О том, чем питались в Древней Греции, нам одновременно известно и мало, и много. Мало – потому что до наших дней не дошло ни одной книги, которая смогла бы познакомить нас с рецептами блюд тех мест и времен; много – потому что всю ту информацию, которой мы владеем сегодня, нам донесли страницы греческих пьес и философских трудов, начиная с «Иллиады» и «Одиссеи» Гомера и заканчивая «Пиром» Платона. Само слово «гастрономия» имеет греческие корни и в вольном переводе означает не что иное, как «искусство радовать желудок»…
![](https://lh3.googleusercontent.com/blogger_img_proxy/AEn0k_uF43RLsqC3GBAoQb63hjmnmAIKaUHjpPmm5xUD7Swzi6r50KvbIHC2ogcJe8CvhCWAoONJ1w4DmBPRY8kmngp-oSlXw9gQDBm9JU4H=s0-d)
Уже в те времена Греция понимала свое предназначение и утверждалась как цитадель философии, науки, политики и искусств, как настоящая цивилизация среди окружавших ее варваров и дикарей, подобных Древней Персии.
![greece03501 greece03501](https://blogger.googleusercontent.com/img/b/R29vZ2xl/AVvXsEhtbsIEn5garYiGFwqPIyUKpenKqHL7KXZYOkH_aAY2HcbLJg9-GPOogOP-gy-cT4wbsQMI0GNamepUSACA3uOfqdLAO2rn9XGGvJYd3C_agDyVVB8jRJlo8-KbH0PdVcc9Out71-265dPT/?imgmax=800)
Дабы подчеркнуть и усилить это отличие, они выработали свой подход к питанию – настолько утонченный, что Бернард Шоу на страницах своей пьесы «Майор Барбара» сказал, что носитель греческого языка не может быть невоспитанным человеком.
И если одни аспекты древнегреческой парадигмы питания находят свои отголоски даже в культуре XXI века, то очень может статься, что других нам сильно не достает.
Основы диетологии
В среде древнегреческих философов зародились взгляды на здоровое питание, которые были актуальны до самого конца Средневековья. В греческом сознании дикая природа была чем-то неправильным и далеким от понятий о цивилизации, поэтому нуждалась в модификации, в частности через внедрение агрокультуры.
![554b858d59852 554b858d59852](https://blogger.googleusercontent.com/img/b/R29vZ2xl/AVvXsEgXZQSo5fbxlyZMlbobqDiZMXTFC-lH1wrOfLWeMTHqDN4Vb23svmyuCo9LimaME3CGJjCKGqQ8WhCyQmH_jT-TvU-s1z5DZQjbbI7U5inAz0oo-asuQVqELgfinjowFIHFfmEnrqjRWUVv/?imgmax=800)
Также с подачи Гиппократа было принято считать, что человеческая сущность состоит из четырех телесных соков – гуморов, преобладание одного из которых определяет наш темперамент – холерический, флегматический, сангвинический или меланхолический.
Когда система гуморов приходит в дисбаланс, человек болеет, и чтобы вернуть и поддерживать его, нужно питаться правильными продуктами – иначе говоря, соблюдать диету.
Конечно же, никаких жидкостей подобного рода в человеческом организме нет, но это не отменяет правоты Гиппократа, если соотнести его теорию с современной медициной и понимать гумор как комбинацию биомолекул и минеральных веществ, чей баланс тоже нуждается в нормализации.
Режим питания
В ранний период истории греки принимали пищу четыре раза в день. Это был завтрак, полдник, легкий вечерний перекус и обед, который проводился после захода солнца.
![554b85d49aa65 554b85d49aa65](https://blogger.googleusercontent.com/img/b/R29vZ2xl/AVvXsEiVt3vEk3ZMKYTwAMoze3PJZeo1qMp70X3saKfyWvN5W2AF4YHiM3Xv-V0bml_a4bFzlIgnD2HkDfamppjBgiLrsyxsNVml1-CiHdVIkRUJZNTCKmZa_UuCsswj63a2LgEkN8baROv9a0BS/?imgmax=800)
Чехарда названий и последовательности в принятии пищи привели к классическому трехразовому питанию – утром, днем и вечером. Для всех социальных слоев Древней Греции завтрак был одинаковым: и богач и бедняк ели вымоченный в вине хлеб.
