“…. вместо первоначальной поэзии разума и правды в воображение вторглась поэзия чувственности и лжи… И, заметьте, что вся красота, все совершенство этих образов происходит исключительно от совершенного бессмыслия, которые они выражают…. В сущности мы, русские, не имеем ничего общего с Гомером, Греками, римлянами, германцами, все это нам совершенно чуждо» Чаадаев «Философические письма».
Греки победили, язычество победило. Массовое искусство кормится «поэзией чувственности и лжи». В том числе и искусство Еврейского государства, искусство народа, который первым восстал против язычества, чувственности, лжи, зверя и охотника в человеке. Искусство мысли больше не нужно людям. Постмодернизм выводит за скобки личность, автора и, бездарно копируя, уничтожает лучшие образцы старой культуры. Уродство и пошлость становятся знаками свободы. Вершина современного постмодернизма – демонстрации сексуальных меньшинств.
Впрочем, бациллы чумы этой появились еще в начале ХХ века. Сальвадор Дали увидел их под «микроскопом» своей революции в живописи: «…Пикассо - вот полюс, противоположный Рафаэлю. Он столь же велик, но проклят. Проклят, раз обречен на плагиат, как всякий, кто восстает против традиции, крушит ее и топчет, не даром на всех его вещах лежит отблеск рабской ярости. Раб, он скован по рукам и ногам своим новаторством».
Пикассо был гениальным «рабом». Те, что пошли за ним, чаще всего, убивали традицию во имя самого убийства. Тоже и с современным постмодерном. Попытка соединить авангард с массовым искусством так же бессмысленна, как спаривание козла и тура в известной повести Фазиля Искандера.
Прозу и пьесу Венички Ерофеева считают явлением постмодерна. Вот и сам он обмолвился: «Писать надо по возможности плохо. Писать надо так, чтобы читать было противно. Самый большой грех по отношению к ближнему - говорить ему то, что он поймет с первого раза». Такая, не без кокетства, откровенность с барского плеча высокого таланта, но сам-то автор «Москва-Петушки» писал внятно, иногда даже лозунгово, да и чувствовал он 30 лет назад за спиной силу классической литературы. Можно было и пошутить. Сегодня все меньше той великой поддержки душе человеческой. Сегодня людям не до шуток и новаторства во всех жанрах искусства.
Вот подлинная, невидимая Катастрофа, постепенно «затопляющая» человеческую цивилизацию.
У Томаса Элиота:
Вот как кончится мир
Вот как кончится мир
Вот как кончится мир
Не взрыв, но всхлип.
Подлинное искусство противостоит темпам цивилизации. Оно не забегает вперед, не старается идти в ногу. Оно, по мере сил, возвращает человека к красоте, гармонии и мудрости природы. Компромисс с прогрессом, накрепко связанный с наживой, и стал основой массового искусства.
«Площадной балаган сгубил симфонию, но ведь прежде они уживались. Может потому, что никто не говорил молодым композиторам: ты оплати работу оркестра из ста человек, счет за свет, и ещё выкупи из своего кармана все нераспроданные билеты. До революции этим занимались меценаты, после – государство». Это пишет не брюзжащий старик, а молодой режиссер Соболев.
«Вопрос не только в том, что не исполнялись бы произведения. Исчезает публика, которая это будет слушать и воспринимать, - говорит режиссер Александр Сокуров. - И если появится человек, может он уже есть, человек масштабов Шостаковича, может, вы сегодня с трудом даже набрали бы зал, чтобы пришли люди это послушать».
Комментариев нет:
Отправить комментарий