zaZtTAvtozg/VKB1HthSwyI/AAAAAAAH-aY/DBFmfNegnRA/Image.jpg?imgmax=800)
Музыканты, играющие на домрах. Годуновская псалтирь, 1594 г.
Развлекаться русский народ о-го-го как любил! Более того, умел это делать профессионально – при царском дворе существовала целая «Потешная палата» – в духе современного музыкального коллектива, основу которого составляли скоморохи – музыканты и балагуры, залихватски играющие на домрах, гуслях, гудках и прочих древнерусских инструментах.
Но как говорится «делу – время, а потехе – час». Звездный час домры сменился часом расплаты: обеспокоенные развитием светской культуры, служители церкви ополчились на музыкантов и объявили представления скоморохов «бесовскими игрищами», а домры вывезли из городов русских и сожгли.
Досточка гусельная
Гусли – самый древний музыкальный струнный инструмент, воспетый в русских былинах и сказках. На гуслях играли герои русского эпоса: Садко, Добрыня Никитич, Боян. Название инструмента произошло от древнерусского слова «густы», что значит «гудеть на струнах».
![7e527e37 7e527e37](//lh5.ggpht.com/-L_WhZ5va36A/VKB1KKRw0oI/AAAAAAAH-ao/Q-mVyolapdY/7e527e37_thumb%25255B8%25255D.jpg?imgmax=800)
Гусляры на Руси были нарасхват – их музыка являлась частью бытовой, обрядовой, духовной, светской и военной жизни народа. Овладеть искусством игры на гуслях не просто. По сути, гусли – это струнный вариант «клавишных». Инструмент имел горизонтальное положение – доска с натянутой в несколько рядов тетивой.
![28998a8478f9 28998a8478f9](//lh6.ggpht.com/-9H0ABr3GDnI/VKB1Mt9_F5I/AAAAAAAH-a4/XpjhcrdrKRY/28998a8478f9_thumb%25255B7%25255D.jpg?imgmax=800)
Поначалу на гуслях играли с колен, а со временем они стали «столообразными», то есть на ножках. В XVIII веке, благодаря своим отличным звуковым качествам, гусли успешно конкурировали в России с иноземными струнными инструментами, и даже продавались за границу.
Балалайку в руки – и пошла потеха…
Есть ли такой человек на земле, который не знает, что такое балалайка. Этот нехитрый инструмент болтает себе да бренчит просто и без претензий. Ну, а русскому крестьянину другого и не надо. Он из себя Страдивари строить не будет – возьмет балалайку в руки, а ноги тут же сами пустятся в пляс.
![4fda275d7233 4fda275d7233](//lh4.ggpht.com/-Vlm63-b5wOA/VKB1O5qQIuI/AAAAAAAH-bI/n6ML8AZNKX0/4fda275d7233_thumb%25255B9%25255D.jpg?imgmax=800)
В народе «балакать», «балагурить» означает «болтать» и «пустозвонить». Однако за этой простотой скрывается невероятная музыкальность. Балалайка рождена из полена. Самая голосистая та, что сделана из ели. «А почему не из березы?» – спросите вы. А потому, что у ёлки самый высокий акустический диапазон. К тому же, ель придает звучанию более резкий и звонкий оттенок.
Не музыка, а свистопляска…
У нас на Руси инструменты не только вырезали из дерева, но и лепили из глины. Музыкальные игрушки в виде коней, всадников, оленей, собачек или птиц с тремя-четырьмя отверстиями в народе назывались «свистульками». Любопытно, что каждая из таких «свистящих» фигурок имела свое символическое значение.
![clip_image004 clip_image004](https://blogger.googleusercontent.com/img/b/R29vZ2xl/AVvXsEgYmNeMwjOX-dYfU69lNLm0GBFuF177s5hi9divXy8h_y8qjxKm3VhIC88s8jA4-ARTifIxduphUysvacjeVnoO-WVnVApxRtwBwpdoBzK2Xw8lmesuaL8M-VYED7g4GJu0NX0vdaN88oo/?imgmax=800)
Например, птица, часто в виде петушка, отражала народное представление о счастье. Еще свистульки использовались как игрушки для детей, но в то же время имели ритуальное значение. С языческих времен свистульки служили магическими инструментами: в засуху вызывали дождь, в непогоду – зазывали солнце. Этот обряд так и назывался – «свистопляска». Вот, оказывается, откуда пошло это популярное и сегодня слово, означающее всякое буйное, неистовое и неорганизованное веселье.
Хороша ложка к обеду – да не только!
Когда русскому человеку хочется праздника, да так чтобы с азартом, в ход идут не только ложки, но и сковороды, тазы, печные заслонки… Словом всё, что может издавать звук. Среди предметов домашней утвари даже коса и пила «звучала» и «играла».
