Маяковский, Сальвадор Дали, Фрида Кало: любовь и секс как двигатели искусства
![Картина Фриды Кало "Раненый олень"](https://ichef.bbci.co.uk/news/976/cpsprodpb/A317/production/_104015714_565d3bbf-8557-4d5f-a138-29b033aea778.jpg)
Фрида Кало и Диего Ривера, Варвара Степанова и Александр Родченко, Владимир Маяковский и Лиля Брик - творческие и не только творческие связи между составляющими эти пары художниками широко известны и хорошо описаны.
Другие пары - как например Федерико Гарсиа Лорка и Сальвадор Дали - остаются предметом теорий, слухов и догадок, но интригуют от этого ничуть не меньше.
Свыше 40 пар самых известных художников первой половины ХХ века, их любовные и сексуальные связи как двигатели искусства стали предметом проходящей в лондонском культурном центре Barbican выставки "Современные пары: искусство, интим и авангард".
Вот некоторые из наиболее интересных пар и иллюстрирующие их связи экспонаты выставки.
Фрида Кало и Диего Ривера
Диего Ривера и Фрида Кало были связаны друг с другом всю жизнь. Они познакомились в 1922 году: ей было 15, ему 37.
Через три года, попав под автобус, она осталась инвалидом на всю жизнь. В 1927 году Ривера увидел ее работы и мгновенно - первым - оценил ее художественный гений. В 1929 году они поженились.
Как художник он считал ее по меньшей мере равной себе. Они работали бок о бок, но бесконечные операции и бесконечные аборты Фриды, а также бесконечные романы Диего постепенно превратили брак в кошмар.
В 1939 году они развелись, но через год, в 1940-м поженились вновь. На этот раз, правда, Фрида поставила жесткие условия: финансовая независимость и никаких сексуальных отношений.
Она была для него матерью, он был ее ребенком. Себя она воспринимала как раненого оленя из одноименной картины, воссоздающей образ пронизанного стрелами христианского мученика Святого Себастьяна.
!["Сообщающиеся сосуды" (1938)](https://ichef.bbci.co.uk/news/976/cpsprodpb/F137/production/_104015716_616bc02f-53a3-42db-bbf7-43172e2dabdb.jpg)
Она отображена на многих его картинах: как раздающая повстанцам оружие маленькая девочка с красной звездой на груди (картина "Арсенал", 1928) или как художница в инвалидном кресле на настенной росписи "Кошмар войны, мечта о мире" (1952).
Отношения между ними он воспринимал как сообщающиеся сосуды - отсюда и название его картины.
День смерти Фриды 13 июля 1954 года Ривера считал самым печальным днем своей жизни.
Выставленный во Дворце изящных искусств в Мехико для прощания ее гроб он обернул мексиканским флагом и украсил серпом и молотом. Говорят, что в крематории, когда ему передали ее прах, он схватил пригоршню пепла и проглотил его.
Сам Ривера умер спустя три года, в 1957 году.
Варвара Степанова и Александр Родченко
![Родченко и Степанова](https://ichef.bbci.co.uk/news/976/cpsprodpb/13F57/production/_104015718_4966f6e1-359c-4666-b642-c5a8324347b7.jpg)
Как пишет исследовательница творчества двух ключевых художников раннего советского авангарда Мария Савостьянова, Родченко и Степанова по праву считаются идеальной парой. Они прожили долго, работали вместе, вместе конструировали, рисовали, придумывали, клеили, cколачивали и фотографировали.
Степанова, опора в житейских делах, часто брала на себя административные заботы, с которыми отлично справлялась, но при этом она оставалась оригинальным художником и экспериментатором.
Вместе они прожили 40 лет; семейное равновесие пошатнулось лишь однажды, когда Родченко увлекся своей ученицей, талантливым фотографом Евгенией Лемберг. Именно она изображена на знаменитой фотографии "Девушка с лейкой".
На представленной на выставке фотографии 1924 года мы видим Родченко и Степанову у себя в студии в окружении созданных Степановой в 1922 году декораций к спектаклю "Смерть Тарелкина".