Полуденный перерыв предполагал теплую пищу, которую принимали вне стен дома. Обед же делился на два этапа: сперва ели продукты, насыщенные углеводами – пшеницу, ячмень, чечевицу, фасоль и все прочее, что тонизировало человека; на втором этапе переходили к чему-то потяжелее и погорячее – блюдам из рыбы, дичи и домашней птицы, сыра, салатов, овощей или простого оливкового масла.
Совместные трапезы
В Спарте, на острове Крит и в других регионах Греции совместный прием пищи, называемый сисситией, являлся настоящим культом, которым не допускалось пренебрегать ни одному члену общины – даже правители и мужи с достатком, имеющие свой дом, обязаны участвовать в сисситии, что делало их равными друг другу в этот момент.
![Rim1 Rim1](https://blogger.googleusercontent.com/img/b/R29vZ2xl/AVvXsEiEeGowxO2rtiMHHEjrBr_paHSsJqj-rIXPZw16a8-cDxNtoEiU-_hBmaJXEb0cfWSGiDzCWFZTAKIjKXUNFRy_cZ9131Z4Ajipl0hxNNo8-fBmPBRHpTY0lQsftkVsGKW1XSOnnefUgKRf/?imgmax=800)
Те же, кому закон был не писан, могли быть изгнаны из общины. Община представляла собой 15 мужчин (женщины и дети редко допускались к трапезе), которые занимали один стол среди других столов, расположенных в обеденной зале.
Сиссития в Спарте была в некотором роде сообразна порядкам спартанцев: чтобы иметь возможность принимать пищу со взрослыми мужчинами, юноша должен достигнуть 12-летия и заслужить определенную репутацию.
Все, что присутствовало на столе во время обеда, граждане должны были принести из дома и разделить с остальными. При невозможности следовать этому правилу член мог лишиться права гражданина и даже быть проданным в рабство. Отсюда вывод: в Древней Греции категорически нельзя было быть бедным.
Мясо
В Древней Греции многое не соответствовало образу цивилизованного человека, в том числе употребление в пищу мяса. Тем не менее, они его ели, но совокупное количество мяса на человека в год составляло примерно 1-2 килограмма, а вегетарианцы и вовсе отказывались от него.
![554b8657b5eb7 554b8657b5eb7](//lh3.googleusercontent.com/-W9rBPz1qq-k/VV4bBuAAS4I/AAAAAAAApXo/GIrP3hviWnU/554b8657b5eb7_thumb%25255B2%25255D.jpg?imgmax=800)
В основном мясо подавали к столу в дни религиозных праздников, и прежде, чем приступить к трапезе, нужно было выразить уважение к жизни животного через принесение его в жертву богам.
Жертвенными животными считались крупный рогатый скот, козы и олени. Гуси и зайцы в свою очередь считались менее священными, поэтому их подача к столу не сопровождалась подобными ритуалами.
Вино
В целом, вино никогда не дополняло трапезу древних греков. Но важной частью культурной и общественной жизни мужчин были особые встречи, которые назывались симпосиями.
![arx-zast arx-zast](https://blogger.googleusercontent.com/img/b/R29vZ2xl/AVvXsEhMIi2tYNrv08_BShl6n_09nNVRBab0z2TaGqGpf48w8Hy0UyUV2BTGyszaesEO5no5v9pOgl0oI8KLPecdVEyMY6bk7iY6ZT1qOOlLw1TmuTx8HfkJqR8nj5A0P43mcmE3QYOsesybK2iB/?imgmax=800)
Каждый такой симпосий являлся ни чем иным, как дружеской попойкой: мужчины возлежали на кушетках в окружении танцовщиц и акробатов, читали поэмы, говорили о высоком и пили вино, закусывая его сыром, хлебом и другой легкой снедью.
При этом древние греки никогда не позволяли себе пить чистое вино, считая такое поведение варварским, и всегда разбавляли его водой в удивительной пропорции – одна часть вина на три-четыре части воды, что, по мнению Плутарха, являло собой идеальный баланс.
Уже в те времена Греция понимала свое предназначение и утверждалась как цитадель философии, науки, политики и искусств, как настоящая цивилизация среди окружавших ее варваров и дикарей, подобных Древней Персии.
Дабы подчеркнуть и усилить это отличие, они выработали свой подход к питанию – настолько утонченный, что Бернард Шоу на страницах своей пьесы «Майор Барбара» сказал, что носитель греческого языка не может быть невоспитанным человеком.
И если одни аспекты древнегреческой парадигмы питания находят свои отголоски даже в культуре XXI века, то очень может статься, что других нам сильно не достает.
