Как чинить «расколотое общество» Израиля
Термин «расколотое общество» ввел в оборот известный политолог Сэмюль Хантингтон в работе «Столкновение цивилизаций». Это общество, в котором сосуществует два или более типа цивилизаций, борющихся друг с другом за ведущую роль. Израиль в данном контексте являет собой характерный пример такого общества, поскольку в нем соперничают как минимум два типа цивилизаций: иудео-христианская или западная и исламская, представленная арабским сообществом. Некоторые политологи добавляют к этому еще и православную цивилизацию, представленную частью русскоязычной общиной сознательно или бессознательно.
Однако когда на культурно-цивилизационные различия накладываются еще и социально-экономические, то страна может превратиться в «тикающую бомбу». Именно так определила нынешнюю ситуацию доктор Сигаль Шелах, глава «Джойнт» в Израиле, выступая на недавней Герцлийской конференции по безопасности. Интересно, что выражение «тикающая бомба» взято из лексикона служб безопасности, которое применяется обычно к террористам, которые или намереваются взорвать бомбу или имеют конкретные данные о готовящемся теракте.
00:00/00:29
Ее доклад, прозвучал на сессии, озаглавленной «Расколы и разрывы в израильском обществе» и в нем были указаны следующие основные вызовы. Одна из глобальных проблем, стоящих перед Израилем: сильнейший разрыв между теми, кто относится к «нации стартапов» и всеми остальными. Это проявляется в уровне образования, разрыве между богатыми и бедными, между центром и периферией. Всего она указала на тридцать три крупных разрыва, среди которых выделила семь ключевых направлений. По всем этим направлениям Израиль занимает последние места в группе развитых стран (ОЭСР). Мы коснемся только нескольких из отмеченных ею вызовов.
Первый принципиальный показатель — это уровень социальной мобильности. Это означает возможность для человека из любого слоя (страты) общества пробиться на более высокий уровень. Именно индекс социальной мобильности позволяет судить о том, в какой степени общество дает своим членам равные и справедливые возможности. Когда этот уровень, наряду с другими показателями критически падает — то напряжение в социуме нарастает и это приводит к ситуации «тикающей бомбы».
Например, среди тех, кто родился в Тель-Авиве, возможность попасть в слой населения с наивысшим уровнем благосостояния достигает 25 процентов, независимо от стартового уровня. То есть каждый четвертый житель «деловой столицы» может попасть в высшие страты. У молодежи из арабского или религиозного секторов, а также эфиопской общины такие шансы сведены к минимуму.
Вторая проблема — ситуация, при которой семьи с двумя работающими родителями фактически постоянно балансируют на грани бедности. Третья связана с тем фактом, что 55 процентов достигших пенсионного возраста не получают пенсий, обеспечивающих прожиточный минимум. Старение население приводит к тому, что сегодня только 51 процент пожилых людей могут самостоятельно о себе позаботиться.
Профессор Алекс Минц, заместитель ректора Герцлийского междисциплинарного центра, один из ведущих специалистов по психологии управления напомнил о получившем широкий резонанс тезисе президента Израиля Руби Ривлина на конференции в Герцлии 2015 года «в Израиле давно нет большинства и меньшинства, а есть четыре примерно равных сектора: светский, религиозный, ультраортодоксальный и арабский. И все эти сектора двигаются по своим собственным, зачастую противоположным, траекториям».
Хотя президент предложил программу «Надежда» для изменения этой ситуации, и Герцлийский центр сотрудничает в с ней, но пока, по мнению профессора Минца, Израиль продолжает двигаться в другом направлении и раскол в обществе лишь углубляется. Он также подтвердил, что ведущие социологи определили израильское общество как глубоко расколотое. При этом на традиционные расколы на правых и левых, накладываются вышеуказанные расколы и разрывы по всем этим секторам.
Профессор Йоси Матиас, руководитель отделения Google в Израиле отметил усилия кампаний из сферы высоких технологий, направленных на преодоление различных разрывов, которые создали для этого специальную ассоциацию. Он подчеркнул три направления, в которых они работают: равный доступ всем слоям к технологическому образованию; поддержка стартапов для представителей всех слоев населения; преодоление разрыва между сферой хай-тека и остальными отраслями, где во многом продолжает использоваться устаревшее оборудование, опасное для людей и окружающей среды.
Доктор Мухамед Альнабари, бывший глава местного совета Хуры, указал на проблемы бедуинского сектора, как одного из самых бедных в израильском обществе. По его словам, он полагал, что «только бедуинское общество построено на племенных отношениях, но чем более он углублялся в ситуацию в израильском обществе, тем более оказывалось, что оно в целом построено на аналогичных отношениях, где каждый клан защищает свои интересы и смотрит на других сквозь очки стереотипов».
В качестве примера он привел свои попытки привлечь представителей промышленности для использования трудового потенциала бедуинского населения. «На самых разных уровнях я получал отказы, в которых практически прямым текстом говорилось, что это – невозможно, поскольку все бедуины воры и насильники», - добавил он. В итоге с большим трудом при поддержке Джойнта удалось организовать сотрудничество с компанией «Безек», которая создала колл-центр специально для девушек из бедуинских семей.
Тем не менее, все докладчики были настроены сравнительно оптимистично, говоря о программах, направленных на то, чтобы обезвредить «тикающую бомбу». Крайнее сожаление вызывает тот факт, что никто из выступавших не сказал ни слова о проблемах русскоязычной общины для улучшения ситуации, в которой давно уже не предусмотрено никаких специальных программ.
Владимир Поляк, «Детали». На снимке: демонстрация представителей «эфиопской" общины. Фото: Corinna Kern, Reuters
Комментариев нет:
Отправить комментарий