На полу - плакат с фотографией Ленина. Вокруг - картонные ящики со стеклянными негативами различного формата.
Владимир Маяковский, Лиля Брик, Осип Брик
![Владимир Маяковский, Осип Брик, Лиля Брик](https://ichef.bbci.co.uk/news/976/cpsprodpb/0ABF/production/_104015720_mayakovsky-briks.jpg)
Самая известная "любовь втроем" советского авангарда представлена на выставке фотографиями Маяковского и супругов Брик работы Александра Родченко.
В советской истории литературы и искусства об этом тройственном союзе написано немало. Вот как представляют его британскому зрителю кураторы "Барбикана".
В июле 1915 года Владимир Маяковский познакомился с литературным критиком, писателем и редактором Осипом Бриком и его женой Лилей. Встреча положила начало продолжавшимся 15 лет бурным отношениям троих, породившим ряд важнейших произведений русского революционного авангарда.
Отношения эти ставили во главу угла дружбу, любовь и творчество в противовес отжившим, по мнению участников этого творчески-любовного альянса, нормам буржуазной морали.
К моменту революции 1917 года 22-летний Маяковский был уже ключевой фигурой охватившего Россию анти-истеблишментского эстетического течения, которое ставило своей задачей создать новое общество в соответствии с принципами футуризма.
Лиля и Осип принадлежали к тому же, движимому революционными идеями молодому поколению, и оба страстно влюбились в поэта.
Лиля была музой Маяковского даже в те периоды, когда они расставались, а Осип на протяжении всех этих лет был страстным поклонником и пропагандистом его творчества. Он был идеологом объединения "ЛЕФ" ("Левый фронт искусств"), который был рупором революции и центром притяжения лучших талантов русского авангарда.
Все трое дружили и сотрудничали с Варварой Степановой и Александром Родченко.
Доротея Таннинг и Макс Эрнст
![Так супруги Доротея Таннинг и Макс Эрнст вписали себя в скульптуру Эрнста](https://ichef.bbci.co.uk/news/976/cpsprodpb/5793/production/_104091422_588c686c-b46f-490e-bd58-04abf632e512.jpg)
Американская художница и писательница Доротея Таннинг вполне понятно раздражалась, когда в интервью ее спрашивали почти исключительно о муже - одном из классиков дадаизма и сюрреализма Макса Эрнста.
Однажды она написала (о себе в третьем лице): "Ее существование как художника было сильно подорвано ее существованием в качестве жены Макса". Однако чуть позже она добавила: "Любовь побеждает все".
Познакомились они в Нью-Йорке в 1942 году. Доротее Таннинг было 32 года, она работала иллюстратором каталогов модного универмага Macy's.
Урожденный немец, Эрнст стоял у истоков дадаизма в Кельне в годы Первой мировой войны, но в начале 20-х годов перебрался в Париж, где, тесно сотрудничая с Андре Бретоном, Полем Элюаром и Сальвадором Дали, стал одной из ведущих фигур сюрреализма.
В 1939 году, когда в Париж вошли нацисты, он бежал в Америку с помощью Пегги Гугенхайм - богатейшей покровительницы современного искусства и основательницы знаменитого музея своего имени.
К моменту знакомства Макса и Доротеи Пегги Гугенхайм уже была женой всемирно известного художника. Побывав в мастерской молодой художницы, Эрнст был настолько впечатлен, что уговорил жену включить картину Таннинг в готовящуюся ею у себя в галерее выставку "30 женщин". Выставка стала называться "31 женщина", и уже через неделю Эрнст переехал жить к Доротее.
![Доротея Таннинг "Вознесение"](https://ichef.bbci.co.uk/news/976/cpsprodpb/CCC3/production/_104091425_5b65d713-28fd-40b6-a682-2cad45b9f5ef.jpg)
"Лучше бы я оставила выставку "30 женщин" - с досадой говорила потом Пегги Гугенхайм.
Макс и Доротея поженились в 1946 году. Свадебная церемония была двойной - художник, фотограф и кинорежиссер Ман Рэй решил заключить свой брак с Жюльет Браунер вместе с друзьями Максом и Доротеей.