Основы диетологии
В среде древнегреческих философов зародились взгляды на здоровое питание, которые были актуальны до самого конца Средневековья. В греческом сознании дикая природа была чем-то неправильным и далеким от понятий о цивилизации, поэтому нуждалась в модификации, в частности через внедрение агрокультуры.
Также с подачи Гиппократа было принято считать, что человеческая сущность состоит из четырех телесных соков – гуморов, преобладание одного из которых определяет наш темперамент – холерический, флегматический, сангвинический или меланхолический.
Когда система гуморов приходит в дисбаланс, человек болеет, и чтобы вернуть и поддерживать его, нужно питаться правильными продуктами – иначе говоря, соблюдать диету.
Конечно же, никаких жидкостей подобного рода в человеческом организме нет, но это не отменяет правоты Гиппократа, если соотнести его теорию с современной медициной и понимать гумор как комбинацию биомолекул и минеральных веществ, чей баланс тоже нуждается в нормализации.
Режим питания
В ранний период истории греки принимали пищу четыре раза в день. Это был завтрак, полдник, легкий вечерний перекус и обед, который проводился после захода солнца.
Чехарда названий и последовательности в принятии пищи привели к классическому трехразовому питанию – утром, днем и вечером. Для всех социальных слоев Древней Греции завтрак был одинаковым: и богач и бедняк ели вымоченный в вине хлеб.
Полуденный перерыв предполагал теплую пищу, которую принимали вне стен дома. Обед же делился на два этапа: сперва ели продукты, насыщенные углеводами – пшеницу, ячмень, чечевицу, фасоль и все прочее, что тонизировало человека; на втором этапе переходили к чему-то потяжелее и погорячее – блюдам из рыбы, дичи и домашней птицы, сыра, салатов, овощей или простого оливкового масла.
Совместные трапезы
В Спарте, на острове Крит и в других регионах Греции совместный прием пищи, называемый сисситией, являлся настоящим культом, которым не допускалось пренебрегать ни одному члену общины – даже правители и мужи с достатком, имеющие свой дом, обязаны участвовать в сисситии, что делало их равными друг другу в этот момент.
Те же, кому закон был не писан, могли быть изгнаны из общины. Община представляла собой 15 мужчин (женщины и дети редко допускались к трапезе), которые занимали один стол среди других столов, расположенных в обеденной зале.
Сиссития в Спарте была в некотором роде сообразна порядкам спартанцев: чтобы иметь возможность принимать пищу со взрослыми мужчинами, юноша должен достигнуть 12-летия и заслужить определенную репутацию.
Все, что присутствовало на столе во время обеда, граждане должны были принести из дома и разделить с остальными. При невозможности следовать этому правилу член мог лишиться права гражданина и даже быть проданным в рабство. Отсюда вывод: в Древней Греции категорически нельзя было быть бедным.
Мясо
В Древней Греции многое не соответствовало образу цивилизованного человека, в том числе употребление в пищу мяса. Тем не менее, они его ели, но совокупное количество мяса на человека в год составляло примерно 1-2 килограмма, а вегетарианцы и вовсе отказывались от него.
![554b8657b5eb7 554b8657b5eb7](http://lh3.googleusercontent.com/-W9rBPz1qq-k/VV4bBuAAS4I/AAAAAAAApXo/GIrP3hviWnU/554b8657b5eb7_thumb%25255B2%25255D.jpg?imgmax=800)
В основном мясо подавали к столу в дни религиозных праздников, и прежде, чем приступить к трапезе, нужно было выразить уважение к жизни животного через принесение его в жертву богам.
Жертвенными животными считались крупный рогатый скот, козы и олени. Гуси и зайцы в свою очередь считались менее священными, поэтому их подача к столу не сопровождалась подобными ритуалами.
Вино
В целом, вино никогда не дополняло трапезу древних греков. Но важной частью культурной и общественной жизни мужчин были особые встречи, которые назывались симпосиями.
Каждый такой симпосий являлся ни чем иным, как дружеской попойкой: мужчины возлежали на кушетках в окружении танцовщиц и акробатов, читали поэмы, говорили о высоком и пили вино, закусывая его сыром, хлебом и другой легкой снедью.
При этом древние греки никогда не позволяли себе пить чистое вино, считая такое поведение варварским, и всегда разбавляли его водой в удивительной пропорции – одна часть вина на три-четыре части воды, что, по мнению Плутарха, являло собой идеальный баланс.
Источник: storyfiles.blogspot.co.il
|
Комментариев нет:
Отправить комментарий