Днем — небо, ночью — звезды
В Мемориальной синагоге Российского еврейского конгресса на Поклонной горе прошел фестиваль «Шалаш, шалом!». Молодые архитекторы интерпретировали традицию праздника Суккот.
![](https://lechaim.ru/wp-content/uploads/2024/10/24_10_17_-238-scaled.jpg)
Открытые небу сукки, сквозь крыши которых, согласно правилам, днем должно быть видно небо, а ночью — звезды, евреи строили во времена египетских скитаний. Жилища эти располагались на открытом пространстве и прочного фундамента не имели. С таким техническим заданием молодые архитекторы, выпускники и преподаватели Школы МАРШ, приступили к разработке концепции и проектированию объекта. Куратором фестиваля и автором его названия «Шалаш, шалом!» выступил Евгений Асс.
На открытии архитектор поделился тонкостями соблюдения заповеди: «В процессе проектирования мы столкнулись с тем, что Тора — серьезный инструмент строительных ограничений. Нам пришлось обращаться к первоисточникам, по некоторым предположениям, относящимся к XIV веку до нашей эры. Уже тогда было все сформулировано, сколько локтей должно быть в высоту и сколько ладоней в ширину и так далее. Конечно, мы не смогли учесть все правила создания кошерной сукки, но одна заповедь была исполнена во всех трех шалашах: сквозь их крыши видно небо».
![](https://lechaim.ru/wp-content/uploads/2024/10/6-scaled.jpg)
Артем Стаборовский, сооснователь архитектурного бюро SAGA, и Михаил Бейлин, партнер бюро Citizenstudio, материалом для шалаша выбрали древесину, а в качестве декоративного элемента — сосновую кору, заполнившую промежутки между торцами досок. Объект под названием «600 досок» вызывал размышления о надежности укрытия. Его воздух буквально наполнен уютом и ароматом осени.
![](https://lechaim.ru/wp-content/uploads/2024/10/24_10_17_-229-scaled.jpg)
Аскетичный интерьер сукки авторы предлагали украсить, нанося цветными карандашами, черной и алой тушью какое-нибудь изображение на еловую дощечку, а потом ставить ее на полку.
«Это история про замыкание цикла и объединяющую центростремительную силу: полые полукруглые металлические колонны, перетянутые праздничными лентами, стремятся к невидимому центру, в котором собираются люди на праздник Суккот».
Так описывает свой шалаш из профнастила «ПРОфенон» Дарья Зайцева, автор исследовательского проекта о путешествующей архитектуре «Про_Странствие».
![](https://lechaim.ru/wp-content/uploads/2024/10/24_10_17_-231-scaled.jpg)
Пень для медитаций — главный ориентир для поиска ракурса, с которого в сукке «Три с половиной» ведущего архитектора бюро WowHaus Владимира Изаксона можно видеть небо. Выдвигая концепцию созерцания неба через «внутреннее солнце», в качестве материала автор избрал тончайший лист золотистой пленки с внутренней стороны и серебристой — с внешней.
«Выбор столь ненадежного материала обусловлен идеей полного доверия Всевышнему», — объясняет Изаксон.
В каждый шалаш можно было войти и при желании провести ритуал праздника — «вознесение лулава», произнесение благословения с использованием четырех видов традиционных растений, символизирующих разнообразие и единство еврейского народа: плода семейства цитрусовых этрога, ветви ивы, пальмы и мирта.
![](https://lechaim.ru/wp-content/uploads/2024/10/24_10_17_-236-scaled.jpg)
«Наш фестиваль открыт для всех. Мы ждем каждого, кому интересно познакомиться с нашей традицией, историей, узнать о празднике вне зависимости от возраста или национальности», — рассказала на открытии исполнительный директор РЕК Анна Бокшицкая.
В этом году прошел пилотный запуск фестиваля, в будущем проект станет ежегодным.
Комментариев нет:
Отправить комментарий