Прожили они вместе 30 лет, вплоть до смерти Эрнста в 1976 году. Доротея пережила мужа на 36 лет и умерла в 2012 году в возрасте 102 лет.
Незадолго до смерти свое сложное - где личное оказалось неразрывно связано с творческим - отношение к мужу Таннинг выразила в стихах:
"Много лет назад/Я с нежностью приняла к себе мужа/Простой человеческий акт/Превратился в решающий факт/На моей работе - его вечное пятно/Но я не могу понять почему/На его работах нет моего пятна".
Федерико Гарсиа Лорка и Сальвадор Дали
![Лорка и Дали](https://ichef.bbci.co.uk/news/976/cpsprodpb/11AE3/production/_104091427_lorca-dali.jpg)
"Ты - христианская буря, которой нужно мое язычество. Я приеду и дам тебе морское лекарство. Будет зима, и мы разожжем огонь. Бедные звери будут дрожать от холода. Ты вспомнишь, что ты изобретатель чудесных вещей, и мы будем жить вместе..."
С такими страстными словами обратился Сальвадор Дали летом 1928 года к своему другу Федерико Гарсиа Лорка.
Отношения между двумя гениями начались в 1923 году и продожались вплоть до 1936-го, когда Лорка был убит франкистами в начале Гражданской войны в Испании.
Свет на них проливают письма между двумя друзьями, собранные и опубликованные в 2013 году испанским журналистом Виктором Фернандесом.
Никто не знает достоверно, вылился ли совершенно явственный эротизм этих отношений в откровенную сексуальную связь. Но гомосексуальный импульс пронизывает всю переписку.
"Это была игра соблазнений. Лорка пытается представить себя в лучшем виде и словами завоевать Дали, который, в свою очередь, стремится встать на тот же интеллектуальный уровень, что и поэт. Лорка пытается поймать Дали в свои сети; Дали до определенной степени поддается", - так характеризует происходившее между ними Фернандес.
А вот как довольно откровенно и в то же время двусмысленно описывал эту любовь-дружбу сам Дали:
"Он, как все знают, был гомосексуалом и был безумно влюблен в меня. Дважды он пытался со мной переспать, что меня раздражало. Я же гомосексуалом не был и уступать ему был не намерен. Не говоря уже о том, что это больно. Так что ничего из этого не вышло. Но я все же чувствовал себя невероятно польщенным. Я понимал, что он великий поэт, и мне казалось, что я должен ему частичку тела Божественного Дали".
В 1928 году отношения заметно охладели, причиной чему было появление в них третьего - Луиса Бунюэля. Будущий великий режиссер вместе с Дали написал сценарий своего первого фильма "Андалузский пес". Выходец из Андалузии Лорка считал название фильма уколом в его адрес.
Лорка и Дали безусловно оказывали и творческое влияние друг на друга. Лорка написал "Оду Сальвадору Дали", а образы поэта постоянно появлялись в рисунках Дали, особенно после смерти Лорки. Ну и, конечно, Дали был автором костюмов и декораций к спектаклю по пьесе Лорки "Марина Пинеда".
- "ВМаяковский": как панк-самоубийца стал мифом и памятником
- 100-летие Сальвадора Дали в фотографиях
- Очереди на Фриду Кало: дань тренду или рутинное явление?
Дали всегда считал себя в какой-то степени ответственным за гибель Лорки. Он чувствовал, что не проявил достаточной настойчивости и не сумел в 1936 году убедить Лорку уехать с ним в Италию.
После смерти своей жены Галы в 1982 Дали в своих мыслях все дальше и дальше уходил от реальности в годы своей молодости и дружбы с Лоркой и Бунюэлем.
В конце жизни, когда он отказывался есть и весил 34 килограмма, одна из ухаживавших за ним сиделок рассказывала, что единственными словами, которые можно было разобрать в его бессвязном бормотании, были "Мой друг Лорка".
Комментариев нет:
Отправить комментарий