![Лубок_Медведь_с_козою_прохлаждается Лубок_Медведь_с_козою_прохлаждается](https://blogger.googleusercontent.com/img/b/R29vZ2xl/AVvXsEhJGhKUBe-dneDNq3ytveUEBfkWrwsME9VUjAjiCSZcXfTVXQtnYbI_7Hr75bkx5Clhp7isMOf6HT469n8bQIYA-yzbP-QgFfSnk_CT3zATmdYNBU3EPzDZIz75hQeH-moIMJv2TDOq78rr/?imgmax=800)
Однако из всех предметов быта, мировую музыкальную известность получили именно ложки, расписные, деревянные – хороши и к обеду, и к празднику. В игровой комплект ложек могли входить 2, 3 или 4 ложки среднего размера и одна – начальница, что побольше. Дело в том, что разные по размеру ложки создавали целый каскад звуков.
Как из огорода на званый ужин попасть
К звуку и музыке у русского народа сначала был чисто практический интерес. Вот, например трещотка – известная сегодня как культовый народный ударный инструмент – первоначально использовалась для отпугивания птиц с огородов.
![2985839117--muzykalnye-instrumenty-treschetka-veernaya-zelenaya-n3934 2985839117--muzykalnye-instrumenty-treschetka-veernaya-zelenaya-n3934](https://blogger.googleusercontent.com/img/b/R29vZ2xl/AVvXsEjb-YtDip-0FTh5FOOx9yK8PbIPRi-RnrCQZPBARcHo1IHEFh0szoqhxCB5U_agnU9PoxOnudF8A9VwGWGfsugAoblNsBzj_-DIhfBUYhl6kUHEBsbFZq4sHqmZhELEdz6-Gp3EL7cc1GJv/?imgmax=800)
Любопытно, как В. Даль в толковом словаре объяснял слово «трещотка» – снаряд, устроенный для того, чтобы трещать, грохотать, шуметь. Музицировать на круговой трещотке было действительно невозможно – только кур смешить, ну, или пугать. Со временем трещотка приобрела эстетичный вид и стала воистину музыкальной.
Ряд дощечек (до 20 и более), разделённых узкими планочками и нанизанных на ремешок издавали поток звуков – звонких, глухих, скрипучих. С этих пор без трещотки уже не обходился ни один свадебный обряд или застолье.
Труба зовет
С древнейших времён восточные славяне использовали музыкальные инструменты в ратном деле для поднятия бодрости духа войска и в качестве сигнальных оповещений. Если переводить на современный язык, то труба, по сути, выполняла функции сотовой связи. При помощи этого громогласного инструмента можно было «общаться» на расстоянии.
![clip_image007 clip_image007](https://blogger.googleusercontent.com/img/b/R29vZ2xl/AVvXsEjQOfaMfqSyWY1VG2NiRMKiXvmnvySWSzV1OqU-JxEpisgWm4_qVObMbiQLLZTge2oY8sQ7lXM7krirf22x98AL-LXZWOJ-RAdcnPzBOE10yhc6byGKPVau6Ywf9aP0jmPa_RnJ_U61A6c/?imgmax=800)
В знаменитой Липецкой битве князь Юрий Владимирский имел в своем войске шестьдесят деревянных труб, а в войске Ярослава, его противника, их насчитывалось сорок.
Карина Никульникова
Звездный час домры
Не случайно в старину звук струн назывался «гудением». Вот, к примеру, домра – трехструнный инструмент с круглым корпусом. Без него не обходилась ни одна «светская вечеринка» XVI-XVII века.
![Давид-псалмопевец_Годуновская_псалтирь_Домра Давид-псалмопевец_Годуновская_псалтирь_Домра](http://lh5.ggpht.com/-zaZtTAvtozg/VKB1HthSwyI/AAAAAAAH-aY/DBFmfNegnRA/Image.jpg?imgmax=800)
Музыканты, играющие на домрах. Годуновская псалтирь, 1594 г.
Развлекаться русский народ о-го-го как любил! Более того, умел это делать профессионально – при царском дворе существовала целая «Потешная палата» – в духе современного музыкального коллектива, основу которого составляли скоморохи – музыканты и балагуры, залихватски играющие на домрах, гуслях, гудках и прочих древнерусских инструментах.
Но как говорится «делу – время, а потехе – час». Звездный час домры сменился часом расплаты: обеспокоенные развитием светской культуры, служители церкви ополчились на музыкантов и объявили представления скоморохов «бесовскими игрищами», а домры вывезли из городов русских и сожгли.
Досточка гусельная
Гусли – самый древний музыкальный струнный инструмент, воспетый в русских былинах и сказках. На гуслях играли герои русского эпоса: Садко, Добрыня Никитич, Боян. Название инструмента произошло от древнерусского слова «густы», что значит «гудеть на струнах».
![7e527e37 7e527e37](http://lh5.ggpht.com/-L_WhZ5va36A/VKB1KKRw0oI/AAAAAAAH-ao/Q-mVyolapdY/7e527e37_thumb%25255B8%25255D.jpg?imgmax=800)
Гусляры на Руси были нарасхват – их музыка являлась частью бытовой, обрядовой, духовной, светской и военной жизни народа. Овладеть искусством игры на гуслях не просто. По сути, гусли – это струнный вариант «клавишных». Инструмент имел горизонтальное положение – доска с натянутой в несколько рядов тетивой.
![28998a8478f9 28998a8478f9](http://lh6.ggpht.com/-9H0ABr3GDnI/VKB1Mt9_F5I/AAAAAAAH-a4/XpjhcrdrKRY/28998a8478f9_thumb%25255B7%25255D.jpg?imgmax=800)
Поначалу на гуслях играли с колен, а со временем они стали «столообразными», то есть на ножках. В XVIII веке, благодаря своим отличным звуковым качествам, гусли успешно конкурировали в России с иноземными струнными инструментами, и даже продавались за границу.
Балалайку в руки – и пошла потеха…
Есть ли такой человек на земле, который не знает, что такое балалайка. Этот нехитрый инструмент болтает себе да бренчит просто и без претензий. Ну, а русскому крестьянину другого и не надо. Он из себя Страдивари строить не будет – возьмет балалайку в руки, а ноги тут же сами пустятся в пляс.
![4fda275d7233 4fda275d7233](http://lh4.ggpht.com/-Vlm63-b5wOA/VKB1O5qQIuI/AAAAAAAH-bI/n6ML8AZNKX0/4fda275d7233_thumb%25255B9%25255D.jpg?imgmax=800)
В народе «балакать», «балагурить» означает «болтать» и «пустозвонить». Однако за этой простотой скрывается невероятная музыкальность. Балалайка рождена из полена. Самая голосистая та, что сделана из ели. «А почему не из березы?» – спросите вы. А потому, что у ёлки самый высокий акустический диапазон. К тому же, ель придает звучанию более резкий и звонкий оттенок.
Не музыка, а свистопляска…
У нас на Руси инструменты не только вырезали из дерева, но и лепили из глины. Музыкальные игрушки в виде коней, всадников, оленей, собачек или птиц с тремя-четырьмя отверстиями в народе назывались «свистульками». Любопытно, что каждая из таких «свистящих» фигурок имела свое символическое значение.
Например, птица, часто в виде петушка, отражала народное представление о счастье. Еще свистульки использовались как игрушки для детей, но в то же время имели ритуальное значение. С языческих времен свистульки служили магическими инструментами: в засуху вызывали дождь, в непогоду – зазывали солнце. Этот обряд так и назывался – «свистопляска». Вот, оказывается, откуда пошло это популярное и сегодня слово, означающее всякое буйное, неистовое и неорганизованное веселье.
Хороша ложка к обеду – да не только!
Когда русскому человеку хочется праздника, да так чтобы с азартом, в ход идут не только ложки, но и сковороды, тазы, печные заслонки… Словом всё, что может издавать звук. Среди предметов домашней утвари даже коса и пила «звучала» и «играла».
Однако из всех предметов быта, мировую музыкальную известность получили именно ложки, расписные, деревянные – хороши и к обеду, и к празднику. В игровой комплект ложек могли входить 2, 3 или 4 ложки среднего размера и одна – начальница, что побольше. Дело в том, что разные по размеру ложки создавали целый каскад звуков.
Как из огорода на званый ужин попасть
К звуку и музыке у русского народа сначала был чисто практический интерес. Вот, например трещотка – известная сегодня как культовый народный ударный инструмент – первоначально использовалась для отпугивания птиц с огородов.
Любопытно, как В. Даль в толковом словаре объяснял слово «трещотка» – снаряд, устроенный для того, чтобы трещать, грохотать, шуметь. Музицировать на круговой трещотке было действительно невозможно – только кур смешить, ну, или пугать. Со временем трещотка приобрела эстетичный вид и стала воистину музыкальной.
Ряд дощечек (до 20 и более), разделённых узкими планочками и нанизанных на ремешок издавали поток звуков – звонких, глухих, скрипучих. С этих пор без трещотки уже не обходился ни один свадебный обряд или застолье.
Труба зовет
С древнейших времён восточные славяне использовали музыкальные инструменты в ратном деле для поднятия бодрости духа войска и в качестве сигнальных оповещений. Если переводить на современный язык, то труба, по сути, выполняла функции сотовой связи. При помощи этого громогласного инструмента можно было «общаться» на расстоянии.
В знаменитой Липецкой битве князь Юрий Владимирский имел в своем войске шестьдесят деревянных труб, а в войске Ярослава, его противника, их насчитывалось сорок.
Карина Никульникова
Источник: www.softmixer.com
|
Комментариев нет:
Отправить комментарий